Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Волонтерское движение всегда воспринималось как элемент социальной ответственности. Оно выступает актом высшего проявления развития гражданского общества.
В наше время волонтерское движение очень значимо для социального общественного развития. Участие отдельного человека в качестве волонтера социальной работы способствует его самореализации и самосовершенствованию. Это возможность для получения новых знаний и жизненного опыта, что особенно значимо для современного молодого поколения.
Волонтёр (фр. volontaire англ. volunteer, от лат. voluntas) в буквальном переводе понимается как доброволец, желающий.
Волонтёрство - это довольно широкое пространство для деятельности, включающее традиционные формы взаимопомощи, предоставление социальных услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо широкой общественности, конечно, без расчёта на денежное вознаграждение [8].
В наше время волонтерство выступает важным ресурсом социальной работы, студенты-волонтеры создают систему помощи и взаимопомощи в современном обществе, при этом выполняют очень большой объем работы.
Актуальность темы состоит в том, что фиксируется очень стремительное увеличение количества волонтерских отрядов, организаций, групп людей, которые объединены общими целями. Мы живем в такое время, когда количество нуждающихся людей в социальной помощи увеличивается, а родные или близкие люди не всегда могут оказать эту помощь по разным, вполне объяснимым причинам, поэтому нужна помощь посторонних людей, какими являются волонтеры .
Деятельность волонтеров не может реализовываться без человека, поэтому основной движущей силой волонтерства выступают люди. Из этого следует вывод, что волонтерство не оторвано от человека, оно зависит от него и имеет прямую общественную зависимость. Если появляются в нашем обществе проблемы или вопросы, то волонтеры - это люди, решающие такого рода вопросы и проблемы. Отсюда следует вывод, что человек и волонтерство – это два очень тесных понятия. Так как социальную работу выполняют люди, которым никогда не безразличны общественные проблемы, они уже, следовательно, считаются волонтерами. Вышесказанное свидетельствует о том, что волонтерство – это активный ресурс социальной работы и общества .
Волонтерство очень выгодно и для общества, и для государства оно имеет великое значение. Волонтеры постоянно активно включаются в общественные дела, при этом способствуют более эффективному решению проблем социума и государственные и общественные задачи. Например, в сфере образования волонтерство выступает весомым ресурсом. Оно способствует формированию и развитию у молодого поколения знаний, умений и навыков, основ духовно-нравственного и трудового воспитания, а также помогает реализации профессиональных интересов, особенно важного получения коммуникативного опыта в коллективе и получения специальных знаний и навыков.
Таким образом, волонтерская деятельность имеет гражданский характер. А деятельностный опыт характеризуется благотворительной направленностью работы. Волонтерская деятельность очень своеобразна, она имеет в своем потенциале функцию нравственного воспитания, возрождение среди молодого поколения ценностных основ, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Таким образом, все вышесказанное определило тему данной работы: «Студенческое волонтерство».
Объект работы: волонтерство.
Предмет работы: студенческое волонтерство.
Цель работы: изучение особенностей студенческого волонтерства.
В соответствии с целью работы были определены ее задачи:
1.Рассмотреть становление и развитие волонтерского движения в мире;
2.Охарактеризовать сущность волонтерского движения;
3.Определить особенности волонтерской деятельности в ГБПОУ НСО «Чуйский аграрный лицей»;
4.Провести диагностику готовности студентов к волонтерской деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- эмпирический метод;
- сравнительный метод;
- статистический метод.
Теоретическую и методологическую базу составляют взгляды и концептуальные идеи по исследованию волонтерского движения Ахметгалеева Э.Д., Иванушкиной Т.И., Сикорской Л.Е., Хулина А.А.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и расширении представлений об особенностях волонтерского движения среди студенчества.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для организации волонтерства в СПО.
Базой проведения исследования является процесс организации студенческого волонтерства в МКОУ Чуйский лицей Омской области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА
1.1. Становление и развитие волонтерского движения в мире
История волонтерства очень своеобразна. Ведь предпосылок для ее развития и становления было всегда очень много. Волонтерская деятельность развивалась параллельно с обществом, с его установками и религией. Всегда и во все времена любому обществу были характерны идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе также были люди, которые проходили самосовершенствование и реализацию через труд на общественное благо, потому что в этом обществе этому человеку довелось родиться и жить.
Сама идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, ибо жизненный уклад которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу.
Слово волонтер имеет корни от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий .
В XVIII- XIX веках волонтерами называли людей, которые добровольно поступали на военную службу. Так, в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.
