Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На Кубани слились воедино две богатейшие культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.
Песня Кубанских казак - мощный пласт русского народного песенного и певческого искусства, уникальный по силе воздействия и художественным особенностям.
Она привлекала внимание просвещенных меломанов и ученых уже в конце XVIII - начале XIX века.
Записи казачьих песен велись почти непрерывно вплоть до наших дней, и научный и практический интерес к ним существовал всегда и со временем только возрастал.
Актуальность темы исследования. Издревле на Дону казачьи станицы и хутора славятся своей своеобразной песенной культурой. Здесь широко распространены старинные, военно-походные, обрядовые, исторические, лирические, шуточные, танцевальные и хороводные казачьи песни.
Время неумолимо движется вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном и первозданном варианте. Поэтому очень важно сохранить ценности и традиции донского казачества.
Цель данной работы - изучить историю Кубанского казачества в песенных сюжетах.
Задачи данной работы:
- выявить структуру и особенности казачьей песни;
- проанализировать истоки казачьих песен;
Научными источниками послужили работы Листопадова А. М., Рудниченко Т. С., Балюка Н.А., Кирюшкина Т. В., Капли О. В. и многих других.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Песни Кубанского казачества в исторической ретроспективе
1.1. Донская казачья песня в историческом развитии
Казачья песня как явление истории культуры прошла более четырех веков развития. Сама ее сущность с XVII-XVIII веков по XX претерпела значительные изменения, которые можно представить в исторической последовательности этапов, обусловленных процессом социально-исторического развития. Эта обусловленность проявляется как прямо, так и косвенно.
Этап формирования казачьей песенной традиции, соответствующий периоду становления казачества, выбору модели социальной организации, управления, регистрации обычного права и интеграции в Армию (XVI-XVII вв.), не может быть реконструирован из-за отсутствия записей. На основании исторических источников, свидетельствующих о полиэтничности сформировавшегося в то время "ядра" донского населения, можно предположить, что культура была многокомпонентной. Это свойство сохранялось до начала XIX века. использование "ясырей" (пленников) для различных работ внутри городов, усыновление беглецов из отдаленных земель России и Украины, заключение браков с иностранцами и "иногородними".
В силу этих причин развитие казачьей песенной традиции с XVI по начало XVIII века было, очевидно, обширным. Консолидация сопровождалась культурной интеграцией. В это время, если исходить из общей логики развития этнической культуры, происходил отбор, отсеивание или вытеснение на периферию избыточных и неинтегрированных элементов. Явления, воспринимаемые из русской и других культур (в основном тюркской и иранской), адаптировались к местным условиям, что выразилось в формировании различных структурных и артикуляционных стереотипов, на основе которых происходила интеграция ядра традиции. По мнению А. К. Байбурина, структурирующее свойство стереотипов проявляется в их центростремительной интровертной ориентации.
Предпосылками культурной интеграции были: господство русского языка, установившееся к концу XVIII - началу XIX века; существенная роль духовных ценностей, на основе которых развивалась религиозная толерантность; уникальность образа жизни мужской общины и нормативной базы жизни (обычное право-адат); единство особенностей степного военного менталитета. В то же время на раннем этапе истории социальная структура не создавала условий для явного лидерства, поскольку каждый достойный человек мог быть как атаманом ("атаманы-молодцы"), так и священником.
Тезис о полиэлементности традиции подтверждается сохранением значительного числа жанровых и стилевых типов двух основных форм мужской казачьей песни-продолжительной и периодической, исполняемой во время движения; песен, контрастирующих по интонации (диатонической и ангемитонической, с доминирующим вертикальным или горизонтальным вектором развития звукового тона) и композиционным принципам строф и полифонии.
Энергия формирующейся этносоциальной общности, казалось, выплескивалась наружу, воплощаясь в замысле движения. Длинная и полудлинная периодическая песня воплощает идею покорения пространства по-разному: одна-раздвигая его границы и постепенно расширяя композицию, другая-регулярностью, временной симметрией и энергией двигательного ритма. В обоих жанровых типах пространственные векторы (горизонтальные и вертикальные) воплощены на основе нескольких моделей.
Внешние границы пространства обитания, как и пространство песни, определялись только возможностью контроля. Эволюция принципов его развития в художественной культуре может быть связана или не связана с изменением отношения к нему в общественной жизни, однако здесь нельзя не заметить определенного сходства. Расширяющееся пространство дополняется развитием в глубину (вверх), что отражается в многоступенчатых моделях, представленных как в поэтических образах казачьих песен, так и в организации силлабической музыкально-ритмической формы и полифонической фактуры.
Наблюдалось также развитие мужских поведенческих стереотипов, в том числе моторно-сенсорных и артикуляционных. Характерные стилистические особенности казачьей песни, которые развивались в процессе интеграции, были связаны с определенным оригинальным репертуаром, сформировавшимся на этом этапе, и его типичными жанровыми формами.
Второй этап-с 30-х годов XVIII века почти до середины XIX века-характеризуется сочетанием тенденций экстенсивного и интенсивного развития традиции с ярко выраженной европеизацией. Это связано с обновлением системы ценностей-сложным переплетением мистического и социально-исторического, стремлением к реорганизации введенных законов и правил, норм обычного права и различных традиций, отмеченным усложнением гендерной, возрастной и социальной дифференциации общества, возрастанием роли родового принципа, формированием женской культурной сферы (ритуалов и фольклора).
