Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях человеческий потенциал все больше становится одним из главных аспектов деятельности, является фактором успешного функционирования организации. Эффективное использование человеческих ресурсов, развитие навыков и компетенций сотрудников, повышение их профессионального мастерства и квалификации сегодня становятся конкурентным преимуществом, позволяя компаниям уверенно добиваться своих целей. Так, обучение персонала сегодня становится одним из важнейших элементов управления персоналом и условием успешного функционирования организаций, оно призвано подготовить персонал к эффективной работе в быстро меняющихся условиях российской экономики. Следовательно, любая организация должна уделять особое внимание обучению персонала. В современных реалиях существенные конкурентные преимущества будут иметь компании, располагающие системой внутриорганизационного обучения, позволяющей повышать профессиональные знания, навыки и умения сотрудников без отрыва от основной деятельности.
Важным элементом производительных сил для современного предприятия являются люди с их уровнем образования, опытом и мастерством. В сфере общественного питания качество услуг в первую очередь определяется квалификацией исполнителей и их умением работать с потребителями, поэтому инвестиции в развитие персонала становится неотъемлемым фактором успеха предприятий.
Спецификой обучения в сфере общественного питания является формирование у сотрудников определенной культуры, связанной со стратегией развития компании. Инвестиции в обучение решают ряд задач: минимизация текучести и, соответственно, удержание ключевых сотрудников, повышение эффективности взаимодействия служб, обмен опытом и навыками, совершенствование мотивационных программ и направлений развития персонала.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию качества обучения персонала ООО «Престиж».
Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы обучения персонала;
- провести оценку обучения персонала в организации;
- разработать направления совершенствования обучения персонала организации.
Объект исследования - ООО «Престиж».
Предмет исследования – система обучения персонала ООО «Престиж».
Теоретической базой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом современного предприятия. В исследовании использованы труды таких ученых, как: А.Р. Алавердов, О.А. Горленко, О.М. Исаева, Н.И. Кабушкин, А.Я., Кибанов М.Ю. Лайко, Ю.Г. Одегов, А. И. Рофе, А.М., Руденко Т.Л. Тимохина и др.
В работе применялись следующие методы исследования: системный анализ, метод экспертных оценок, синтез, классификация, сравнение, метод анкетирования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
1. Теоретические основы обучения персонала
1.1. Понятие и цели обучения персонала
В современной экономической литературе можно встретить следующие определения понятия «обучение персонала», рассмотрим несколько из них.
1. Обучение персонала – это организованный по целям, систематически и планомерно осуществляемый процесс получения и развития знаний, умений и навыков, обеспечивающий решение тактических и стратегических задач, стоящих перед организацией, и соответствующий интересам самого персонала (Кибанов А.Я) .
2. Обучение персонала – это последовательное формирование системы индивидуального и группового обучения, которая охватывает все уровни менеджмента и производственной сферы. Система обучения должна быть построена в соответствии с принятыми стратегическими целями и задачами, стоящими перед предприятием в целом и перед структурными подразделениями в частности (Тебекин А.В.) .
3. Обучение персонала - целенаправленный процесс обретения персоналом восприятия профессиональных умений, знаний, навыков, которые являются необходимыми для исполнения конкретных видов работ, направленные на повышение производительности труда, а также конкурентоспособности персонала и эффективности деятельности организации (Моргунов Е.Б.) .
4. Внутрифирменное обучение персонала – одно из составляющих общего успеха предприятий в долгосрочной перспективе, так как оно способствует формированию единой команды профессионалов-единомышленников и позволяет повысить эффективность работы каждого работника, поэтому средства, вложенные в обучение и развитие кадрового потенциала, становятся инвестицией в развитие предприятия (Шапиро С.А.) .
Цели обучения персонала:
- повышение качества человеческих ресурсов;
- повышение качества продукции или услуг, производимых организацией;
- проведение организационных изменений, в том числе приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;
- развитие персонала;
- усовершенствование системы коммуникации в организации,
- развитие организационной культуры;
- повышение уровня лояльности организации.
Обучение – это получение образования на основе целенаправленно организованного, планомерно и систематически осуществляемого процесса овладения знаниями. Обучение персонала позволяет сотрудникам развиваться, расти в профессиональном плане, обеспечивает их карьерный рост. Сама же компания, уделяя особое внимание обучению персонала, получает квалифицированных сотрудников с высокой мотивацией к труду, осознанием своей роли и вовлеченностью в деятельность. Обе стороны заинтересованы в организации процесса обучения.
Через обучение персонала целенаправленно, организованно, планомерно и систематически реализуется процесс овладения знаниями, способностями, навыками и формами общения под руководством наиболее опытных преподавателей, наставников, специалистов и др. Обучение персонала можно определить как обеспечение соответствия профессиональных знаний и навыков работника текущему уровню производства и управления. Кроме того, обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого менеджер получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать непосредственное влияние на повышение эффективности корпоративной культуры компании.
В мировом опыте существует три основные концепции обучения персонала .