На сегодняшний день существует множество определений понятия «волонтер» и «волонтерства».
Волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.
Е.И. Холостова, российский социолог, дает определение понятию «волонтеры» (от англ.volunteer –доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению .
Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. После Первой Мировой войны, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками.
Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. Молодые люди — французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга» .
С того времени волонтерство росло, увеличивалось и успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольческом направлении оттачивались разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.
На российскую землю оно пришло в период царствования Петра I, когда предпочтение имели больше понятия «доброволец» и «ополченец». Различные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России: в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия, в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных природоохранных обществ, обществ охраны памятников .
Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимого поведения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массового светского субъекта труда, который формируется в период становления гражданского общества.
Многие из волонтерских работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, такое добровольческое движение резко пошло на спад.
Ряд российских исследователей в рамках культурологических, педагогических, социологических исследований применяли разные подходы к построению периодизации истории добровольчества в России.
Н.В. Тарасова подходит к рассмотрению отечественного волонтерства как к историко-педагогическому феномену, выделяя шесть исторических периодов, начиная с IX века, называет их этапами развития российского волонтерского движения. В основу ее периодизации заложены значимые для страны события и факты из ее истории .
Первый этап: до 988 г.; связан с благотворительностью в Древней Руси;
Второй этап: 988−1551 гг.; привязан к принятию христианства («нищелюбие») и развитию христианской благотворительности;
Третий этап: 1551−1649 гг.; характеризуется сотрудничеством светских и церковных властей в благотворительной деятельности;
Четвертый этап: 1649−1750 гг.; выделено значение борьбы с нищенством за счет развития государственной благотворительности;
Пятый этап: 1750−1917 гг.; обозначен в связи с развитием благотворительности как формы социального служения, принципы и формы которого определялись Церковью и членами императорской семьи;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9189 (дата обращения: 28.04.2018).
2.Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве / Э.Д. Ахметгалеев // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития личности: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007.- 92 с.
3.Бархаев, А.Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность/ А.Б. Бархаев // ЛЕФ. -2005. - №25. – 95 с.
4.Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. – 382 с.
5.Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М. : Дашков и К, 2007. – 214 с.
6.Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - № 1. – 153 с.
7.Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). 2013. – с. 320
8.Волонтерство и добровольчесто в современной школе: брошюра. ППЦ «Здоровье» Составители: Кривошеина О.А., Денисова А.В. Редактор: Кочубей Н.И.,2014. Стр. 26 –27
9.Городецкая, И. Добровольческое движение в США / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1. 2. - С. 78-86.
Единый информационный ресурс московской благотворительности. [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.mosblago.ru/groups/show-43-194.htm (дата обращения: 28.04.2018).
10.Иванушкина, Т.И. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении: Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи / Т.И. Иванушкина. - М.: Академия, 2002. – 84 с.
11.Кудринская Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006 г. – 78 с.
12.Новиков А.С., Трещев А.Н. Проблемы волонтерского движения в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5. Стр. 112-113.
13.Тарасова Н. В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. – 113 с.
14.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
15.Потапова Н. А., Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: сборник наук.тр./ Потапова Н. А// Вестник МГОУ №2 , 2007. Москва: Издательство МГОУ стр. 187.
16.Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №4. - Стр. 127.
17.Сикорская, Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтёров социальной работы/ Л.Е. Сикорская //Социологические исследования. - 2009. - №3. - Стр. 2-14.
18.Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен//Педагогическое образование в России. 2012, № 4. Стр. 12-14.
19.Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 220 с.
20.Хулин, А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин // Социальная работа. - М.: Высшая школа. - 2003. - №3. - Стр. 51.
21.Щупленков О.В. История молодежного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 1-2. – Стр. 211-215.
22. Певная Мария Владимировна Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-volonterstvo-osobennosti-deyatelnosti-i-motivatsii (дата обращения: 19.06.2021).
23. Кисиленко Анастасия Владимировна Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-potentsial-samoorganizatsii-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 19.06.2021).
24. Певная М.В., Кузьминчук А.А. Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-studencheskogo-volonterstva-v-sverdlovskoy-oblasti (дата обращения: 19.06.2021).
25. A. A. Кузьминчук, M. B. Певная, Е. Р. Тимиршина Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №2 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-molodezhnogo-dobrovolchestva-spetsifika-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 19.06.2021).
