Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Модель компетенций — это набор поведенческих шаблонов, помогающих работнику успешно выполнять свои трудовые обязанности. Основная задача формирования модели компетенций - разработка правил поведения для эффективной работы внутри конкретной организации. За основу берутся корпоративные ценности.
Грамотно составив опросник и проанализировав полученные ответы, можно найти примеры поведения, которые обеспечивают сотруднику успех у клиентов, руководителя и коллег. Помимо работы с людьми, разработка модели компетенций предполагает изучение корпоративных документов: плана развития организации, ее должностных инструкций, миссии развития и т.д.
Составление модели компетенций — это сложная профессиональная работа, предполагающая использование множества специализированных методик. Но грамотное ее исполнение значительно экономит время и ресурсы компании за счет успешного формирования штата и обеспечения непрерывного роста квалификации работающего персонала. В итоге удается значительно повысить эффективность работы как самого рекрутера, так и организации в целом.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими аспектами:
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- на мировом рынке повышение конкурентоспособности корпорации;
- соблюдение баланса интересов для всех заинтересованных лиц;
- определение роди руководителя.
Целью курсовой работы является проектирование модели компетенций на примере эксплуатационного локомотивного депо в г. Самара.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие модели компетенций;
- рассмотреть этапы разработки модели компетенций;
- дать общую характеристику деятельности Эксплуатационного локомотивного депо;
- провести оценку проектирования модели компетенций в Эксплуатационном локомотивном депо.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования выступает Эксплуатационное локомотивное депо.
Предмет — модели компетенций на примере Эксплуатационного локомотивного депо.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации по теме выпускной квалификационной работы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- теоретический анализ и синтез;
- классификация.
Научная новизна курсовой работы состоит в теоретико-методологическом обосновании авторской концепции управления современной организацией, включая ее стратегическую составляющую, связанную с корпоративным управлением в современных условиях.
Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов:
- введение;
- три главы;
- десять параграфов;
- заключение;
- список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие модели компетенций
Понятие модели компетенции размыто, так как многие эксперты предлагают свои определения.
Если опираться на определение, которое встречается в литературе, модель компетенций — это набор характеристик, которые требуются для выполнения должностных обязанностей и основных функций.
Существует несколько других подходов к определению компетенций:
1) Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения работника. Получается, что компетенция — основная характеристика человека, при обладании которой он демонстрирует правильное поведение, высокие результаты в работе.
2) Европейский подход заключается в том, что компетенции понимают, как описание рабочих задач, ожидаемых результатов работы. То есть компетенция — способность действовать в соответствии с принятыми в компании стандартами.
Под компетенциями понимают и набор характеристик человека, которые могут изменяться со временем. Например, при приобретении опыта, после обучения, в результате самоконтроля. Исходя из этого можно сделать вывод, что индивид способен управлять качествами, развиваться, соответствовать требованиям.
Рассмотрим разновидности моделей компетенций
1. Корпоративные или ключевые компетенции.
Эти качества применимы к любым должностям в организации. Они зависят от ценностей компании: стратегии, Кодекса корпоративной этики и т.д.
Их разработка — часть работы с корпоративной культурой, ее совершенствованием. Эксперты рекомендуют включать в модель минимум 5-7 качеств:
- командность или способность к индивидуальной работе; способность к исполнительской деятельности или лидерство;
- ориентацию на результат;
- способность работать по конкретной технологии или креативность;
- коммуникативность, позитивность, не конфликтность;
- уважение к личности; клиентоориентированность.
2. Профессионально-технические компетенции. Компетенции применимы в отношении групп должностей. Их составление — трудоемкий и долгий процесс. Использовать модели, разработанные другими компаниями, нерационально, так как качества и навыки должны подбираться с учетом специфики деятельности.
3. Компетенции личной эффективности Личная эффективность проявляется в наличии у сотрудника способностей, которые связаны с личностными качествами, косвенно влияющими на профессиональную успешность.
К наиболее важным относят:
- зрелость, стремление к личностному росту, например, планирование жизни и карьеры, поиск внутренних ценностей, способность к творчеству и т.д.;
- адекватную самооценку, уверенность в себе;
- гибкость, стремление меняться; знание правил бизнес-этикета; антистрессовую саморегуляцию;
- деловой имидж, внешнюю привлекательность.
4. Лидерские компетенции. Лидерские — это управленческие способности, без которых невозможна работа управленцев. К ним относят лидерство, командную работу, сотрудничество, командное лидерство, наставничество, директивность, применение должностных полномочий и т. д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2018-824 с.
3) Белкин М.В. Организация и нормирование труда: Учебное пособие для бакалавров направления «Экономика» и «Управление персоналом». – М.: МГУПС (МИИТ), 2016 – 63 с.
4) Бородина В.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/В.В. Бородина. — М.: 2018. – 241с
5) Бухгалтерское дело: учебное пособие. Изд. с обновлениями / под ред. проф. Р.Б. Шахбанова. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2017. – 315с.
6) Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2019. – 200 с.
7) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 292 с.
8) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2016. – 242 с.
9) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
10) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
11) Ивано-Швец Л.Н. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2017. – 200 с.
12) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 606 с.
13) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2018. — 560 с.
14) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
15) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 527 с.
16) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
17) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 415 с.
18) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2019. – 120с.
19) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
20) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 1168 с.
21) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2017. – 124 с.
22) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
23) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2018. — 400 с:
24) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.
25) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 160 с.
26) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2015. — 334 с.
27) Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под.ред. Булатова А.С. — М.: Экономисть, 2016 — 896 с.