Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тематический анализ — это базовый метод качественного анализа. Он удобен в плане изучения процедуры и универсален в практическом применении. Тематический анализ позволяет раскрыть смысловое содержание данных. Его процедура включает в себя определение кодов, тем и их интерпретации; используются как дедуктивный, так и индуктивный подходы к формулированию тем.
Тематический анализ стал развиваться в психологии в начале 2000-х гг. параллельно с качественным контент-анализом. Оба метода похожи по процедуре (сведения массива данных к компактным смысловым категориям или темам), но качественный контент-анализ, в отличие от тематического анализа, при необходимости может включать подсчёт частоты встречающихся категорий как указание на их значимость (Vaismoradi, Turunen, Bondas, 2013). В публикациях последнего времени (Бусыгина, 2015; Willig, 2013) качественный контент-анализ постепенно и неуклонно замещается методом тематического анализа, так как он отличается большей гибкостью в использовании и позволяет получить богатые и детализированные данные.
1. Общая характеристика тематического анализа
1.1 История и краткая характеристика метода тематического анализа
Тематический анализ — это «первый качественный метод анализа, которые исследователи должны изучить, так как он предоставляет основные навыки, которые будут полезными при проведении многих других форм качественного анализа» [4, с. 78].
В практических руководствах по качественным методам в психологии рекомендуется совместная работа исследователей как одна из стратегий валидизации.
Специфичные критерии валидности и надёжности качественного анализа выходят за пределы настоящей статьи, так как они являются универсальными для всех качественных методов и достаточно подробно раскрыты в литературе на русском языке.
За счёт универсальной структуры метод может применяться сторонниками разных теоретических позиций (обращение к другим методам, скажем, нарративного и дискурс-анализа, так или иначе «обязывает» отнестись к соответствующим теориям нарративной и дискурсивной психологии).
Тематический анализ позволяет работать с большим объёмом данных, стимулирует новые исследовательские решения и открытия; идеален для обучения основам качественного анализа и относительно быстро осваивается студентами. Качественный анализ — кропотливая процедура, требующая высокой концентрации интеллектуальных усилий. Цель качественного анализа заключается в том, чтобы выявить в отдельных исследовательских случаях (высказываниях, текстах или изображениях) общий паттерн значений, «смысловую конфигурацию» данных.
В итоге получается «насыщенное описание» (Гиртц, 2006) жизненного опыта, его психологическое обобщение, говоря метафорически, «портретирование в деталях». Для учебных целей лучше анализировать каждый случай самостоятельно, а затем постараться найти объединяющие тенденции (скажем, выписать основные темы каждого интервью, после чего свести их в единый перечень). Одни темы логически сливаются друг с другом, а другие, значимые с точки зрения цели исследования, потребуют уточнения и дополнения. Понимание того, что важно или второстепенно, — залог успешного анализа. Умения и навыки сразу видеть «сюжет» в данных, улавливать первостепенные моменты и проблемы, соотносить их с целями и задачами конкретного исследования — это следствие многолетнего практического опыта.
Тематический анализ как самостоятельный метод был описан совсем недавно (в конце 1990-х - начале 2000-х гг.), однако на практике он применялся и раньше, хотя и не обозначался в качестве особого метода. Ядро процедуры тематического анализа — кодирование — было заимствовано из традиции контент-анализа. Хотя авторы, рассказывающие о тематическом анализе, несколько по-разному описывают его этапы и технику, у всех в качестве главного компонента метода выступает многоступенчатое кодирование [4].
