Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть 1. Планирование
1.1 Роль планирования в маркетинговой деятельности
Любой вида деятельности, ориентированный на упорядочение и обеспечение эффективности каких-либо процессов, достижение целей и задач требует планирования. Планирование позволяет сформировать порядок реализации мероприятий, последовательность операций и степень вовлеченность субъектов и ресурсов в данный процесс. Планирование делает понятным будущую деятельность, определяет ее временные границы, ответственных за реализацию, методы.
Все литературные источники, раскрывающие тему планирования в маркетинге можно разделить на несколько категорий:
- общие – отражающие теоретико-методологические основы маркетинга применительно ко всем сферам деятельности,
- отраслевые – характеризующие маркетингов именно в сфере малого предпринимательства,
- профильно-тематические - раскрывающие особенности маркетинга в банках, работающих с разными типами клиентов.
Концептуальные основы маркетинга, применимые для всех сфер коммерческой деятельности и, в том числе банковской сферы, представлены в трудах классиков маркетинга Ф.Котлера, И.Ансофф, Л.Армстронга, Л.Е. Басовского, Дж., Траута, Е.П. Голубкова и других. В них определены понятия маркетинговой деятельности, сформулированы основные положения маркетинговых стратегий, которые активно используются в банковской сферы, рассмотрены основы клиентского маркетинга, что особенно важно при изучении разных сегментов потребителей.
Необходимость и теоретические основы развития клиентского маркетинга представлены в работах А.М. Ашба, В.В. Панюковой, Г.Л. Багиева, П.А. Ибрагимовой и других. В статье Бондаренко Т.Н., Скоробогатова А.А. рассмотрены особенности формирования маркетинговых стратегий с учетом развития ситуации в банковской секторе и экономике России.
Таким образом, в современной научной литературе представлены различные аспекты маркетинга, формирующие представление о целях, задачах, принципах и методах осуществления маркетинговой деятельности в данной сфере. Тем не менее, следует отметить, что аспекты оптимизации маркетинга в отношении разных типов клиентов представлены достаточно поверхностно, не отражая глубину данных процессов и их сложность, что является потенциалом для дальнейших научных изысканий.
По определению Е.П. Голубкова «планирование – процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. Многие организации добились существенных успехов за счет создания и эффективного использования системы формального планирования (разработка планов, обязательных для всех ее подразделений, с утвержденными формами плановых документов, процедурами планирования, четкими периодичностью и сроками разработки плановых документов, наличием единого методического обеспечения и т. д.)».
Основу маркетинговой деятельности любой компании составляет маркетинговое планирование. Именно благодаря ему маркетологи и другие члены компании получают полное представление о том, что и как нужно будет сделать чтобы добиться поставленных целей.
Структурно, маркетинговое планирование можно представить в следующем виде (рис. 1.1):
Рис.1.1. Схема элементов маркетингового плана
Согласно данной схеме (рис. 1.1.) формируется маркетинговый план компании и оформляется в виде основополагающего документа, которым руководствуется компании при разработке и реализации всех мероприятий .
Современная система маркетингового управления включает в себя совокупность инструментов и методов изучения поведения рыночных субъектов (потребителей, поставщиков, конкурентов, клиентов и т.п.) и разработка на основании полученных данных маркетинговой стратегии, ориентированной на предложении рынку востребованного продукта и создание органичного развития компании на рынке .
Система маркетингового планирования составляет основу стратегического управления организацией и, в свою очередь, обеспечивает развитие производственной, сбытовой, коммуникационной и иных подсистем.
Важной частью маркетингового планирования являются:
- определение цели и задач развития предприятия,
- обозначение современного состояние достигнутых показателей,
- анализ внешнего окружения и тенденций развития,
- анализ ресурсного потенциала,
- определения целевых показателей развития,
- формирование новой бизнес-концепции,
- описание процессов модернизации и необходимых ресурсов,
- экономические расчеты эффективности реализации бизнес-плана .
