Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы институтов
1.1 Сущность и понятие экономического института
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности. Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».
Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности
Институты:
• - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;
• - и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.
Институты - господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.
Очевидно, что ключевую роль в обеспечении средне- и долгосрочных темпов экономического роста играет экономическая политика. Ухудшение ее качества в последние годы вызвано, прежде всего, увеличением государственных расходов, повышением тарифов так называемых естественных монополий, ренессансом бюрократического регулирования, расширением размеров нерыночного сектора, неспособностью справиться с «голландской болезнью», повышением реального курса рубля. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, российский бизнес теряет конкурентоспособность, объемы производства сокращаются. Продолжают расти лишь потребление, торговля, импорт, процветающие благодаря реальному укреплению рубля.
Главной причиной замедления экономического роста выступают, поэтому не «сезонные или циклические колебания» и не «исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе», а недопустимо быстрый рост внутренних издержек. В этой связи ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля (не смешивать с девальвацией номинального валютного курса).
Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые, теоретические, общие для любых государств основы.
1) Ключевым процессом, присутствующем в создании, деятельности и развитии экономических институтов является участие и обеспечении процесса социально-экономического регулирования. Тому служит и изменение законодательства, структуры и содержания деятельности экономических институтов. Экономическая система является только частью общественной системы и служит удовлетворению политических, экономических и нравственно-культурных запросов общества.
2) Экономический порядок в деятельности экономических институтов необходимо понимать как задачу непрерывного формирования рамочных условий с позиции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономику как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.
3) Деятельность экономических институтов в рамках экономического порядка как совокупности действующих норм, правил и существующих институтов образуют рамки индивидуальных и государственных действий в экономическом процессе страны. Они призваны выполнять общие задачи: создание и сохранение эффективной экономики; целенаправленной координации экономической деятельности; внесение вклада в осуществление основных общественно-политических целей, таких как свобода, безопасность, справедливость, благосостояние и др.
4) Основные формы, и элементы деятельности экономических институтов следующие:
- система планирования и управления (централизованная, децентрализованная);
- законодательство о частной собственности; механизм ценообразования;
- расчет производственных результатов;
- сопоставление системы рыночной экономики с централизованно управляемой экономической системой и т.п
5) Для обеспечения эффективности функционирования экономических институтов рыночной экономической системы должны быть сформированы основные элементы правового порядка, такие как:
- конкурентное законодательство;
- денежно-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);
- правовое законодательство;
- эффективное государственное управление и др.
6) Любые экономические институты как элементы рыночной экономической системы рано или поздно сталкиваются с различными проблемами, такими как, возрастающая доля государственных расходов в общественном продукте, внедрение принципа конкуренции, возрастающая концентрация, экологические проблемы, безработица, сочетание политической власти с экономическим развитием и т.п.
7) Социальное обеспечение и социальное уравнивание являются существенными конститутивными элементами социальной рыночной экономики, которая интегрируется с системой (структурой) системы социального обеспечения, основные принципы: например, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование по безработице и социальное пособие, страхование по уходу в случае болезни и старости и другое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2018 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №47. – ст. 5489.
3. Балацкий Е.В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост с помощью производственно институциональных функций // Проблемы прогнозирования. – 2018. – №2. – С. 88-105.
4. Балдоржиев Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие. – Смоленск, 2012. – 396 с.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 2018. – 430 с.
6. Волостников А.И. Основные направления институциональных преобразований в реальном секторе российской экономики // Известия С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. – 2017. – № 1. – С. 45-49.
7. Гродских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2016. – 208 с.
8. Гукасьян Г.М. Экономика от А до Я: Тематический справочник. – М., 2081. – 290 с.
9. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2017. – 386 с.
10. Львов Д.С. Институциональная экономика. – М.: Инфра-М, 2018. – 318 c.
11. Мартынов В.А., Автономов В.С., Осадчая И.М. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2017. – 384 с.
12. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб.пособие. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2018. – 510 с.
13. Мешков В. Государственные институты развития и диверсификации // Экономист. – 2016. – № 1. – С. 18-26.
14. Московский А. Институционализм: теория, основа принятия решений, метод критики // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – С. 34-41.