По сравнению с контент-анализом процедура тематического анализа менее формализована, в ней большее место отводится работе с контекстом и интерпретации. Сторонники тематического анализа критикуют формы редуцирования текста в контент-анализе: с их точки зрения, при таких действиях коды неизбежно выдергиваются из контекста, что приводит к недопустимой потере смысловых оттенков. В тематическом анализе сохраняется систематичность работы с данными, принятая в контент-анализе, но при этом аналитик в большей мере озабочен «схватыванием» имплицитного смысла, который может быть раскрыт только исходя из контекста, что требует многократного прочитывания материала и работы с цельным текстом. Вообще, как отмечают некоторые авторы (см., например: Holloway, Todres, 2003), разработанные в рамках контент-анализа процедуры кодирования и методологически описанные в рамках тематического анализа процедуры тематизирования или выделения тем — основа всех качественных подходов к анализу данных. Если кодирование связано с разбивкой текста на отдельные фрагменты (смысловые единицы) и анализом каждого выделенного фрагмента, то тематизирование — это процедура объединения отдельных кодов в новые смысловые единицы. Способность к тематической перегруппировке смысловых единиц — одна из базовых компетенций исследователя-качественника, позволяющая ему делать обобщающие умозаключения.
1.2. Процедура тематического анализа
Процедура тематического анализа включает многоступенчатое кодирование, как это принято в традиции контент-анализа. Последовательно выделяются описательные и затем более абстрактные коды, формируются категории.
В отличие от контент-анализа полученные коды не только собираются в смысловые кластеры, объединенные некой общей категорией, но из кодов формируется что-то вроде «повествовательной линии» (темы). По сути, то, что выделяется в виде тем, очень похоже на отдельные главы книги, обозначения которых раскрывают ее основное содержание [24].
Выделенные темы — нечто вроде структуры рассказа об исследовательском предмете. Частота встречаемости темы может быть посчитана. Однако она сама по себе не важна. Гораздо большее значение имеет семантический вес темы, т.е. ее вклад в возможность раскрыть общее содержание предмета.
1.3. Инструменты и методы для проведения тематического анализа. Его преимущества и недостатки
Тематический анализ может проводиться разными способами. Выбор лучшего инструмента или метода для этого процесса
зависит от:
• Данных.
• Контекста и ограничений фазы перехода от данных к анализу.
• Персонального стиля работы исследователя.
Три общих метода включают в себя:
• Использование специальных программ.
• Ведение заметок (journaling).
• Использование техник диаграмм сходства (affinity diagramming techniques).
• Использование специальных программ
Для анализа большого объема качественных данных исследователи зачастую используют программы CAQDAS (Computer-Aided Qualitative-Data–Analysis software) [26]. Исследователи загружают туда транскрипты и полевые заметки и затем систематически анализируют текст через процедуру кодирования.
Программа помогает обнаружить темы с помощью различных инструментов визуализации, таких как деревья слов (word trees) или облака слов (word clouds) — это позволяет организовать закодированные данные различными способами.
2. Методологические стратегии тематического анализа
2.1 Процедура тематического анализа
Тематический анализ - это метод определения смысловых паттернов в полученных данных и их описания в контексте исследовательских задач. Тема представляет собой краткое обозначение значимой информации и выражается в языковых понятиях, которые фиксируют основное содержание текста. Темы освещаются с использованием двух ключевых подходов:
«задаваемого теорией» — дедуктивного,
2) «задаваемого данными» — индуктивного (что соответствует логике качественного анализа в целом). Если в первом случае категориальная сетка разрабатывается на основе теоретического анализа литературы, а затем все данные распределяются и анализируются в соответствии с ее структурой, то во втором случае темы выводятся непосредственно из эмпирических данных. На самом деле тематический анализ-это всегда баланс между дедукцией и индукцией [5].
Можно выделить следующие базовые методологические стратегии тематического анализа как качественного метода исследования.
1. Первичный анализ данных. Исследователь несколько раз перечитывает тексты, транскрипты и формулирует впечатления, идеи и предположения о материале, с которым он собирается работать в дальнейшем. Первичное ознакомление позволяет более глубоко «погрузиться» в данные. Фиксируются спонтанные размышления и гипотезы, которые в анализе не раз будут изменяться и уточняться. Ознакомление с данными отнимает немало времени, однако эта работа не пропадёт даром, ибо она в значительной степени облегчает понимание материала и закладывает фундамент дальнейшей работы с ним.
2. Определение тем — упорядочивание массива данных через выделение смысловых категорий или единиц, которые преобразуют материал собранных текстов или изображений в компактные обобщения, отражающие основное содержание. Обычно в качественных исследованиях используются, по меньшей мере, три техники определения значений и структуризации текста, различия между которыми трудно уловимы и, на наш взгляд, с практической точки зрения являются второстепенными.