26. Певная М. В., Телепаева Д. Ф. Организационное развитие волонтерских центров в России и Хорватии: управленческий подход // Вопросы управления. 2018. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-razvitie-volonterskih-tsentrov-v-rossii-i-horvatii-upravlencheskiy-podhod (дата обращения: 19.06.2021).
27. Телепаева Д.Ф., Певная М.В., Кузьминчук А.А. Социальный капитал спортивных волонтеров крупного российского региона // Научный результат. Социология и управление. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-sportivnyh-volonterov-krupnogo-rossiyskogo-regiona (дата обращения: 19.06.2021).
28. Ермилова Анна Вячеславовна, Исакова Инна Александровна, Игнатьева Валерия Игоревна Региональное проблемное поле волонтерства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-problemnoe-pole-volonterstva (дата обращения: 19.06.2021).
29. Ермилова А.В., Исакова И.А. Специфика волонтерской деятельности в современной России: региональные практики // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-volonterskoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-rossii-regionalnye-praktiki (дата обращения: 19.06.2021).
30. Л. М. Имаева Волонтерская деятельность как фактор накопления и реализации социального капитала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-kak-faktor-nakopleniya-i-realizatsii-sotsialnogo-kapitala (дата обращения: 19.06.2021).
31. Л. М. Имаева Экономический подход к исследованию волонтерства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-podhod-k-issledovaniyu-volonterstva (дата обращения: 19.06.2021).
32. Проказина Наталья Васильевна, Бобылева Наталия Юрьевна, Хатнюк Наталья Николаевна Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-dobrovolcheskogo-volonterskogo-potentsiala-v-rossii (дата обращения: 19.06.2021).
33. Грязнов Сергей Александрович ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА // StudNet. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-studencheskogo-volonterstva (дата обращения: 19.06.2021).
34. Старшинова Алевтина Викторовна Противоречия мотивации учащейся молодежи к деятельности в волонтерских организациях // Образование и наука. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-motivatsii-uchascheysya-molodezhi-k-deyatelnosti-v-volonterskih-organizatsiyah (дата обращения: 19.06.2021).
35. Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 19.06.2021).
36. Чагин, А. Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А. Е. Чагин, М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1327-1329. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 19.06.2021).
37. Подхомутникова Марина Викторовна Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) // ИСОМ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-dvizhenie-kak-vazhnyy-komponent-protsessa-sotsializatsii-studencheskoy-molodezhi-na-primere-kubanskogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 19.06.2021).
38. Косенко Светлана Геннадьевна, Корниенко Татьяна Анатольевна Вклад волонтерских организаций в развитие муниципального образования (на примере МО г. Армавир) // Концепт. 2015. №S14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-volonterskih-organizatsiy-v-razvitie-munitsipalnogo-obrazovaniya-na-primere-mo-g-armavir (дата обращения: 19.06.2021).
39. Вакуленко Ольга Владимировна Специфика организации волонтёрского движения молодежи на уровне субъекта административного управления // Концепт. 2013. №S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-volontyorskogo-dvizheniya-molodezhi-na-urovne-subekta-administrativnogo-upravleniya (дата обращения: 19.06.2021).
40. Габдрахманова Регина Асхатовна Волонтерская деятельность в России и за рубежом // Вестник КГЭУ. 2012. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 19.06.2021).
41. Данилова Е.В. Международный опыт волонтерской деятельности // Вестник РМАТ. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.06.2021).
42. Козлов Павел Сергеевич, Романова Светлана Александровна, Романова Мария Сергеевна Стратегии сотрудничества посредством волонтерского движения: от национального к международному // Вестник Марийского государственного университета. 2019. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-sotrudnichestva-posredstvom-volonterskogo-dvizheniya-ot-natsionalnogo-k-mezhdunarodnomu (дата обращения: 19.06.2021).
43. Семенова Инна Юрьевна Волонтерство (добровольчество) как элемент механизма гражданского общества и правового государства // Oeconomia et Jus. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-dobrovolchestvo-kak-element-mehanizma-grazhdanskogo-obschestva-i-pravovogo-gosudarstva (дата обращения: 19.06.2021).
44. Абакумова Марина Михайловна, Абакумов Роман Григорьевич, Волонтёрское движение в контексте развития социума // Образование и проблемы развития общества. 2018. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskoe-dvizhenie-v-kontekste-razvitiya-sotsiuma (дата обращения: 19.06.2021).
45. Свечников Владимир Александрович Новое в российском законодательстве о добровольческой (волонтерской) деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-v-rossiyskom-zakonodatelstve-o-dobrovolcheskoy-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.06.2021).