Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАИКАНИЯ В СТРУКТУРЕ СОЧЕТАННЫХ НАРУШЕНИЙ 5
1.1. Нарушения речевого ритма и заикание 5
1.2. Междисциплнарный анализ взглядов на механизмы заикания 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ЗАИКАНИИ 24
2.1. Особенности протекания процессов коммуникации у детей с заиканием 24
2.2. Нейропсихология в коррекции заикания 29
Заключение 33
Библиографический список 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с заикающимися детьми. В наши дни проблема заикания приобрела глобальные масштабы. По данным статистики число детей, страдающих данной патологией достигает 3-5% [29].
Количество детей с заиканием, увеличилось по сравнению с предыдущим десятилетием и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
Дети с заиканием нуждаются в квалифицированной помощи, как логопеда, так и других специалистов (врачей, психологов, педагогов). Это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Отсутствие своевременной коррекционной помощи детям с заиканием приводит к тому, что у значительной части детей с заиканием выявляются нарушения силы голоса, его тембра и выразительности. удалить При этом возникают серьезные проблемы в формировании речевого общения, потребность в речевой коммуникации снижается, сужается круг общения [32].
Как отмечает В.И. Селиверстов [33], ограничение речевого общения приводит к нарушению нормального функционирования познавательных процессов (память, внимание, мышление и т. д.), возникают личностные проблемы. Результатом выше перечисленного становит?? (что делает…) ся - дезадаптированная личность с нарушенной психикой, боязнью речи, вплоть до отвращения к ней. Этого можно избежать, если вовремя начать комплексную коррекцию, где главную роль занимает квалифицированная помощь логопеда.
По данным литературы у 90% детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения в двигательной сфере. Чем раньше выявить эти нарушения, тем больше шансов на их коррекцию и устранение. Физиологи (М. М. Безруких, В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин и другие) и дефектологи (И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько и другие) говорили о важности изучении двигательной сферы и ее коррекции. Данная проблема остается актуальной на сегодняшний день для детей и с нормальным, и с нарушенным развитием.
Заикание рассматривается как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков или слогов, частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек.На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами [17].
Исследование речевых патологий, в том числе заикания, представляет значительный интерес для фонетики и языкознания в целом. Эти исследования поставляют данные о взаимосвязи артикуляционных признаках и ритмических параметров. Современные исследования теоретической фонетики могут быть эффективными для логопедической практики. Целью настоящей работы является экспериментальная попытка подойти к проблеме заикания с фонетической точки зрения.
В структурном плане проблема заикания описана в работах известных ученых логопедов И.А. Сикорского, Е.Ю. Рау, академика Н.П. Бехтеревой. Описание нарушений речи содержится в работах известного психолингвиста Н.И. Жинкина.
Цель исследования – исследования особенностей заикания в структуре сочетанных нарушений.
Объект исследования - заикание в структуре сочетанных нарушений.
Предмет исследования. Возможности фонетического подхода, в частности данных исследования речевого ритма, для коррекции заикания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нарушения речевого ритма и заикание.
2. Проанализировать междисциплнарный анализ взглядов на механизмы заикания.
3. Изучить особенности протекания процессов коммуникации у детей с заиканием.
4. Рассмотреть нейропсихологию в коррекции заикания.
Методы исследования: Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАИКАНИЯ В СТРУКТУРЕ СОЧЕТАННЫХ НАРУШЕНИЙ
1.1. Нарушения речевого ритма и заикание
Что такое речь человека - это сложно построенная многоуровневая функциональная система, которая включающая в себя: фонетическую, лексическую, грамматическую сторону речи, а также фонематическое восприятие, и семантику [6, 191].
Она занимает особое место в системе психических функций человека. Изучение онтогенеза речи детей показывает её огромную роль в психическом развитии ребёнка, поскольку формирование мышления, когнитивных функций и становление личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и любая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования [1, 27].
Заикание определяется как нарушение плавности и слитности речи, это очень сложный комплекс симптомов [4, 161]. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию [1, 45]. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания.
Так как заикание тесно связано с формированием личности, его следует рассматривать в структуре особенностей и деятельности ребёнка. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие индивидуума происходит в стеснённых условиях, и это нередко приводит к его деформации. Проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи [3, 248]. Заикание в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению.
