Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребёнка дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса. Иными словами художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь.
Ребенок старше 5 лет способен выдерживать длительную нагрузку, становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом.
Во время занятий рисованием ребенок развивает мелкую моторику руки, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь.
Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей, в нашем детском саду проводятся различные виды занятий: предметное рисование, с натуры, тематическое рисование, по представлению, сюжетное рисование, декоративное.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
В рисовании ребенок упражняется и осваивает ориентировку на листе бумаги. Он сталкивается с необходимостью определять следующие пространственные характеристики: в середине, сверху, снизу, слева, справа, в углу, по сторонам и т.д.
Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.
Актуальность темы помогла выделить проблему, она обусловлена тем, что дети испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов, что снижает уровень сформированности пространственных представлений, система методических приемов, направленных на совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги остается на сегодняшний день не достаточно раскрытой в методическом плане.
На практике выявлено, что дети плохо размещают узор на листе бумаги, а педагоги часто используют приемы повтора ребенком нужных элементов, формулировок и слов, не уделяется должного внимания приемам и методам, способствующим повысить уровень состояния и динамики развития пространственных представлений и художественного вкуса.
Цель исследования: выявить эффективность системы мероприятий в рамках сюжетного рисования, направленных на обучение ориентировки на листе бумаги детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить пространственные представления у дошкольников;
• Рассмотреть средства развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать психолого-педагогические исследования в обучении пространственных представлений в рисовании;
• Изучить уровень сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить возможности формирования умения пространственных представлений в сюжетном рисовании.
Объект исследования: процесс обучения ориентировки на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сюжетного рисования как средство обучения ориентировки на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения ориентировки на листе бумаги детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании
1.1. Пространственные представления у дошкольников
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, Т. А. Мусейибовой и др.
Процесс формирования ориентации ребенка в пространственных признаках достаточно многогранен. Он включает в себя как формирование знаний о размерах, форме предметов, так и способность различать размещение предметов в пространстве, понимание разнообразных пространственных отношений и т.д.
Пространственные представления, хотя и возникают достаточно рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют разнообразные анализаторы (кинестетический, обонятельный, вкусовой, зрительный, слуховой). В развитии маленьких детей особая роль отводится кинестетическому и зрительному анализаторам .
Пространственная ориентация происходит на основе непосредственного восприятия пространства и речевого обозначения пространственных категорий (места размещения, отдаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояния, размера, формы, взаимного размещения предметов и их положения относительно субъекта.
В психолого-педагогических исследованиях на современном этапе указывается на особую роль пространственных представлений, восприятий в формировании познавательной деятельности ребенка, в развитии его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Овладение детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает результативность и качество таких видов деятельности, как познавательной, трудовой, продуктивной, творческой, игровой.
Ковалец И.В. отмечает особое значение владения дошкольниками пространственными ориентировками в трехмерном и двухмерном пространстве для качественной подготовки их к школьному обучению. В содержании программы по математике в старшем дошкольном возрасте происходит выработка умений ориентироваться в ученической тетради. Формируется умение рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное расположение его элементов на странице. Эти умения будут востребованы с самых первых дней обучения ребенка в 1 классе. Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния .
В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета становиться основанием для овладения следующей системой. Такая планомерная работа по формированию элементарных знаний о геометрическом пространстве позволит детям лучше понять элементы геометрии в школе.
При изучении математики пространственные представления нужны для:
• понимания разрядного строения числа (15 и 51 различаются только местом входящих в их состав цифр);
• понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
• правильного, не зеркального, написания пространственно сходных цифр («6» и «9»);
• определения направления вектора счетных операций (сложение-вычитание);
• понимания условий задачи: часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных, входящих в ее состав условий (например, «на столько-то больше» или «во столько-то больше»);
• осуществления операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции;
• работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом) [9, с. 32].
Для полноценного овладения чтением и письмом также необходимы пространственные представления. От них зависят:
• графически-пространственный образ буквы (например, правильное написание и узнавание прописных букв «б» и «д», которые отличаются только положением крючочка — вверх или вниз; «ш», «и» (сколько «крючочков» — два или три); правильное, не зеркальное написание — например, буквы «э», «з», «с»);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белошистая А.В., Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М .: ВЛАДОС, 2014
2. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.,2005.
3. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 9.
4. Веракса Н. Формирование единых временно-пространственных представлений. // Дошкольное воспитание. 2008. №5. С. 46-48
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
6. Говорова Р.К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 2004.
7. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.
8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М, 2005.
9. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014
10. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2015.
11. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей.
12. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. – М., 2003.
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст.- М, 1997.
14. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях //Сост. В.В. Данилова. - М.:ВЛАДОС, 2013
15. Математическое развитие дошкольников: Учеб.- метод. пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая А.М. Вербенец. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2014
16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014
17. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.- СПб., 2014.
18. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994.
19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2005.
20. Основы специальной психологии./Под рез. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
21. Педагогический словарь. – М., 2002.
22. Петерсон Л.Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 6–7 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Ч. 1–2. М.: Ювента, 2010
23. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Ч. 1–2. М.: Ювента, 2010
24. Поваляева Н.А. Справочник логопеда – 3-е изд. –М., 2002.
25. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, Живоспись.
26. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.
27. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
28. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. – М., 2006.
29. Скульптура. Графика Декоративное искусство./Под ред. В.М. Полевой.
30. Соломенникова О.А. Радость творчества Ознакомление детей с народным искусством – М., 2005.
31. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Просвещение, 2006.