Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, особое внимание государства направлено на вопросы сохранения и профилактики здоровья людей. Нужно помнить, что система здравоохранения России реформируется в крайне короткий промежуток времени. На сегодняшний день сделано много, но еще очень многое предстоит сделать. Для такой социально значимой отрасли требуются взвешенные решения. Требуется сформировать оптимальную для России модель здравоохранения, с помощью современных и эффективных инструментов управления и финансирования. Важно учитывать национальные и культурные особенности.
Приоритеты государственной политики в сфере здравоохранения обеспечивают доступность и качество медицинской помощи, а модернизация системы обязательного медицинского страхования, направлена на усиление страховых принципов.
Развитая и совершенствующаяся система здравоохранения подразумевает предоставление таких услуг любому нуждающемуся, как работающему, так и неработающему. На сегодняшний день в Российской Федерации реализация социальной защиты населения в плане получения медицинской помощи реализуется с помощью системы обязательного медицинского страхования. В отдельных субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти создаются Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), которые действуют на территории этих субъектов.
Обеспечение финансовой устойчивости в системе обязательного медицинского страхования является важной задачей. Главной составляющей финансового обеспечения здравоохранения является эффективное функционирование территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые напрямую зависят от полноты сбора страховых взносов.
Проблемы механизма формирования и направления совершенствования деятельности медицинского страхования в целом и ТФОМС в частности рассмотрены в работах ряда ученых и практиков: Воробьева Ю.Н., Ермоленко Г.Г, Землячевой О.А., Семенова В.Ю., Смирновой Е.А., Соколовой Н.А., Тимониной Е.Н., и др. Однако, наличие спорных вопросов и многочисленных проблем развития ОМС в РФ обусловливает необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Целью настоящей работы является оценка деятельности Фонда обязательного медицинского страхования в РФ и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Основные задачи исследования:
- изучить теоретические основы организации деятельности ФОМС РФ;
- произвести анализ деятельности ФОМС РФ;
- отражены тенденции развития ФОМС в современных условиях.
Объектом исследования выступает ФОМС РФ.
Предмет исследования – практические аспекты деятельности ФОМС РФ в социальном обеспечении.
При выполнении работы были использованы следующие методы: метод описания, метод анализа материала, метод синтеза информации.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
1. Теоретические основы организации деятельности ФОМС РФ
1.1. Основные положения о ФОМС РФ и основы его функционирования
Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования. Это система, созданная государством посредством правовых, экономических и организационных мер, которые непосредственно направлены на обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая, за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Гарантии оказания бесплатной медицинской помощи предоставлены в действующей государственной программе, в которой перечислены все виды медицинских услуг, виды болезней и категории больных, которые имеют право на их получение. В программе отражены не только условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи, но также и нормативы объемов и финансирования этих услуг, которыми руководствуются региональные органы власти и медицинские организации .
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования управляют финансовыми средствами.
Государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования осуществляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Правовое управление деятельности ФФОМС осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом РФ;
- Налоговым кодексом РФ;
- федеральными конституционными законами;
- федеральными законами;
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации,
- уставом .
Согласно уставу: «Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Федеральный фонд является юридическим лицом, а также имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца» .
Взносы в ФФОМС ежемесячно отчисляются с заработной платы работодателем и поступают в фонд. Эти выплаты являются обязательными.
Общая структурная схема ФФОМС представлена на рисунке 1.
Каждое подразделение имеет свои функции и полномочия на предоставление гражданам медицинского обслуживания и контроля соблюдения законодательства, вместе подразделения составляют единую систему. Финансирование системы обязательного медицинского страхования для деятельности здравоохранительных учреждений возможно посредством страховых компаний и фондов; подобные структуры обязаны получить лицензию на этот род деятельности.
Рисунок 1 - Структурная схема фонда ОМС
Схема взаимодействия организаций работает следующим образом:
- Страховая компания оформляет договор с медицинским учреждением (больница, поликлиника);
- Страховая компания инициирует подписание договора о сотрудничестве с территориальным фондом ОМС;
- Территориальный фонд выделяет средства, перечисляемые на счет страховой организации; страховая организация расходует их на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, имеющим полис ОМС .
Законодательство предусматривает финансирование учреждений здравоохранения без участия страховых компаний, напрямую через территориальные фонды и филиалы, хотя данная методика практикуется реже. Применение разных способов распределения и перечисления средств требуется по причине того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности. В зависимости от финансового положения, национальных особенностей, политического положения и других аспектов, выбирают способ перечисления и распределения средств для конкретного субъекта федерации .
В процентном соотношении граждане страны, зарегистрированные в системе ОМС, неравномерно прикреплены к страховым компаниям. Статистика показывает, что свыше 70% людей, пользующихся услугами бесплатной медицины, прикреплено к 15 наиболее крупным и известным страховым организациям.
Возможность воспользоваться медицинскими услугами должна быть у каждого гражданина, поэтому благодаря созданию фондов обязательного медицинского страхования происходит сохранение принципов финансирования и обеспечения для всех граждан возможности получения медицинской помощи и лекарственных средств по потребности вне зависимости уровня благосостояния и места работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289.
2. Федеральный закон от 08.12.2020 N 391-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370106.
3. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74917811/#review.
4. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19743.
5. Письмо Минздрава России N 11-7/и/2-11779, ФФОМС N 17033/26-2/и от 12.12.2019 (ред. от 07.04.2020) «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340431.
6. Аналитический доклад ЦНИИОИЗ: «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении». Версия 1.0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mednet.ru/images/materials/news/doklad_cniioiz_po_COVID-19-2020_04_26.pdf.
7. Артеменко Д.А., Соколов А.А. Проблемы и перспективы страховой модели финансирования здравоохранения // Финансы. – 2018. – № 4. – С. 46-50.
8. Бюллетень Счетной палаты № 2 (февраль) 2019 г. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/statements/
9. Глава Минздрава призвал реформировать систему ОМС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8461715.
10. Зайков С.Н. Проблемы и перспективы реформирования обязательного медицинского страхования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2021. – № 3 (113). – С. 178-182.
11. Заключение Счетной палаты на проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (протокол от 13 октября 2020 г. № 52К (1425)) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/988/9883a08be8f7bd9b6d63950387baeaa1.PDF
12. Кадыров Ф.Н. Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. – 2019. – № 3. – C.70-78.
13. Кадыров Ф.Н. Обухова О.В., Чилилов А.М. Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции // Менеджер здравоохранения. – 2020. – № 8. – C.67-74.
14. Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М. Функционирование системы обязательного медицинского страхования в условиях распространения коронавируса // Страховое дело. – 2020. – № 8. – С.39-47.
15. Красноглазов А.Ю., Макарова О.В. Деятельность фонда обязательного медицинского страхования // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2017. – Т.1. – № 10-1 (10-17). – С. 25-28.
16. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов январь – декабрь 2020 года. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/oper-2020.
17. Система ОМС: интервью с директором Территориального ФОМС Новосибирской области Еленой Ягнюковой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibmeda.ru/medical-law/dlya-vrachey/novoe-v-sisteme-oms-rabota-po-novympravilam.
18. Спицина О.В., Козлова А.Н., Савнина А.В. Правовое регулирование и организация обязательного медицинского страхования в России [Электронный ресурс] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 61-64.
19. Стригина Е.Е. Анализ федерального фонда обязательного медицинского страхования // Актуальные вопросы науки и образования в XXI веке: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Москва, 2018. – С. 212-215.
20. Хоминич И.П. Организация страхового дела: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 362 с.