Конденсация смысла — это сокращение всего значимого, что высказал респондент, и сжатие длинных предложений в короткие, выражающие основной смысл высказывания в нескольких словах (Квале, 2009). Названная техника используется чаще всего в рамках феноменологического описания и анализа смыслового опыта (Giorgi, Giorgi, Morley, 2017).
Кодирование — это процесс разбивки данных на отдельные части и присвоение им кратких названий, фиксирующих основное содержание этих частей, а код, следовательно, представляет собой условный ярлык, присваиваемый фрагментам текста исследователем. Техника кодирования чаще всего используется в методе «обоснованной теории» (Charmaz, 2014). Третья техника — выделение тем — сформировалась в середине 2000-х гг., о чём уже говорилось ранее. Открыт вопрос, является ли тематический анализ самостоятельным методом анализа в строгом смысле этого слова (наряду с методами феноменологического анализа, «обоснованной теории», нарративного и дискурс-анализа и так далее) или «сквозной» стратегией качественного анализа как такового, которая реализуется в различных исследовательских подходах. Мы считаем, что он может использоваться как отдельный способ работы с данными. Тема — это «специфический паттерн значения, обнаруживаемый в данных», конфигурация устойчивых характеристик данных, значимых с точки зрения вопроса исследования [24].
Существуют два основных типа тем:
1) очевидные («лежащие на поверхности» текста, то есть фиксирующие его содержание);
2) латентные (подразумеваемые или скрываемые, прямо не облачённые в слова).
Последние темы обычно представляют значительный психологический интерес и обнаруживаются прежде всего с помощью весьма сложных моделей интерпретаций: глубинной, критической герменевтики и так далее [5]
Индикатором важности темы в качественном анализе является скорее не частота её встречаемости, а эмоционально-смысловая нагрузка, то есть «удельный вес» в повествовании. Определение тем варьируется от узнавания и обозначения (перефразирования и краткого пересказа) интересующих нас тенденций до более тонкой интерпретации и реконструкции психологических состояний, которые могут скрываться за комментариями респондента. В последнем случае важно соблюдать известную осторожность и аргументировать выводы.
Для начинающих исследователей может оказаться полезным «обратиться» к тексту и мысленно задать наводящие вопросы. Тактика «навигационных вопросов» известна ещё с античности (диалоги Платона). «Задав вопрос, спрашивающий фактически одновременно начинает анализировать и возможные варианты ответов.
Вопрос задаёт направление поиска ответов, формирует пространство вокруг вопроса».
3. Поиск взаимосвязей между темами. Задача стратегии заключается в том, чтобы объединить полученные ранее смысловые единицы, коды или темы (употребляем сейчас эти понятия как синонимы), найти логические отношения между ними и получить таким образом целостное видение текста, его смысловую структуру или «скелет». Качественный анализ является условно обратимым или «спиральным» [32], поэтому мы имеем право вернуться на предыдущие этапы: по-новому взглянуть на данные в свете выделенных тем, лаконичнее переформулировать их названия, сравнивать те или иные фрагменты текста.
2.2. Кодирование и тематизирование. Виды кодировки
Ансельм Стросс выделяет три вида кодировки качественных данных. В соответствии с ними исследователи просматривают данные трижды, используя каждый раз различную кодировку. Причем Стросс предупреждает: "Для неопытного исследователя кодирование - операция наиболее сложная для понимания и овладения..." [3].
Открытое кодирование. Исследователь выполняет открытое кодирование во время первого прохода по вновь собранным данным. Он описывает темы и присваивает первичные коды или маркирует их, делая первую попытку сгруппировать массу полученных данных в категории. Он медленно читает полевые заметки, исторические источники или другие данные, ища ключевые термины, ключевые события или темы, которые затем отмечаются. Он готов создавать новые темы и изменять эти первичные коды в последующем анализе. Теоретическое обрамление помогает только тогда, когда оно используется гибко. Открытое кодирование выводит темы на поверхность из глубин данных. Темы находятся на довольно низком уровне абстракции и исходят из предварительных исследовательских вопросов ученого, концепций, доступных в литературе, терминов, используемых в социальной среде, или из новых мыслей, которые возникли при погружении в данные.
