Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская экономика традиционно базируется на целом ряде взаимосвязанных институтов, главными из которых являются законодательные и организационные. Составной частью первых являются институты, призванные регулировать внешнюю задолженность. Погашение внешней задолженности является одним из сложных и основных вопросов экономического развития, безопасности и самостоятельности любого государства. В свою очередь, внешняя задолженность, с одной стороны, представляет собой эффективный инструмент для повышения темпов экономического роста государства, а с другой стороны, приводит к оттоку ресурсов из экономики страны в связи с необходимостью осуществления платежей по внешнему долгу.
Внешние займы выступают дополнительными источниками финансирования, которые, практически все страны мира используют для ускоренного экономического развития государства и для решения социально-экономических проблем.
В России полностью отсутствует законодательная база, которая закрепляет основные направления использования внешних заимствований. Нет целостной политики в отношении внешних заимствований, также не создана единая база данных государственных долгов, а положения, регулирующие деятельность государства внешнего долга, существуют только в виде некоторых документов.
Образование внешней задолженности является одним из серьезных препятствий на пути экономических преобразований. Одна из ключевых проблем образования долговой обязанности - это отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых займов.
Проблемы регулирования и управления внешним долгом освещены в трудах отечественных экономистов, таких как: М.П. Афанасьев, Н.Н. Шаш, А.А. Чумаченко, Б.А. Хейфец, А.Н. Шаймарданова, Е.Э. Удовик, Р.В. Костенко, Е.Г. Зиновьева и др. Вместе с тем, в условиях существующего уровня развития современной российской экономики, механизм управления внешними долговыми обязательствами страны нуждается в серьезном совершенствовании. Отсутствует комплексный подход в исследовании механизма внешнего долга, а также совершенствовании системы управления внешней задолженностью, что является дополнительным свидетельством актуальности данной статьи.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических подходов к управлению внешним долгом страны и рассмотрение методических рекомендаций по совершенствованию управления. Реализация поставленной цели курсовой работы определила решение следующих задач:
—дать определение понятию внешнего долга и раскрыть его сущность;
—изучить классификацию государственного внешнего долга;
— выявить социально-экономические последствия внешнего долга;
— рассмотреть историю возникновения государственного внешнего долга;
— проанализировать динамику и структуру государственного внешнего долга РФ в современных условиях;
—исследовать существующие методы управления государственным внешним долгом;
—изучить теоретические подходы к управлению внешним долгом, позволяющие оптимизировать его влияние на бюджет.
Объектом курсовой работы выступили вопросы теории и практики государственных внешних заимствований, исторические аспекты государственной задолженности России, а также проблемы управления внешним долгом. Предмет курсовой работы — внешний долг как метод финансирования государственных расходов, роль внешнего долга в экономическом развитии страны.
1 Сущность внешнего долга, особенности его формирования в России в современных условиях
1.1 Понятие и сущность внешнего долга
Государственный долг как неотъемлемое явление рыночной экономики прямо или косвенно влияет на состояние государственного бюджета, уровень инфляции, объемы иностранных инвестиций, валютный курс и прочее. Механизмы управления государственным долгом используются при регулировании денежного обращения, уровня деловой активности, состояния государственных доходов, расходов и дефицита государственного бюджета. Рост будущих выплат по внешним государственным долгам приводит к сокращению объемов и снижению прибыльности производства, наличия перманентного дефицита государственного бюджета, недополучение доходов бюджета, отрицательного платежного баланса, создает высокие риски потери платежеспособности государства, девальвации национальной валюты,
наступления дефолта. Вопрос обоснования оптимальных объемов
государственного внешнего долга, поиск финансовых источников его погашения, использования эффективных методов управления государственным долгом приобретают особую актуальность.
Целью исследования является уточнение теоретических положений по управлению внешним государственным долгом и выявление проблем управления государственным долгом.
Государственным долг - это все непогашенные долговые обязательства государства [3].
Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:
- внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
- внешний (задолженность нерезидентам).
Внешний долг часто может являться большим бременем для государств. Часто, при этом, кредитор для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий.
Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.
Основные инструменты внешнего заимствования:
- выпуск государственных облигаций;
-прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк и т. д.).
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено на законодательной базе определение государственного долга - «обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием» [1].
В зависимости от субъектов кредитных отношений, к которым относятся юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации и финансовые институты и др.) государственный долг делится на внешний и внутренний.
Внешний государственный долг - «задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны. Внутренний государственный долг - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иными кредиторам» [2].
Управление государственным долгом - это комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, обслуживания и погашения заимствований, предоставления государственных гарантий кредиторам с целью обеспечения потребностей государства в финансовых ресурсах при условиях минимизации кредитных рисков, обеспечения платежеспособности и долговой безопасности страны, а также гармонизации интересов заемщиков и кредиторов.
Задачи управления государственным долгом:
- определение оптимального соотношения между внутренними и внешними заимствованиями при условии сохранения макрофинансового равновесия и обеспечения привлечения необходимого объема финансовых ресурсов исходя из целей стратегии социально-экономического развития страны;
- обеспечение безопасного уровня индикаторов долговой безопасности страны;
- обоснованная диверсификация внешних кредиторов для недопущения возникновения зависимости социально-экономического развития государства от крупных международных кредиторов;
- поиск эффективных условий заимствования средств с точки зрения оптимального соотношения между процентными ставками и рисками;
- оптимизация расходов, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета;
- обеспечения своевременной и полной выплаты по обслуживанию внешнего государственного долга;
- недопущения неэффективного и нецелевого использования заемных средств;
- создание качественной нормативно-правовой базы и эффективной системы учета и контроля за внешним государственным долгом.