Первая концепция – концепция специализированного обучения. Она направлена на настоящее время, относится только к соответствующему месту работы. Данное обучение является эффективным только на протяжении непродолжительного отрезка времени, но оно позволяет сотруднику сохранить рабочее место, а также укрепить чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является особенно эффективной, так как при таком обучении повышается не только внутрипроизводственная мобильность работника, но и внепроизводственная. И здесь существует риск для организации: обладая свободой выбора, сотрудник менее привязан к соответствующему месту работы.
Существует также концепция обучения, ориентированного на личность, она направлена на развитие существующих или приобретенных качеств сотрудника. Данная концепция применяется к развитию творческого потенциала сотрудников, к развитию персонала, занятого научно-исследовательской деятельностью, развитию лидерских и иных качеств у сотрудников. Но сотрудникам необходимо обладать соответствующие способности, чтобы их можно было развивать.
Процесс профессионального обучения работников, в частности его развития, многогранный и представляет собой совокупность функционально связанных элементов.
Система обучения персонала наглядно представлена на рисунке 1. Глобальную цель обучения персонала можно сформулировать, как обеспечение компании квалифицированными сотрудниками, учитывая цели и стратегию развития компании. В ходе обучения персонала происходит развитие потенциала сотрудника. Процесс обучения персонала имеет важное значение наравне с самим результатом обучения. Организации необходимо инвестировать средства в обучение персонала, в частности в разработку программ обучения. Вкладывая средства в развитие персонала, организация вкладывает их в первую очередь в свое развитие, ведь без квалифицированных сотрудников с соответствующим уровнем подготовки невозможно развитие самой организации, ее успешное функционирование, сохранение конкурентоспособности на быстро развивающемся рынке и завоевание особого положения, конкурентных преимуществ.
Рисунок 1 - Система обучения персонала в организации
Обеспечивая планомерное и управляемое развитие компании необходимо отдельно развивать ее главный потенциал - сотрудников этой компании, используя все богатство имеющихся технологий управления развития персонала с целью получения в штате высококлассных и высококвалифицированных сотрудников, обладающих большим набором актуальных компетенций, которые смогут вывести компанию на лидирующие позиции в своем сегменте рынка. При этом необходимо учитывать принципы обучения работников. Таких принципов четыре:
- актуальность. То, о чем говорится в период обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы.
- участие. Обучающиеся должны активно принимать участие в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения;
- повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку;
- обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021). - М.: Эксмо, 2021. – 224с.
2. Абдурахманов К.Х. Управление человеческими ресурсами организации / К.Х. Абдурахманов, Л.С. Бабынина, Ю.Г. Одегов. – М.: Фан АН Республики Узбекистан, 2020. – 256с.
3. Ахметова С.Г. Новые подходы к обучению персонала в цифровую эпоху / С.Г. Ахметова // Инновации в образовании. - 2017. - № 5. - С. 134-144.
4. Бессмертная В.В. Оценка результатов и эффективности внутрифирменного обучения персонала в организации / В.В. Бессмертная // Экономика и социум. - 2020. - № 10 (77). - С. 1076-1079.
5. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 688 с.
6. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2016. – 656 с.
7. Джаферова А.О. Направления совершенствования системы обучения персонала организации путем введения системы дистанционного обучения / А.О. Джаферова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5 (118). - С. 863-866.
8. Елистратов А.В. Методы обучения персонала организации / А.В. Елистратов, Н.В. Булей // Новое поколение. - 2017. - № 12 (2). - С. 10-16.
9. Епишкин И.А. Стратегия управления человеческими ресурсами. Учебное пособие / И.А. Епишкин, С.А. Шапиро. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 121 с.
10. Жукова О.О., Никулина Ю.Н. Обучение как один из основных элементов развития персонала организации / О.О. Жукова, Ю.Н. Никулина // Интерактивная наука. - 2017. - № 2 (12). - С. 189-192.
11. Зарубина Е.В. Система управления персоналом и ее роль в управлении организацией / Е.В. Зарубина // Актуальные вопросы современной науки. - 2020. - № 2 (26). - С. 60-64.
12. Зуб А.Т. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – СПб.: Питер, 2020. – 672 с.
13. Кафидов В.В. Методы принятия решений в области управления персоналом и человеческими ресурсами: Монография / В.В. Кафидов. – М.: Креативная экономика, 2019. – 134с.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2017. – 704 с.
15. Кобыш А.Н. Технологии и методы управления персоналом, связанные с обучением / А.Н. Кобыш // Проблемы научной мысли. - 2017. - Т. 1. - № -4. - С. 11-13.
16. Коротков Э.М. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент. Учебник / Э.М. Коротков, В.И. Приходько, Т.Ю. Иванова. – М.: Юрайт, 2018. – 332 с.
17. Ларин С.Н. Повышение квалификации персонала как ключевой фактор стратегического развития предприятий / Ларин С.Н. // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 38-3. - С. 46-52.
18. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. Учебник / Е.Б. Моргунов. – М.: Юрайт, 2020. – 424 с.
19. Тебекин А.В. Стратегическое управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2020. – 718 с.
20. Шапиро С.А. Практика работы с персоналом. Учебно-практическое пособие / С.А. Шапиро, З.И. Ярлыкова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 191с.