Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования области совершенствования управления предприятием в условиях инновационной среды становится для хозяйству-ющих субъектов особенно важным, поскольку от этого зависит эффектив-ность их функционирования.
Несмотря на то, что данному аспекту управления инновационным раз-витием хозяйствующих субъектов посвящено много работ, остаются неизу-ченными вопросы теоретического и методического характера по организа-ции управления предприятием в условиях инновационных преобразований, но принятию управленческих решений с учетом инновационной стратегии, но оценке инновационных показателей и так далее.
Поэтому остро встает проблема изучения и разработки методологиче-ских рекомендаций для совершенствования системы инновационной полити-ки предприятия.
Теоретические и методологические вопросы управления предприятием в условиях инновационных преобразований были заложены в работах клас-сиков экономической теории: И. Ансоффа, К. Боумена, П. Дойля, П. Друке-ра, М. Портера, Б. Лундвалла, Р. Нельсона, Б. Санто, Б. Твисса, Й. Шумпе-тера.
Различные аспекты совершенствования управления предприятием в условиях инновационной среды рассматривались в трудах отечественных ав-торов, среди которых следует отметить работы О.С. В и ханского, Л.И. Абалкина, И .Т. Балобанова. Б.Н. Кузыка, С.В. Валдайцсва, В.М Аньшина, С.Д. Ильенковой, П.П. Завлина, Р.А. Фатхутдинова, В.Г. Медынского, А.Е Варшавского, В. Ковалева, А. Румянцева, А. Поршнева, Р. Федосовой.
Предмет исследования – стратегический менеджмент инновационной деятельности предприятий.
Объектом исследования в данной работе выступает АО «УЗМ Магне-трон», один из крупнейших отечественных производителей микроэлектрони-ки.
Цель данной работы – изучить современные направления стратегиче-ского менеджмента инновационной организации.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие стратегического менеджмента инновационной организации;
2. провести анализ управления инновациями в РФ;
3. изучить направления стратегического менеджмента инновационной организации
При написании данной работы использовались методы научного ана-лиза и сравнения.
Методологическую основу исследования составили: научные положе-ния по организации инновационной деятельности, системный подход, синтез и анализ, группировка и обобщение теоретического и практического матери-ала, методы экономического анализа, а также общенаучные методы (диалек-тический, абстрактно-логический, статистический, функциональный и струк-турно-уровневый).
Практическая значимость проведенною исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретиче-ской и методологической базы при планировании и реализации стратегии инновационного развития предприятий в целях повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Инновации как экономическая категория
В современной рыночной экономике успешная деятельность хозяй-ственных систем невозможна без инноваций. Постоянное развитие рынка вы-двигают требования количественных и качественных преобразований. Такие преобразования можно осуществлять, применяя новейшую передовую тех-нику, технологию, постоянно развивая научно-исследовательскую базу с це-лью обеспечения высокого качества инноваций, для чего требуются не толь-ко значительные инвестиции, но и грамотное планирование, рациональное использование ресурсов, высокая точность управленческих решений. Инно-вационные преобразования затрагивают различные области деятельности хозяйственной системы.
Внедряя технологические инновации, предприятие повышает эффек-тивность своей деятельности путем разработки и освоения новых технологи-ческих процессов. Помимо технологии предприятие может внедрять иннова-ционные преобразования в производимую продукцию, разрабатывая и во-площая на практике новую продукцию, либо совершенствую ранее выпуска-емую, придавая ей качественно новые характеристики, признаки, функции, упаковку, области применения, какие-либо дополнительные услуги и воз-можности, наряду с изменением состава используемых материалов.
Изучение управления предприятиями в условиях инновационных пре-образований невозможно без раскрытия следующих фундаментальных эко-номических понятий – «инновация», «инновационная деятельность», «инно-вационное развитие предприятия».
Значение слова «innovation» в дословном переводе на русский язык трактуется как новшество, новинка, нововведение, новаторство.
Под термином «новшество» в большинстве случаев подразумевается компонент новизны (новый способ, новый порядок), присутствующий в ка-ком-либо предмете, явлении, событии [1, с. 166].
Габрусев С. В. определяют данный термин, как результат первого эта-па практического воплощения новой идеи, а именно «документально оформ-ленную разработку, основанную на результатах ранее проведенных иссле-дований» [2, с. 84].
По нашему мнению, термин «новшество» своим ключевым смыслом несет отличие каких-либо качеств, свойств объекта (предмета, явления, про-цесса) в настоящее время в сравнении с качествами, свойствами, ранее при-сущими ему. Таким образом, новшество – это не только появление нового объекта, но и какие-либо новые качества, свойства уже существующего объ-екта (предмета, явления, процесса).