Объектом управления внешним государственным долгом выступает объем и структура внешнего государственного долга, а также его соотношение с внутренним государственным долгом.
Управление государственным долгом в должно основываться на следующих принципах: безусловность выполнения обязательств государства перед кредиторами; обоснованность - определение объемов внешнего государственного долга и график его обслуживания базируется на реалистичных прогнозах потребности государства в финансовых ресурсах; оптимальность структуры долговых обязательств государства; сохранение финансовой независимости; открытость и прозрачность - открытость информации о привлечения, использования и погашения заемных средств.
Классификация методов управления внешним государственным долгом с их характеристикой приведена в табл. 1.
Таблица 1 - Методы управления внешним государственным долгом
Метод Характеристика
Пролонгация долга добровольное согласие кредиторов на отложения выплаты долга по обязательствам. Как правило, применяется при финансовой нецелесообразности выпуска новых займов на обслуживание ранее выпущенных.
Списание или аннулирование части долга процесс списания долга происходит в условиях быстрого темпа накопления долговых обязательств. Реализация такой операции предусматривает достижение договоренности с кредиторами. Последние определяют степень списание долга, выбор которого обусловлен рядом причин: не прогнозируемых условий развития страны, ухудшение позиций на мировом рынке, социальное развитие страны, и тому подобное. Причинами аннулирования долга могут быть различные ситуационные факторы: несостоятельность государства, ее банкротство или политические мотивы.
Метод выкупа долга с дисконтом на вторичном рынке уменьшение объема государственного долга через выкуп собственных долгов со скидкой на вторичном рынке. По условиям продажи на финансовом рынке государственного долга с высоким дисконтом становится выгодным для заемщика проведения досрочного выкупа долга. В результате чего наблюдается снижение общей долговой нагрузки без согласования с кредиторами.
Метод временного моратория на выплату процентов отсрочка уплаты внутренних или внешних долговых обязательств, объявляемая специальными актами государственной власти на определенный срок.
Конверсия долга изменение начальных условий, по которым была выдана ссуда, в частности изменение сроков займа и выплаты, способа возврата займа.
Консолидация
долга приводит к изменению условий займа относительно ее продолжительности с возможным изменением процента
Реструктуризация внешнего долга проводится в рамках Парижского клуба официальных кредиторов и Лондонского клуба частных кредиторов; долг перед МВФ и Всемирным банком реструктуризации не подлежит.
Процесс управления внешним государственным долгом включает: привлечение заемных средств; размещения заемных средств; обслуживание привлеченных займов, их возврат и выплата процентов.
Управление внешним государственным долгом должно основываться на долговой политике государства. Для обеспечения платежеспособности государства, снижения рисков неисполнения долговых обязательств и снижения уровня долговой нагрузки на государственный бюджет применяются методы корректировки долговой политики с использованием рефинансирования и реструктуризации государственного долга.
Реструктуризация государственного долга - это отсрочка уплаты части или полной суммы долга страной-должником. Проведение реструктуризации государственного долга предусматривает сотрудничество и заключение договоренностей страны-должника с иностранными кредиторами.
Нормативно-правовым обеспечением управления государственным долгом России выступают Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «О Федеральном бюджете РФ», Закон РФ «О международных договорах РФ», Закон РФ «О рынке ценных бумаг», постановления правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, нормативно-правовые акты Центрального банка РФ.
1.2 Внешний государственный долг России, его правовая основа
Финансовая устойчивость Российской Федерации представляет собой правовой режим по обеспечению противодействия негативным внутренним и внешним факторам (рискам, угрозам); эффективности и результативности использования финансовых ресурсов, положительной динамики финансово-экономического развития государства для достижения экономико-материальных условий социальной стабильности и достижения социального благополучия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон Росс. Федерации от 31.07 1998 № 145 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
2. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: федер. закон Росс. Федерации от 02.12.2019 № 380-ФЗ. [Электронный ресурс]. ШК: http://www.pravo.gov.ru. 06.12.2019.
3. Приказ Минфина России от 20.12.2007 № 140н: ред. от 19.03.2018. [Электронный ресурс]. Доступ из справ .правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 28.02.2020).
4. Определение КС РФ от 15.01.2008 № 192-О-О. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 28.02.2020).
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 № 7971/10 по делу № А24 -4621/2008. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 28.02.2020).
6. Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78879
7. Кечайкина Е.М., Федосеев Р.В. Административное право / Е.М. Кечайкина, Р.В. Федосеев. - Саранск: ООО Принт-Издат, 2017. - 52 с.
8. Кривова Е.А. Проблема государственного долга России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 45. – С.25-28
9. монография / под ред. И.И. Кучерова / Н.А. Поветкина. - М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. - 344 с.
10. Морковкин Д.Е. Институциональные аспекты финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России в условиях импортозамещения//Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2/под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. . -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. -С. 434-442.
11. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
12. Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2016. – № 7(8). – С. 53-55
13. Поветкина, Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения:
14. Цареградская, Ю.К. Государственный долг России в системе финансового права: особенности правового регулирования: монография / под ред. О.В. Болтиновой / Ю.К. Цареградская. - М.: Проспект, 2016. - 136 с.
15. Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 236-252
16. Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. – 2015. – № 1. – С. 6-11
17. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.