Как предупреждают Л. Шацман и А. Штраус [4], исследователю важно увидеть абстрактное понятие в конкретных данных, а затем вернуться и сосредоточиться на абстрактных понятиях и конкретных деталях. В сравнительно-исторических исследованиях также используется открытое кодирование. Исследователь составляет список тем после открытого кодирования. Этот список служит трем целям:
1. Это поможет вам сразу увидеть возникающие темы.
2. Это поощряет поиск тем в последующем открытом кодировании.
3. Список используется для построения универсума всех тем исследования, которые затем реорганизуются, сортируются, объединяются, отбрасываются или расширяются для дальнейшего анализа.
Квалификаторы различаются тем, насколько полно и насколько подробно они кодируются. Некоторые кодируют каждую строку или каждые несколько слов; другие кодируют абзацы и утверждают, что многие данные не кодируются и являются "шлаком". Степень детализации кодирования зависит от задачи исследования, "богатства" данных и целей исследователя. Открытое кодирование приводит к аналитическим заметкам или заметкам, которые исследователь пишет для себя во время сбора данных.
Заключение
Тематический анализ — систематический метод разделения и организации насыщенных данных из качественного исследования, который подразумевает наделение отдельных наблюдений и цитат определенными кодами, это облегчает поиск важных тем.
Как и предполагается названием, тематический анализ включает в себя поиск тем.
Тематический анализ — это метод определения смысловых паттернов в полученных данных и их описания в контексте исследовательских задач. Тема является лаконичным обозначением значимой информации и выражается в языковых понятиях, фиксирующих основное содержание текста. Темы выделяются с помощью двух ключевых подходов:
1) «задаваемого теорией» — дедуктивного,
2) «задаваемого данными» — индуктивного (что отвечает логике качественного анализа в целом). Если в первом случае категориальная сетка разрабатывается на основе теоретического анализа литературы, а затем все данные распределяются и анализируются сообразно её структуре, то во втором — темы выводятся непосредственно из эмпирических данных. На деле тематический анализ — всегда баланс между дедукцией и индукцией.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акмалова А.А., Капицын В.М., Миронов А.В., Мокшин В.К. Словарь-справочник по социологии [Электронный ресурс]/ А.А. Акмалова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Москва: Дашков и К, 2018. — 304 c. (105)
2. Артемьева, О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учебное пособие для вузов / О. А. Артемьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 152 с.
3. Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия: монография / Я.С. Бороненкова. — Москва: ФлИнта: наука, 2016 — 112 с. (41)
4. Браун, О. А. Формы представления результатов научных психологических исследований в вузе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О. А. Браун, М. М. Горбатова, М. В. Теплинских; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет" (КемГУ). - Кемерово: КемГУ, 2018. — 123 с. (46)
5. Бусыгина, Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для вузов / Н. П. Бусыгина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 423 с. (25, 57, 110)
6. Быховская И.М. Прикладная культурология. Энциклопедия / Сост. и научн. ред. И.М. Быховская. Москва: ООО «Издательство «Согласие», 2019. — 846 с. (93)
7. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Академический Проект; Фонд «Мир». 2020.— 382 с. (58)
8. Голунова А. А. Методология психолого-педагогического исследования в физико-математическом образовании Учебно-методическое пособие / А.А. Голунова. - Москва: Флинта, 2020. - 122 с (24)
9. Григорьев В. Е. Г83 Социология науки: учебник/ В.Е. Григорьев — Москва: Проспект, 2018. — 384 с. (84)
10. Дмитриев В. В. Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва.: Издательство Юрайт, 2018 — 281 с. (34)
11. Доброхотов, А. Л. Философия культуры [Текст] : учебник для вузов / А. Л. Доброхотов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 557, [3] с. (87)
