Фрагмент для ознакомления
2
1.ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт предъявляет всё возрастающие требования к качеству и точности диагностики индивидуальных качеств спортсменов, в том числе в сфере психофизиологических процессов. Так, считается, что в процессе занятий спортом у спортсменов повышается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга, улучшается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, повышается пластичность центральной нервной системы (Петровский,1979). Для достижения спортивного результата в плавании, как и в других видах спорта, первостепенное значение имеют и способности занимающихся, и определенный подход тренера, учитывающий индивидуальные особенности высшей нервной деятельности каждого спортсмена.
Теппинг-тест –один из многочисленных диагностических тестов, применяемых при оценке состояния центральной нервной системы. На сегодняшний день он стал одним из самых распространенных экспресс-тестов, т.к. процедура его проведения достаточно проста, не требует специальной аппаратуры, и одновременно обладает хорошей информативностью при правильной интерпретации результатов.
Методика была разработана И.П. Ильиным в 1972 году для диагностики силы и выраженности нервно-психических процессов (лабильности, выносливости) через временные измерения динамики темпа движений кисти. И.П. Ильин предположил, что скорость движений определяется, в первую очередь, особенностями центральной нервной системы- подвижностью нервных процессов и их взаимовлиянием друг на друга. (И.П. Ильин 2001).
Актуальность проблемы определяется тем, что методика простого теппинг-теста может быть рекомендована к использованию педагогами на различных этапах подготовки спортсменов – начиная от первичного отбора, и заканчивая мониторингом состояния в соревновательный период, так как позволяет быстро и информативно определить психо-физиологические особенности занимающегося, его врожденные типы реакций.
В силу того, что в организме возникает большое количество условно-рефлекторных связей между корой больших полушарий головного мозга, внутренними органами и опорно-двигательным аппаратом, исследование функционального состояния нервно-мышечной системы у лиц, профессионально занимающихся спортом, является интересной и актуальной задачей. Такие исследования позволят определить наиболее эффективный режим работы, грамотно распределить процессы того или иного вида деятельности, составить рекомендации для поддержания работоспособности человека на высоком уровне. Оценка функционального состояния нервной системы позволяет решить вопросы не только диагностики тренированности, но и допуска к занятиям физической культурой и спортом, к соревнованиям, а также вопросы, связанные с планированием спортивной тренировки и отдыха общего и спортивного режима.
Целью данной работы является определение функционального состояния нервно-мышечной системы по показателю быстроты и устойчивости движений в теппинг-тесте в группах лиц одного возраста, разделенных по гендерному признаку.
Ставятся следующие задачи:
1. Провести исследование функционального состояния мужчин для оценки силы и динамики нервных процессов с помощью простого теппинг-теста.
2. Провести исследования функционального состояния нервно-мышечной системы у женщин для оценки силы и динамики нервных процессов с помощью простого теппинг-теста.
3. Проанализировать и сравнить полученные результаты показателей у женщин и мужчин одного возраста, занимающихся плаванием, и выявить возможные различия.
Объект исследования: нейродинамические процессы центральной нервной системы у мужчин и женщин.
Предмет исследования: показатели теппинг теста в группах, разделенных по гендерному признаку.
Гипотеза- В группе лиц одного возраста и пола сила выраженности нервных процессов приблизительно одинаковая, или возможно, существует разница между показателями мужчин и женщин. Предполагается, что возрасте 20-22 лет (возраст исследуемых лиц в ходе эксперимента) показатели силы нервных процессов достаточно высокие.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Теоретические основы оценки функционального состояния нервно-мышечной системы.
Занятия физическими упражнениями значительно влияют на организм человека. Физиологической основой этого воздействия является существование сложных системы взаимодействующих рефлекторных механизмов между мышечной системой и внутренними органами. Эти процессы объясняет теория моторно-висцеральных рефлексов, разработанная М.Р. Могендовичем (1947). Она заключается в том, что проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц и всего опорно-двигательного аппарата поступают в центральную нервную систему и с помощью рефлекторных механизмов через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ. При условии нормального функционирования организма именно импульсы проприорецепции преобладают над другими видами сенсорных раздражителей, оказывая тем самым значительное влияние на физиологические процессы.
В то же время происходит гуморальная регуляция этих процессов, так как в процессе выполнения упражнений продукты обмена веществ в мышцах и гормоны (в основном адреналин) стимулируют на нервную систему,. Продукты метаболизма, образующиеся в мышцах, обеспечивают расширение кровеносных сосудов и усиливают кровоснабжение мышц.
Таким образом, сведения о работе опорно-двигательной системы поступает по нервно-гуморальным каналам в ЦНС и гипоталамус (центр регулировки эндокринной системы), анализируются, и затем эти системы воздействуют на функции внутренних органов. Наглядно теория М.Р. Могендовича представлена на рис.1
Рис.1 Теория моторно-висцеральных рефлексов М.Р. Могендовича https://yandex.ru/images/search?pos
Кроме того, на формирование двигательных навыков и эффективность физических упражнений значительное влияние оказывают психические нервные процессы и их регуляция их, связанная с особенностями нервной системы человека. Этот факт впервые отмечен еще И.М.Сеченовым - одним из основоположников нейрофизиологии. И.М. Сеченов писал: «все сознательное и бессознательное совершенствуется по типу рефлекса».