Нововведение также в различных источниках трактуется по-разному. Так, в экономическом словаре под нововведением понимается «целенаправ-ленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое»
На основании вышеприведенных определений можно сделать вывод, что под значением «нововведение» подразумевают целенаправленную дея-тельность по продвижению новшества по этапам развития объекта: от идеи до реализации.
Иначе говоря, нововведение – это совокупность различных процессов, которые обеспечивают движение новшества от стадии идеи до получения ко-нечных результатов практической реализации этой идеи.
Термин «инновация» в экономическую науку ввел австрийский ученый И. Шумпетер, изначально вкладывая в данное понятие широкий смысл: «средство предпринимательства для увеличения прибыли».
Позднее трактовка данного термина была конкретизирована: «иннова-ция – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потре-бительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рын-ков и форм организации в промышленности». В первой части данного опре-деления Шумпетер отмечает, что инновация – есть «изменение с целью», а значит подразумевает под инновацией совокупность процессов, действий, направленных на определенный результат: «внедрения и использования но-вых видов потребительских товаров, новых производственных и транспорт-ных средств и так далее» [3, с. 273].
Любое инновационное изменение он описывает как «вспомогательное» в достижении максимизации прибыли – главной предпринимательской цели.
И. Шумпетер трактовал инновации как применение новых комбинаций производительных сил в предпринимательской деятельности для решения различных задач. Такие комбинации он сгруппировал в пять основных типов изменений [4, с. 25]:
новая техника, новые технологические процессы;
новая продукция, новые свойства товара:
новое сырье:
новая организация производства, изменение его материально-техническою обеспечения;
новые рынки сбыта.
По мнению Й. Шумпетера, именно склонность предпринимателя-новатора к риску является фундаментом для зарождения инновационной де-ятельности.
В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», инновации трактуются как введенный в употребле-ние новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или про-цесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновацион-ный проект комплекс направленных на достижение экономического эффек-та мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциали-зации научных и (или) научно-технических результатов [5].
Инновации – это такие нововведения, в которых «создаются новые тех-нологии и продукты, призванные совершить революцию на рынке» по мне-нию М. Л. Федотовой и Л. М. Камалова [6].
Однако, инновацией называется «не всякое нововведение, а только та-кое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы», как утверждают Г. Г. Азгальдов и Л. В. Костин [7].
В современном экономическом словаре термин «инновация» трактуется как «нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижения науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности».
Таким образом, можно отметить, что «инновация» – это достаточно сложное и многогранное понятие. Теории инноваций посвящено большое количество исследований, но при этом ученые не пришли к одному обще-принятому определению данного термина.
Таким образом, если не наблюдается движение новшества от стадии идеи до получения практических результатов ее реализации, то и невозмож-но утверждать, будет ли оно являться инновацией или нет. Иначе говоря, именно по результату реализации нововведения можно говорить о его отли-чии от инновации: если результат нововведения ведет к качественно новым изменениям системы, то такое нововведение может быть названо инновацией.
1.2 Стратегический менеджмент инновационной организации
Важным и основополагающим фактором ведения успешной инноваци-онной деятельности, обеспечивающим системный подход к разработке и внедрению инноваций, является разработка инновационной политики пред-приятия, направленной на достижение поставленных целей и задач.
Под инновационной политикой предприятия понимается совокупность ценностей, устремлений, приоритетов, правил, рекомендаций, которыми ру-ководствуется его персонал в производственной инновационной деятельно-сти (в особенности при принятии решений в инновационной сфере) для до-стижения целей этого предприятия, в том числе инновационных [18, с. 198].
«Инновационная политика – совокупность целей, установок, приорите-тов и способов их достижения, вытекающих из интересов соответствующего субъекта инновационной деятельности (органов управления государством, региона, муниципального образования, предприятия и т. д.) и систематиче-ски реализуемых им в процессе такой деятельности» [19, с. 104].
Инновационную политику И. Н. Маринец [20, с. 162] определяет как «… отношение руководства предприятия к инновационной деятельности, официально выраженное в целях, принципах, направлениях и формах осу-ществления».
В учебном пособии под редакцией Ю. М. Борисовой «Управление ин-новационной деятельностью» [21, с. 108] дается следующее определение «Инновационная политика организации – совокупность приоритетов, целей, стратегии инновационного управления изменениями и развития, сформиро-ванных руководством организации и реализуемых через систему проектиро-вания и планирования организационного развития.
Согласно мнению А. А. Шустова [22, с. 376] «Инновационная политика предприятия – это некая программа, координирующая порядок внедрения инноваций в зависимости от находящихся в распоряжении ресурсов и по-ставленных задач».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Романченко, С.В. Новшества. нововведения. инновации: определе-ния и сущность / С.В. Романченко // Молодой ученый, 2020. – №4 – С. 166-168.