12. Дьяков, С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие / С.И. Дьяков. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 528 с. (146)
13. Иванова, Н. П. Качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях: учебно-методическое пособие / Н. П. Иванова. — Глазов: ГГПИ им. Короленко, 2020. — 216 с. (93)
14. Истомина, О. Б. Социология: учебно-методическое пособие / О. Б. Истомина, Е. О. Томских, Н. Н. Штыков. — Иркутск: ИГУ, 2020. — 150 с (12)
15. Козлов, А. Д. Методы анализа предметных областей: / А. Д. Козлов, В. А. Лекае, М. С. Шаповалова. — 3-е изд. (эл.). — Москва: РГГУ, 2019. — 203 с. (59)
16. Козлова О.В., Особенности социально-гуманитарного познания: учеб. пособие / Козлова О.В. - 3-е изд., стер. - Москва: флинта, 2020. - 144 с. (66)
17. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия: для студентов вузов / А. И. Кравченко. - Екатеринбург: Деловая кн., 2018. - 366 с. (89)
18. Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов / А. И. Кравченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 828 с. (128)
19. Лейбин, В. М. Психоаналитические идеи и философские размышления: монография / Валерий Лейбин. - Москва: Когито-Центр, 2017. - 780 с. (67)
20. Майборода, Т. А. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие / Т. А. Майборода. — Ставрополь: СКФУ, 2016. — 102 с. (19)
21. Масалков И. К. Стратегия кейс стадия: методология исследования и преподавания [Текст]: учебник по специальности "Государственное и муниципальное управление" / И. К. Масалков, М. В. Семина. - Москва: Альма матер: Академический проект, 2020. – 442 с. (117)
22. Миркин Б. Г. Введение в анализ данных: учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 174 с (36)
23. Морозов, А. В. Социальная психология: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Морозов А. В. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Академический Проект, 2020. - 335 с. (47)
24. Наместникова, И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров / И. В. Наместникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. (268)
25. Носс, И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Носс. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. (43)
26. Пивоваров, Д. В. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Д. В. Пивоваров, Н. С. Минаева, А. А. Любякин, В. В. Макерова, Л. В. Оконечникова, А. М. Вильгельм, Э. Л. Боднар, Е. А. Вопнерук, Е. А. Редина, Е. Ф. Абельская, Л. Г. Попова., под общ. ред. Н. С. Минаевой. - Москва: Академический Проект, 2020. - 351 с. (91)
27. Рок. Д. Мозг. Инструкция по применению: Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок/ Д. Рок; Пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2017. — 374 с.
28. Рубакин Н. А. Библиологическая психология / Н. А. Рубакин. - Москва: Акад. Проект: Трикста, 2016. - 799 с. (352)
29. Сергеева О.В. Новые медиа: социальная теория и методология иссле-дований: словарь-справочник / отв. ред. О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2016 - 264 с. (157)
30. Тимерманис И. Е. Социология. Методика проведения социологических исследований [Текст]: учебное пособие /[И. Е. Тимерманис, Н. Н. Кудрина, А. Г. Танова, Ю. О. Обухова]; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. – 113 с.
31. Тодд III У.М. Социология литературы: институты, идеология, нарратив/ У.М. Тодд [пер. с англ. А. Степанова] - Москва: Academic Studies Press, БиблиоРоссика, 2020. - 352 с. (74)
32. Хорошилов Д.А. Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 85–99.
33. Чернышева Н.С. Практикум по психологии интервью. - 3-е изд., стер. Практикум / Н.С. Чернышева. - Москва: Флинта, 2020. - 127 с. (35)
34. Чурилова Е.Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек [Электронный ресурс]: монография / Е. Е. Чурилова; под общ. ред. А. С. Обухова. - Москва: Прометей, 2016. - 148 с
35. Шнейдер Л.Б. Экспериментальная психология / Л. Б. Шнейдер. - Москва: Мир: Академический Проект, 2020. – 300 с. (102)
36. Якуничева О. Н., Прокофьева А. П. Психология общения учебник для СПО/ О.Н. Якуничева, А.П. Прокофьева, Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 224 с. (74)