И.М. Сеченов ввел понятие «психомоторика», тем самым подчеркивая, что выполнение физических упражнений происходит под контролем сознания, а демонстрация двигательных возможностей невозможно без участия волевого усилия. В.В Никандров ввел такое определение: «психомоторика – это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.» (2004, с). Наиболее полным мы считаем определение Е.П. Ильина(2001): психомоторная деятельность человека – это комбинация психологических и физиологических механизмов в управлении движений, двигательных действий, что отражается в тех или иных проявлениях разных психомоторных характеристик).
При рассмотрении особенностей психомоторики человека с учетом двигательных возможностей, Е. П. Ильин определил несколько качеств:, характеризующих психомоторику. Они объединены в группы:
1.Показатели, характеризующие быстродействие, делят на четыре группы:
1) время сокращения и расслабления мышц;
2) время одиночного движения;
3) время реагирования на сигнал;
4) частота движений.
Существует связь между скоростными качествами- в частности, общий типологический комплекс свойств (высокая лабильность, подвижность нервных процессов, слабость нервной системы)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.Н. Боголепова , Л.И.Малофеева, А.В. Свешников, А.О. Ловчицкая «Нейронная организация корковых полей как показатель межполушарной ассиметрии мозга мужчин и женщин» ФГБНУ НЦ Журнал «Ассиметрия» -2017 Том 11 №3 с.5-15 https://docviewer.yandex.ru/view/43194799/?page=16&*=
2. Б.А.ВЯТКИН «Роль темперамента в спортивной деятельности. М., «Физкультура и спорт», 1978.-134 с.
https://cyberpedia.su/20x5700.html
3. Вайцеховский, С.М. Физическая подготовка пловца./С.М., Вайцеховский. –М.: Физкультура и спорт, 1970. -184
4. Данилова Н. Н.Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - М. : Учеб. лит., 1997. - 428,[3] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-526-00007-9 (В пер.) : http://pedlib.ru/Books/1/0150/1_0150-241.shtml
5. Л.Я. Доцоев Здоровьесберегающее образование в средней школе : монография / и др. ; Федер. агентство по образованию, Челяб. гос. пед. ун-т- 2006
6. Е.П Ильин Дифференциальная психофизиология учебник для ВУЗов –2-e изд., доп. - СПб. и др. : Питер, 2001. - 454 с. : ил., табл.; 24 см. - (Серия Учебник нового века).; ISBN 5-272-00237-7
7. Ильичев И.А., Артеменков А.А «Физическая культура и спорт. Интеграционные процессы науки и практики» Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции, 27 - 30 апреля 2015г.Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой – Орел: Госуниверситет-УНПК,2015
8. В.Г Каменская Е.Е. Алексеева « Структура нервной системы и темперамента в темпераментно-типологических особенностях человека» Журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД» №1-2010 https://cyberleninka.ru/article/n/svoystva-nervnoy-sistemy-i-temperamenta-v-strukture-individualno-tipologicheskih-osobennostey-cheloveka/viewer
9. Крестовников А. Н. Физиология человека [Текст] : Допущено Всес. ком-том по делам физкультуры и спорта при СНК СССР в качестве учеб. пособия для ин-тов физ. культуры / Проф. А. Н. Крестовников при участии доц. Н. И. Тавастшерна. - Москва : Физкультура и спорт, 1938 (16 тип. треста "Полиграфкнига"). - 508 с. :
10. Круцевич, Т.Ю. Влияние свойств высшей нервной деятельности на двигательные способности человека / Т.Ю.Круцевич // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 5. - С.33-39
11. Миллер Л.Л. Спортивная медицина : учебное пособие / Миллер Л.Л.. — Москва : Человек, 2015. — 184 c. — ISBN 978-5-906131-47-8.
12. Могендович М. Р. Анализаторы и внутренние органы [Текст] : [Учеб. пособие для студентов биол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов] / М. Р. Могендович, И. Б. Темкин. - Москва : Высш. школа, 1971. - 224 с.
13. Л. П. Сергиенко, В. П. Кореневич « Соотношение влияния наследственности и среды в процессе обучения» Журнал «Вопросы психологии» 1987г. №9 с.154-157 http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894154.htm
14. Селиверстова, Г. П. Теппинг-тест в прогнозировании возможных достижений человека в спорте / Г. П. Селиверстова, С. Г. Махнева // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы : материалы III Всероссийской научно-пракической конференции, 14 апреля 2006 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 239-240.
15. Чарыкова И.А. Парамонова Н.А. Особенности показателей психофизиологической диагностики в зависимости от вида спорта и пола спортсменов. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь
https://docplayer.ru/83774653-Osobennosti-pokazateley-psihofiziologicheskoy-diagnostiki-v-zavisimosti-ot-vida-sporta-i-pola-sportsmenov.html
16. Й.М. Янкаускас Зависимость максимальной частоты элементарных движений от пола, возраста и занятия спортом \\: Теория и практика физической культуры.-1972.-№8