Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время практически во всех сферах современного российского общества происходят постоянные изменения, которые требуют принятия взвешенных и согласованных управленческих решений на всех уровнях власти.
Любое муниципальное образование нашей страны может быть рассмотрено в качестве подсистемы национальной экономики, в этой связи стратегическое управление развитием муниципальным образованием приобретает особое значение для повышения устойчивости общей экономической системы государства, обеспечения благосостояния граждан страны, повышения устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики.
Основой для принимаемых на уровне муниципального образования государственных решений является стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (муниципального образования РФ), которая определяет наиболее приоритетные региональные и муниципальные хозяйственные комплексы, а также определяет ключевые направления развития города (региона, любого муниципального образования).
Кроме того, сложившаяся ситуация, в сфере социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов, обуславливает необходимость разработки и применения адекватного комплекса мер, которые направлены на реализацию стратегии устойчивого общественного развития, обеспечения использования сложившегося потенциала государства и отдельных муниципальных образований.
Настоящая работа посвящена анализу ключевых аспектов разработки и реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований РФ, в том числе используемого инструментария при разработке стратегий, основных этапов разработки и ресурсного обеспечения такого развития.
Значительная роль в исследовании указанных проблем принадлежит таким ученым как В.Я. Любовный, И.Г. Степанов, Р. В. Бабун.
Цель работы состоит в формировании предложений по совершенствованию практики разработки и реализации стратегий муниципального образования для повышения эффективности социально-экономического развития муниципального образования.
В целях реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть сущность и понятия, связанные со стратегическим развитием муниципального образования;
− определить основные задачи управления социальным развитием муниципального образования;
− рассмотреть основные формы, методы стратегического управления и ресурсное обеспечение стратегического развития муниципалитетов.
Объект исследования настоящей работы – муниципальное образование городской округ город Воронеж.
Предмет исследования – управленческие отношения, которые возникают в процессе реализации органами управления, местного самоуправления мероприятий, направленных на социальное развитие территории муниципального образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Основные цели и задачи стратегического развития муниципального образования (городской территорией)
В свете современных социально-экономических вызовов основным приоритетом деятельности государства в сфере управления городскими территориями является обеспечение постоянного повышения качества жизни граждан, обеспечение их потребностей в комфортном жилье, инфраструктуре, рабочих местах. Также важно обеспечить безопасность населения, в том числе, экологическую и продовольственную. В целом – создать комфортную среду для жизни.
Данная масштабная цель требует качественно новых подходов деятельности институтов территориального развития. Говоря о развитии городского округа, следует отметить, что основной объект пространственного развития в данном случае – город. Следовательно, уполномоченным органом в сфере развития городской территорией является управление главного архитектора города, чья деятельность должна быть направлена на обеспечение гармоничного пространственного развития города целиком, вместо контроля процесса строительства лишь некоторых объектов. Учитывая масштабность такой задачи, служба главного архитектора должна обладать соответствующими инструментами и механизмами (правовыми, организационными, информационно-аналитическими), которые помогут реализовать данную задачу.
Рассматривая данную проблему глубже, возникает вполне справедливый вопрос о документационном обеспечении управления городской территорией. Традиционный объект капстроительства всегда сопровождается проектной документацией, которая служит основанием для строительства и сдачи объекта в эксплуатации. Проект капитального строительства обладает четкими сроками начала, завершения, а также сроком эксплуатации капитального объекта. Управление городской территорией осуществляется без конечных сроков завершения, непрерывно .
Проводя дальнейшее сравнение со строительством капитального сооружения, можно отметить следующее. В рамках реализации подобного проекта, его архитектором проектируется количество и конфигурация лестниц, коридоров, тип жилых и общественных помещений и т.д. Задача же управления городской территорией является гораздо более масштабной, здесь необходимо, чтобы наиболее высоким стандартам соответствовала дорожная сеть, жилые и общественные районы, спортивные и торговые комплексы, больничные и университетские городки. Объекты капитального строительства являются статичными, в отличие от городских территорий. Таким образом, проектную документацию на объект капитального строительства и документы в сфере территориального планирования городской территории сравнивать представляется некорректным.
Необходимо отметить, что управление территорией в городском хозяйстве должно носить исключительно стратегический характер и осуществляться на основе стратегических программных документов.
