Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сложилась критическая ситуация в развитии речевой деятельности детей раннего возраста. Это связано с негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшением состояния здоровья детей; значительное снижение общения между родителями и детьми; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к развитию речи ребенка. Эмоциональная холодность в семье негативно сказывается на умственном развитии ребенка, общении. Большое значение для развития речи имеет жилая среда, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого.
Важнейшим условием улучшения речевой активности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В игре студенты стали реже разговаривать. Но речь - это главное средство общения с окружающими. Поэтому начинать эту работу нужно рано.
Игра - это основное занятие ребенка. Но и здесь ситуация неоднозначная. Многие современные дети не умеют играть, фантазировать и использовать во время игры предметы-заменители.
Игра сопровождает ребенка с рождения, отражает ход его мыслей и чувств, сопровождает его до юности и побуждает к познанию реальности.
Игра - это вид основной деятельности в раннем возрасте, который создает условия для умственного и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам пытается научиться тому, что еще не умеет делать.
Игра отвечает потребностям ребенка, способствует качественному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Чтобы у детей раннего возраста появилось желание активно участвовать в вербальном общении, нам необходимо создавать эмоционально благоприятные ситуации, ситуации в играх.
В развитии речи ведущую роль играют взрослые: воспитатель - в детском саду, родители и родственники - в семье. От культуры речи взрослых, того, как они разговаривают с ребенком, сколько внимания они уделяют вербальному общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в овладении языком.
Для развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности необходимо ставить следующие задачи:
формировать словарь;
развивать звуковую культуру и связную речь;
формировать грамматический строй речи;
развивать речь, как средство общения.
Образовательную деятельность строить на основании: требований ООП ДО (основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ)
Необходимо разрабатывать перспективный план работы с воспитанниками и их семьями с опорой на целевые ориентиры.
Мы поставили перед собой цели и задачи для внимательного исследования данной темы.
Цель исследования: Теоретически изучить и провести анализ особенностей речевого развития детей раннего возраста при помощи речедвигательных игр и упражнений
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Проанализировать имеющиеся методики, применяемые в игровой деятельности для развития речи детей раннего возраста.
4. Изучить методику применения речедвигательных игр и упражнений для активизации речи у детей раннего возраста.
Таким образом, считаю, что выбранная мной тема является актуальной и её необходимо подробнее рассмотреть, а именно методику применения речедвигательных игр и упражнений, с помощью которых у детей раннего возраста происходит активизация речи.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста и особенности речевого развития
Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий [Воронова А.Е. 89 с.].
Прежде всего, идет активное развитие таких сфер деятельности, как двигательная, познавательная, речевая и эмоционально-волевая.
Ребенок начинает активно использовать окружающее пространство. Все больше и больше объектов, которые ранее были ему недоступны, попадают в его поле зрения и деятельности [Выготский Л.С. 34 с.]. Он начинает исследовать этот мир, сразу соединяя все органы чувств: зрение, осязание, слух, вкус. Поэтому каждый предмет, попавший в руки ребенка в раннем возрасте, проверяется на прочность, его нужно хорошо потрогать и смять, их нужно постучать. В итоге нужно бросить его, чтобы посмотреть, насколько он силен и будет ли их много вместо одного объекта[Выготский Л.С. 75 с.].
Благодаря такой активности меняется основная основная деятельность ребенка, если предыдущее тесное общение с матерью было значимым, то теперь основной деятельностью становится предметная деятельность[Воронова А.Е. 112 с.].. Если раньше ребенка интересовал только вопрос «Что это?», То теперь для него становится значимым: «Что с этим можно сделать?». Постепенно у ребенка развивается координация рук, и выделяется основная рука, которая берет на себя значительную нагрузку в деятельности.
Благодаря интенсивной предметной деятельности у ребенка активно развиваются кора головного мозга и основные психические функции, но все они развиваются во взаимосвязи с восприятием. У ребенка развивается наглядное активное мышление, он начинает различать различные предметы, узнавать их на картинках, в жизни.
Это выражается в возможности сделать выбор по модели. Тесная взаимосвязь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что ребенок начинает делать выбор по шаблону в отношении формы и размера, т. Е. В отношении свойств, которые необходимо учитывать на практике, и только затем - по цвету[Выготский Л.С. 90 с.].
Развитие речи в этом возрасте особенно интенсивно. Овладение речью - одно из важнейших достижений ребенка второго и третьего года жизни. В 1,5 года словарный запас ребенка составляет от 30-40 слов до 100. В 2 года - 300, в 3 года - 1000-1500. Кроме того, к 3 годам ребенок начинает активно использовать предложения, которые уже содержат подлежащее и глагол[Выготский Л.С. 96 с.].
В трехлетнем возрасте ребенок в основном правильно использует падежи, строит многословные предложения, в которых обеспечивается грамматическое соответствие всех слов. С трехлетнего возраста осваиваются основные грамматические формы и базовые синтаксические конструкции родного языка.
