Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что индустрия гостеприимства является быстро растущей и доходной сферой бизнеса, а также одной из важных составляющих на рынке услуг. Уют и комфорт в гостинице создают красивое здание и роскошные интерьеры и мебель, а также обслуживающий персонал. Успех гостиничного предприятия, во многом зависит от персонала.
Персонал гостиницы – одно из наиболее важных звеньев в цепи получения доходов и извлечения прибыли в индустрии гостиничного бизнеса. Вежливость, доброжелательность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, не конфликтность – это лишь часть тех качеств, которыми должен обладать сотрудник гостиницы. И от того, как персонал встретит гостя, какой будет уровень обслуживания, зависит впечатление о гостинице в целом. Некомпетентность и непрофессионализм сотрудников способны разрушить все старания по превращению гостиничного предприятия в место, куда хочется вернуться и которое охотно рекомендуют друзьям и знакомым. Следовательно, важным фактором любого гостиничного предприятия, является формирование «человеческого фактора». Т.е. без квалифицированного персонала гостиница не сможет функционировать. Поэтому необходимо, чтобы он проходил обучение, подготовку, повышение квалификации, а также обучение смежным профессиям.
Объектом исследования является гостиничная индустрия мира и России.
Предмет исследования – система подготовки кадров для гостиничного сервиса.
Цель работы – провести сравнительный анализ мировых систем подготовки кадров.
Для достижения подавленной цели были решены следующие задачи:
‒ изучить теоретические основы систем подготовки кадров;
‒ проанализировать современные системы подготовки кадров в России и за рубежом;
‒ провести сравнительный анализ систем подготовки кадров для гостиничного сервиса в России и за рубежом.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области гостиничного бизнеса, таких как: М.И. Алдошина «Основы поликультурного образования», О.Л. Надибоидзе «Использование международного опыта в подготовке кадров для туристско-гостиничной сферы», Н.А. Зайцева «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», Н.А. Зайцева «Практикум по менеджменту в туризме», Р.Н. Ушаков «Инновационные технологии формирования и развития ресурсного потенциала гостиничного потенциала».
Информационная база исследования – материалы Общероссийского портала зарубежного образования «SMAPSE EDUCATION», научная электронная библиотека «Человек и наука», журнал «Туризм: право и экономика», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Методы исследования: анализ, сравнение, описание, системный подход.
1. Формирование системы подготовки кадров в России и за рубежом
1.1 Характеристика систем подготовки кадров в России
В России ежегодно увеличивается число вузов, которые выпускают специалистов для индустрии туризма и гостеприимства. Среди них такие учебные заведения как: Академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы, Российский государственный университет туризма и сервиса, Московский университет дружбы народов, Кубанский государственный университет и др. Существуют коммерческие университеты, которые также могут открывать факультеты по подготовке кадров индустрии гостеприимства. Количество мест, где можно получить диплом или сертификат, удостоверяющий наличие знаний в данной сфере, растет.
Система подготовки кадров в Российской Федерации функционирует в рамках системы образования, под которой, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, понимается совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Согласно этому закону в РФ существует система высшего профессионального образования. Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения [18].
В РФ существуют следующие виды высших учебных заведений: институт, академия, университет. Институт осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности (например, Институт туризма и гостеприимства в Москве). Академия, кроме этой задачи, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности (например, Российская международная академия туризма в Казани). Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки и выполняет функциональные и прикладные исследования по широкому спектру наук (например, Российский государственный университет туризма и сервиса в Волгограде).
В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации. «Болонским» называют процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия взяла на себя обязательства по реализации ее положений:
установление двух уровней (ступеней) высшего профессионального образования;
предоставление права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;
разработку, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентного подхода и системы зачетных единиц;
разработку методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах – участниках Болонской декларации;
нормативно-правовую поддержку осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов и др. [1,14].
Разработанные учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма (УМО) с участием представителей академического сообщества и работодателей проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования соответствуют основным положениям Болонской конвенции (декларации). Они позволяют обеспечить качество высшего образования, включающее качество содержания, фундаментальность, универсализацию и условия реализации образовательных программ. Новые подходы к формированию ФГОС позволят повысить уровень профессиональной подготовленности выпускников, мобильность обучающихся, преподавателей и свободное перемещение выпускников на рынке труда. Проекты ФГОС нового поколения предусматривают качественное и содержательное улучшение подготовки кадров в условиях изменения соотношения теоретических и практических блоков, а также улучшения языковой и информационной подготовки, изучения современных мировых технологий организации туристского и гостиничного бизнеса. ФГОС обеспечивают мобильность выпускников и взаимное открытие филиалов вузов в различных странах, использование технологий и организационных структур дистанционного обучения. Формирование единого образовательного пространства для специалистов индустрии туризма приобретает первостепенное значение [6].
Болонская декларация предусматривает двухступенчатую систему высшего образования – бакалавр и магистр. Самой распространенной формой является получение степени бакалавра. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Срок получения образования по программе бакалавриата: в очной форме обучения составляет 4 года; в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения [12].
Далее усовершенствование знаний в магистратуре, которое возможно для тех, кто имеет диплом о высшем образовании. Обучение по программе магистратуры в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Срок получения образования по программе магистратуры: в очной форме обучения составляет 2 года; в очно-заочной или заочной формах обучение увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения [13].
В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. Бакалавриат дает неполное высшее образование, но при этом выпускник с дипломом бакалавра может претендовать штатные должности. Магистратура предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и (или) преподавательскую работу [1].
1.2 Характеристика систем подготовки кадров за рубежом
В странах Европы и Северной Америки создана многоуровневая система подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства, от краткосрочных курсов до магистерских программ.
Показать больше