При разработке стратегических программных документов, необходимо исходить из того, что городской территории нужно определить стратегию своего развития и разработать комплекс мероприятий (план, дорожную карту), направленных на реализацию этой стратегии. Основными положениями такого плана социально-экономического развития (либо любого иного документа) должны являться следующие:
1. План должен быть подготовлен, основываясь на текущей социально-экономической и политической ситуации на определенной городской территории и быть направленным на обеспечении эффективного использования тех ресурсов, которыми располагает данная территория, либо которые доступны территории для использования в рамках задач по своему развитию. В этой связи, необходимо отметить, что прежде чем приступать к составлению такого плана, необходимо пройти ответственный аналитический этап, в рамках которого нужно рассмотреть ряд направлений и сценариев по развитию городской территории. При осуществлении планирования необходимо принимать во внимание самый вероятный план. Подготовленный аналитический отчет, который содержит оценку текущих условий и имеющихся (привлекаемых) ресурсов для развития, а также предложениями по направлениям развития должен быть приложен к плану экономического развития в обязательном порядке.
2. Разработка плана мероприятий должна осуществляться с учетом требований по повышению уровня демократичности процессов управления городской экономикой, и учитывая позиции всех представителей сообщества городской территории (к ним можно отнести представителей местных властей, бизнес-сообщества, представителей общественности, научных и учебных заведений и т.д.). Структурами городского управления, действующими от имени городского сообщества, должны привлекаться компетентные представители городского сообщества, а также должно быть организовано взаимодействие с региональными и федеральными административными структурами.
Данный план мероприятий должен являться прогнозным документом, который бы соответствовал современным экономическим реалиям и был рассчитан на среднесрочную (долгосрочную) перспективу . В состав плана должна быть включена концепция развития города, а также сводная информация по целевым программам, которые намечены к разработке и исполнению. При разработке указанных программ должно быть учтено их влияние на различные компоненты развития городской территории: экономический, социально-культурный, градостроительный, экологический и т.д.
Гибкость является одной из важнейших черт плана экономического развития. В процессе реализации принятого плана необходимо проведение его регулярной конкретизации, в том числе и в форме ежегодных планов. По мнению экспертов, сам стратегический план также должен меняться по мере необходимости и актуализироваться в соответствие с изменениями социально-экономической ситуации и взглядов городского сообщества на развитие города.
Одним из ключевых условий качественной разработки плана является ведущая роль руководителя городской территории; залогом успешного исполнения плана является его поддержка сообществом всей территории органом власти городской территории.
1.2. Анализ современного положения в сфере разработки стратегий развития муниципальных образований – городских территорий
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003, № 131-ФЗ
2. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Роль РФ в обеспечении процесса вступления стран СНГ в ВТО// Вестник КГТУ. 2012 - №4 с. 176-179
3. Гилязова А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма // Вестник КГТУ 2012 - №12 с. 178-190
4. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление Региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001-176
5. Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2009.
6. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. М.: Экзамен, 2002 – 518 с. Материалы Союза муниципальных образований Республики Татарстан.
7. Машковцев П.В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия // Вестник КГТУ. 2012 - №3 с. 176-179
8. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440
9. Санжапов Б.Х., Калина И.С. Моделирование принятия решений при стратегическом планировании устойчивого развития региона // Известия Волгоградского Государственного технического университета. 2006 - № 4 89- 91с.
10. Хайруллов Д.С. Формирование системы государственного регулирования процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. Казань: Фэн. Академия наук РТ, 1997 -224 с.
11. Хамидуллин Ф.Г., Хайруллов Д.С., Хоменко В.В., Тарасов В.М. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона Казань: Фэн. Академия наук РТ, 2004-212 с.
9. Боровская М.А. Управление социально-экономическими процессами развития города / М.А. Боровская, Я.А. Налесная. – Таганрог: Кучма Ю.Д., 2006. – 104 с.
10. Бычкова Н. О платных парковках в Екатеринбурге и в некоторых
городах Европы. – URL: http://itsmycity.ru/blog/post/id/5082 (дата обращения:
12.04.2016).
11. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 №145-
ФЗ (с изменениями на 08 марта 2015 года №25-ФЗ) // КонсультантПлюс. –
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата
обращения: 24.07.2015).177