2 Габрусев, С. В. Инновации: сущность, классификация, роль в вос-производственном процессе / С. В. Габрусев // Современная экономика: про-блемы, тенденции, перспективы, 2016. - №9. – С. 84-88.
3 Мирсияпова, А. Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне // Молодой ученый. – 2019. – №6. – С. 271-275.
4 Удальцова, Н.Л. Подходы к инновациям и инновационной деятель-ности как фактору конкурентоспособности // Экономические науки. – 2017. – №5. – С. 25-28.
5 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государ-ственной научно-технической политике»
6 Методы оценки стоимости инновационно активных компаний / Л.М. Федотова, Л.М. Камалов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.appraiser.ru/UserFiles/File/kongress/section3/Fedotova.pdf. – Дата доступа: 30.03.2021.
7 К вопросу о термине «инновация» / Г. Г. Азгальдов, Л. В. Костин // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_doklad_2020-2_about-innovation.htm. – Дата доступа: 30.03.2021
8 Лужанский, Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями / Б.Е. Лужанский // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2020. – № 6 (93). – С. 45-56.
9 Рохман, В. Н. Генезис теории инноваций в мировой экономике / Материалы XIII Международной конференции БГУ. – 2016. – С. 241-242.
10 Краснова, Н.А. Инновации в экономических теориях разных школ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2020. – № 12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/3476. – Дата доступа: 30.03.2021.
11 Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Сов. публ. ОЭСР и Евростата / пер. с англ. 3-е изд. – М.: «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2019. – 107 с
12 Романченко, С. В. Новшества, нововведения, инновации: определе-ния и сущность / С.В. Романченко // Молодой ученый, 2021. – №4 – С. 166-168.
13 Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для сту-дентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специально-стям / Р. А. Фатхутдинов. – 6-е изд. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2019. – 448 с.
14 Степанова, И.П. Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менедж-мент» – Саратов: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – 2016. – 124 с.
15 Калачихин, П. А. Методика оценки инновационного потенциала ре-зультатов интеллектуальной деятельности в оборонно-промышленном ком-плексе // Статистика и экономика. – 2016. – №5. – С. 165-169.
16 К вопросу о термине «инновация» / Аудиторские и оценочные услуги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/190720.html. – Дата доступа: 30.03.2021.
17 Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2019. – 1472 с.
18 Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В. М. Кожухар. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 292 с.
19 Сайфуллина, С. Ф. Стратегии инновационного развития и инно-вационная политика предприятия / С. Ф. Сайфуллина // Экономические науки. – 2020. – № 67. – С. 104-108
20 Маринец, И. Н. Инновационная политика предприятия: сущность, содержание, проблемы формирования / И. Н. Маринец // Вестник Северо -Кавказского государственного технического университета. – 2021. – № 1. – С. 161-166.
21 Борисова, Ю. М. Управление инновационной деятельностью: Учеб-ник для бакалавров / Ю. М. Борисова. Ю. М. Стречень. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 208 с.
22 Шустов, А. А. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции // Молодой ученый. – 2018. – №9. – С. 275-282.
23 Алпеева, Т. А. Перспективы инновационного развития предприятий // Молодой ученый. – 2021. – №1. – С. 289-292.
24 Суходолов, В. В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В. В. Суходолов. – М.: Юрайт, 2019. – 303 с.
25 Зарецкий, А. Д. Промышленные технологии и инновации : учебник / А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2017. – 480 с.
26 Варшавский, А. Е. Проблемные инновации: риски для человечества. Экономические, социальные и этические аспекты / А. Е. Варшавский; Россий-ская Академия наук, Центральный экономико-математический институт. – М.: ЛЕНАНД, 2019. – 328 с.
27 Захарова, И. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / И. А. Захарова. – М.: Омега-Л, 2019. – 416 с.
28 Мильнер, Б. З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б. З. Мильнер, Т. М. Орлова. – М. : ИН-ФРА-М, 2017. – 288 с.
29 Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учеб. для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2018. – 220 c.
30 Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.В. Грачева, С. Ю. Лялина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 351 с.
31 Габрусев, С.В. Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие / С.В. Габрусев. – Мн: Логвинов, 2018. – 411 с.
32 Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: учеб. пособие / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2017. – 420 c.
33 Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О.Н. Соколова. – М.: КноРус, 2019. – 208 c.
34 Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: учеб. пособие / В.В. Плошкин. – Ст. Оскол: ТНТ, 2018. – 448 c.
35 Яцкова В.С. Управление инновациями: учеб. пособие / В.С. Яцкова. – М.: Юрайт, 2020. – 294 c.