Кроме того, ребенок начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать не только настоящий момент, но и события прошлого и будущего. Научитесь определять цель «сыграю», «построю дом» [Воронова А.Е. 119 с.].
Благодаря развитию речи и совместной деятельности у ребенка развиваются коммуникативные способности. Но общение со сверстниками и взрослыми существенно отличается.
Общение со сверстниками лучше назвать эмоционально-практическим взаимодействием, которое характеризуется непосредственностью, отсутствием содержания по теме; расслабление, эмоциональное насыщение, нестандартные средства общения, зеркальное отображение действий и движений партнера.
Общение со взрослыми больше ориентировано на передачу опыта традиционного использования предметов.
В раннем возрасте активно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка развивается самосознание и поведение, развивается характер.
Он учится прислушиваться к своим сокровенным чувствам, он учится различать свое настроение и настроение другого человека. И в этом возрасте он способен контролировать некоторые из своих сильных потребностей и желаний.
1. Ранний возраст заканчивается началом следующего периода - «3-летнего кризиса», который в основном связан с перестройкой сознания ребенка и формированием у него позиции, называемой «Я есть я». Основное занятие того времени - игра в сказки.
2. В конце раннего возраста ребенок должен:
3. 1. Знаю 1200-1500 слов;
4. 2. Овладеть основными грамматическими схемами предложений и при построении предложения использовать местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (последние встречаются редко);
5. 3. Знать 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
6. 4. знать 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
7. 5. знать понятия «один - много», «большой - маленький»;понимать предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
8. можно собрать 3-5 частей изображения по представленному образцу;
9. 9. начать ориентироваться в пространстве, вспомнить дорогу в магазин, в парк, к бабушке, в детский сад;
10. 10. отгадывать загадки;
11. 11. слушает басни, сказки, стихи, запоминает их;
12. рисует, лепит, аппликации или строит, чаще всего с помощью взрослого[Астанина И.В. 67 с.].
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
• самостоятельно питаться, соблюдая гигиенические навыки и правила поведения;
• одевание: работа с молнией, застегивание больших пуговиц, надевание обуви, хотя бы иногда не с той ноги;
• знать последовательность раздевания и складывания одежды;
• заметили, что у вас грязная одежда, оборванная пуговица, развязанный шнурок и возможность обратиться за помощью к взрослым.
Сфера общения характеризуется следующим:
• ребенок начинает ощущать потребность в партнерах и друзьях для общих игр;
• можно играть не вместе, а с другими детьми, чтобы усвоить определенные правила и соблюдать их;
• ребенок называет других по имени;
• ребенок понимает опасность и старается избегать опасных ситуаций.
1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста
Речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент общения, так как через речь человек может вступать в многочисленные контакты, в ходе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и налаживает отношения с естественным, объективный и социальный мир вокруг него[Астанина И.В. 79 с.].. В процессе речевого общения происходит самопознание человеком своего «Я» и появляется реальная возможность для самовыражения и самореализации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР - СПб., Детство-Пресс, 2009.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2008. 65,78,90,96,116 с.
3. Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. - Пермь, 2009. - 36с.
4. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – м.: ООО издательство «Дом.XXI век», 2008. – 189 с.
5. Бородич А.М.Методика развития речи детей. -М.: Просвещение,2011. -255с.
6. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура. - Л., 1971;
7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.,2009. 34,65,67,102
8. Волкова Г.А. Логоритмика. - М., 2011.
9. Волкова Г.А. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста // Совершенствование методов диаг-ност и к и преодоления нарушений речи. — Л., 2011.
10. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет. - М., 2012.
11. Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально¬ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. - И., 2013.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008.
13. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 2012.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.:
15. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2009.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М. ,2011.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2010.
18. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011.
19. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2009 -368с.
20. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009.
21. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2008.
22. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 2012.
23. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М., 2010.
24. Косарева Е. Речь, музыка, движение //Дошкольное воспитание.- 2007 -№3.
25. Косарева Е. Речь, музыка, движение //Дошкольное воспитание.- 2007 -№4.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2009.
27. Кузнецова Е.Н. Логоритмические занятия //Дошкольное воспитание. -2013 -№3.
28. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПТб, 2009.
29. Лисина М.И. Общение и речь: равитие речи у детей в общении со взрослым. – М.: Педагогика, 2008 – 562 с.
30. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005 – 269с.
31. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2011 - 315с.
32. Новиковская О.А. Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях - М., 2009.
33. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 2013 - 170 с.
34. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина - М.: Просвещение, 2011 -223с.
36. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-2009 - №7 - С.15-18.
37. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика - М., 2008.
38. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников - М. 2009.
39. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение, 2009 - 176с.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 2011 - 159с.
41. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 2010.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
43. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. 2009 -№1. - С.59 - 66.