К обязательным составляющим процесса управления развития предприятием являются:
- описание миссии компании,
-видение развития компании,
- стратегические рыночные и социальные цели,
- целевые показатели развития компании,
- описание рыночного профиля,
- представление методологии и технологий достижения целей,
- маркетинговый план и программы,
- бюджетирование,
- антикризисные программы,
- система показателей для оценки эффективности реализации.
Субъекты маркетингового планирования:
- маркетологи,
- руководитель компании,
- руководители структурных подразделений, вовлеченных в процесс производство и доведение товара до потребителя,
- внешние эксперты и консультанты.
Каждый из вышеуказанных субъектов может оказывать решающее влияние на эффективность маркетингового планирования, изменять его структуру и содержание.
Реализация вышеуказанного маркетингового плана по данной схеме позволяет снизить риски наступления непредвиденных расходов, необходимости привлечения новых ресурсов, увеличения сроков реализации маркетинговых проектов и т.п.
Бюджетирование также может быть неотъемлемым элементом маркетингового плана, особенно если он ориентирован на реализацию какой-то программы исследования или продвижения.
1.2 Этапы планирования
Первоначальным этапом маркетингового планирования является проведение маркетинговых исследований, направленный на анализ внешней и внутренней среды.
Маркетинговые исследования – это совокупность методов анализа различных областей окружения организации, поведения целевых аудиторий и потребительских сегментов, деятельности конкурентов и контрагентов, персонала компании для достижения конкретной цели .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд./И.С. Березин. - М.: Вершина, 2015.
2. Багиев Г.Л., Мефферт Х. (научная редакция). Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015
3. Волкова Н.В. Формирование и применение интегрированных маркетинговых коммуникаций в сфере услуг : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2016
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.: Издательство «Финпресс», 1999, С.21
5. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок./Ф. Котлер, Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017
6. Невзорова Н.В. Маркетинг\ Глава 5. Коммуникации в маркетинге стр. 48, Тамбов, Издательство ТГТУ -2013, С.48
7. Рыжикова Т.Н. Аналитический маркетинг: Учебное пособие. / М.: ИНФРА-М, 2017
8. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникационные стратегии / под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг. – М., 2017, С.34
9. Сендидж, Ч. Реклама. Теория и практика / Ч. Сендидж; под ред. и предисл. А.А. Романова; пер. с англ. И.М. Величко. – М.: Сирин, 2017.
10. Романов А.Н. Управление маркетингом. / Пресс-Издат. 2016
11. Теория управления производством / Под ред.О.В.Козловой. – М.: Экономика, 2012.
12. Туманян А.С. Рекламный менеджмент. / М.: Издательство Пресс, 2012, 193 с.
13. Шамарина Л.В. Создание эффективной организационной структуры управления// ЭГО. – 2010. - №2.С.31-35
Периодические издания:
14. Ахметов А.Р. Исследование контроля как функции управления // Проблемы современной экономики. – 2009. - №1. – С.35-37
15. Бондаренко Т.Н., Скоробогатова А.А. Роль маркетинговых стратегий в организации работы коммерческого банка с клиентами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 419
16. Глазунова С.А. Комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций: определение оптимальной структуры // современные тенденции развития науки и технологий. - Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции г. Белгород, 31 декабря 2015. – 2015. – С.98
17. Демидов Е. В. Управление стимулированием сбыта в предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. В. Демидов. - М., 2004. – С.12
18. Добрикова Т. С. Роль рекламы в современном обществе [Текст] / Т. С. Добрикова, А. М. Ковалева // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 201-204
19. Долгопятова Т.Г. Собственность и корпоративный контроль в российских компаниях в условиях активизации интеграционных процессов / Российский журнал менеджмента. – 2004. – № 2. – С. 3-9
20. Решетько Н. И. Эффективность маркетинговой стратегии в малом бизнесе [Текст] / Н. И. Решетько, М. А. Соколов, А. С. Куприянова // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 5-8
21. Сафарова М. Б. Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций [Текст] / М. Б. Сафарова // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. С.136-13
22. Состав и структура комплекса современных интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) [Текст] / О. П. Михайлова [и др.] // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 411-415
23. Судник В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия // Справочник экономиста. – 2009. - №4.- С.31-33