Военно-общинная культура постепенно обрастает комплексом составляющих гражданской. Так в конце XVIII - середине XIX века сформировался бытовой ритуальный комплекс.
Изменение форм военной деятельности-запрет морских набегов и замена их нерегулярной конной службой-приводит к вытеснению "морского" репертуара, который сохраняет свое значение только в виде фрагментов - типичных мест созданных песен.
Формируются новые, универсальные и очень стойкие артикуляционные и темпо-ритмические стереотипы, обусловленные реальной физической и психической зависимостью всадника и лошади, которые стали неизменным атрибутом репертуара "песен на службе".
По-видимому, именно к этому периоду следует отнести распространение полифонической полифонии диалогического типа в донской певческой культуре. К 30-м годам XVIII века относятся первые упоминания о существовании партийного стиля пения ("итальянская нота") в столице Черкасской области. Наличие конных казачьих полков во второй половине века, сначала в Киеве, а затем в Санкт-Петербурге, способствовало усвоению этого стиля и связанных с ним жанров. Размещение полков русской армии в средних городах Донской поймы, которые недавно были в эпицентре Булавинского восстания, в крепостях в ее нижнем течении способствовало параллельному, как бы на нескольких фронтах, наступлению на донскую традицию (в основном вокальную) солдатских песен, военного сигнала, маршевой и танцевальной музыки.
Создается значительный объем новых песен об участии казаков в войнах России в XVIII - начале XIX вв., о внутриполитических событиях. Музыкальные и поэтические тексты очень типизированы, как с точки зрения композиции, так и поэтики. Мелодические повороты фанфар, юбилеи в голосовых партиях, ходы "эксцентричного" баса способствовали унификации мелодического стиля казачьих песен. Строфа Канта находит свое воплощение в кавалерийских песнях линии.
Третий период-примерно с середины XIX века до 20-х годов XX века-характеризуется возрастающим влиянием различных форм письменной культуры и урбанизацией. Традиция в ее различных аспектах становится личностно ориентированной. Она включает в себя продукты индивидуального авторского творчества.
Происходит трансформация или смещение ценностей и связанных с ними культурных концепций, которые получили широкое распространение в ходе интеграции казачества в Российскую империю. На первый план выходят понятия служения, чести и славы. Первые, такие как рейд, кампания, воспринимаются как частные по отношению к службе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипенко Н. А. Народная демонология донских казаков / Традиционная культура: Научный альманах. 2004.
2. Балюк Н. А. «Откуда родом казачье? – С Дона!».
Научно-методический и репертуарно-информационный альманах. XVI выпуск. Издание Комитета по делам национальностей Тюменской области и Дворца национальных культур «Строитель», Тюмень, 2007, стр. 29-31
http://a-pesni.org/kazaki/a-otkuda.htm
3. Венков А., Озеров А. «Казачий Дон: Пять веков воинской славы.» 2010.
4.Грушевский М. История украинского казачества. СПб., 1913.
5. Гура А. В. Поэтическая терминология севернорусского свадебного обряда // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Отв. ред. Б. Н. Путилов./Наука, 1974.
6. Домановский Л. В., Алексеева О. Б., Литвин Э. С. Исторические песни XIX века / Наука, 1973.
7. Иванова И.Н. «О песнях донских казаков.»
8 Капля О. В. Автореферат диссертации. «Исторический фольклор в культуре донского казачества». Волгоград, 2011.
9. Кирюшина Т.В «Песенная традиция донских казаков». (краткий конспект – лекция)
http://prokofievcollege.ru/upload/files/metodicheskie-raboty/Kazaki.pdf
10. Кравченко И. И. Песни донского казачества / Сталинград: Стал. кн. изд-во, 1938
11.Казачья музыка. Статья «О песнях донских казаков». http://cossacksmusic.ru/o-pesnyax-donskix-kazakov.html
12. Казачество святой Руси.
http://kazak-sv.ru/index.php/o-kazachestve/istoriya
13. «Лазоревский цвет. Донское казачество» . Правительство Ульяновской области, департамент культуры и архивного дела, центр народной культуры информационно-методический сборник к III Межрегиональному казачьему фестивалю «Двенадцать жемчужин» (специальный выпуск). Ульяновск, 2010.
14. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.1, ч.1. М., 1949.
15. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.1, ч.2. М., 1949.
16. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.2. М., 1950.
17. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.3. М., 1951.
18. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.4. М., 1953.
19. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.5. М., 1954.
20. Любченко Б. Ф. Донские исторические песни периода азовских походов Петра I // Народная устная поэзия Дона: Материалы науч. конф. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1963.
21. Мехнецова А. и Бахтина В. «Песни донских казаков, напетые Каргальским А. И». / Ленинград, «Советский композитор», 1976
http://veshki-bazar.ru/docs/folk/o-pesnyax-donskix-kazakov/
22. Пищулина B. В. Истоки традиции храмостроения на Дону // Научная мысль Кавказа. 1998.
23. Пономарев Я. А. Диссертация: «Фольклор донских казаков в контексте культурных традиций в России».
http://www.dissercat.com/content/folklor-donskikh-kazakov-v-kontekste-kulturnykh-traditsii-v-rossii
24. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. http://www.dissercat.com/content/donskaya-kazachya-pesnya-v-istoricheskom-razvitii#ixzz43cdlKmTq
25. Сидоров В. «Донская казачья энциклопедия Владимира Сидорова». Ростов-на-Дону. Изд-во: Гефест, 1994.
26. Хаханян X. М. Марш // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1976