Изучение заикания на протяжении более 100 лет шло мультидисциплинарным путем. Оно основывалось на классических трудах в области неврологии (А. Куссмауль, И. П. Павлов, П. К. Анох ин, Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. Е. Шуберт и др.), психологии и нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. П. Зинченко), нейрофизиологии (Н. И. Жинкин, Е. Н. Соколов, Е. Д. Хомская), психиатрии (Н. Н. Трауготт, В. А. Гиляровский, А. Е. Личко, Г. Е. Сухарева, Б. Д. Карвасарский). Непосредственно заикание и методы его преодоления также изучались специалистами различных областей знаний, среди которых достойное место заняли и дефектологи [2, 234]. Следует отметить имена таких исследователей, как Г. Д. Неткачев, М. И. Панкин, И А. Сикорский, Б. Д. Драпкин, Л. М. Белякова, Н. П. Тяпугин, Ю. А. Флоренская, В. И. Селиверстов, А. Б. Хавин, И. К. Хмелевский, Н. А. Власова, И. Ю. Асатиани, Н. М. Абелева, Л. З. Андронова-Арутюнян, А. В. Ястребова и др.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин А.Г., Кувшинова И.А., Никитин А.Г. Взаимодействие специалистов в процессе организации комплексной оздоровительно-педагогической и реабилитационно-профилактической работы с детьми // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С. 11-14.
2. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся/И.Ю. Абелева. - Изд-во: Просвещение, 1969 - 330 с.
3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993 - 160 с.
4. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. 1978. № 1. С. 25 - 30.
5. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание./Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Эксмо-Пресс, 2005.
7. Боскис Р.М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста // Лечение душевнобольных. 1940. С. 279 - 290.
8. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: АСТ Астрель, 2012. 224 с.
9. Визель Т.Г. О природе заикания и его коррекции // Специальное образование. 2018. № 1. С. 105 - 114.
10. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов - 2013
11. Волкова Л.С.Шаховская С.Н.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
12. Воспитательно-образовательные возможности образовательной робототехники с использованием андроидного робототехнического устройства в сфере дошкольного образования / В. А. Чернобровкин, И. А. Кувшинова, Д. В. Тупикина, И. В. Бачурин Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43).
13. Жинкин Н.И. Механизмы заикания/Н.И. Жинкин//Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.173-178.
14. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. М.: Национальный книжный центр, 2016. 184 с.
15. Зайцева, В.В. Такие разные дети: шаги физического развития. (Серия «Здоровье матери и ребенка») / В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин. - Екатеринбург, 2006. - 288 с.
16. Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды: монография / И.А. Кувшинова, Е.А. Овсянникова, В.А. Чернобровкин, Н.А. Долгушина, И.И. Сунагатуллина, Е.Л. Мицан, М.В. Линькова. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. - 141 с.
17. Крахалев, В. В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности [Текст] / под ред. С. А. Боголюбова, Г. А. Василевича // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 1. - С. 245-250.
18. Кувшинова И.А., Баранова Ю.А. Заикание как одна из актуальных проблем в коррекции нарушений развития речи ребенка // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы = Teacher education: tradition, innovation, prospecting, outlook : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 07 дек. 2018 г. / Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. В.Г. Барабаш. - Шадринск : ШГПУ, 2019. - 286 с. / С.113-117.
19. Кувшинова И.А., Мазитова Э.Р. Особенности обучения и воспитаниядетей с заиканием в условиях инклюзии // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы докладов 76-й международной научно¬технической конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун¬та им. Г.И. Носова, 2018. С. 366-367.
20. Лебедева О.А., Линькова М.В. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ранним детским аутизмом с помощью музыкотерапии // Мир детства и образование : сборник материалов ХШ Международной научно¬практической конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С. 227-231.
21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие — М.: Издательство Московского университета, 1985
22. Левина Р.Е., Миронова С.А., Тугова Н.А. Преодоление заикания у дошкольников. М.: Сфера, 2009. 144 с.
23. Логопедия. Теория и практика / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Т.Б. Филичевой. М.: Эксмо, 2017.
24. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
25. Миссуловин Л.Я., Е.А.Зиновьева Исследование этиологии заикания за рубежом в ХХ и в начале XXI века // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. Научный журнал.
26. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед.ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: "Просвещение", 1973.
27. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. - М., 2010. - 160 с.
28. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методического пособие / О. Г. Приходько. - М., 2006. - 112 с.
29. Рау Е.Ю. Возможности педагогической коррекции нарушения общения при заикании учителями общеобразовательной школы / Е.Ю. Рау. - Москва // Логопедия. Заикание : хрестоматия : учебное пособие : для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - Москва : Академия, 2003. - С. 299-301.
30. Рау Е.Ю., Казбанова Е.С. Ритм как средство речевой и эмоциональной саморегуляции (на модели заикания)/Е.Ю. Рау, Е.С. Казбанова// //Пути становления субъекта в информационном обществе. Материалы Всероссийской научной Internet- конференции. Ставрополь: «Ставропольский государственный университет», 2004. С. 41¬47.
31. Репина, А. И. Адаптивная физическая культура как средство развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом / А. И. Репина. - Екатеринбург, 2008. - 147 с.
32. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. 4-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 208 с.
33. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактиче-ские основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. И. Селиверстов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
34. Сикорский И. А. О заикании. (СПб., 1889.- С. 38-152)//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. T.I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
35. Сикорский И.А., Шевцова Е.Е. Заикание: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 188 с.
36. Сикорский, И. А. Заикание [Текст] / И. А. Сикорский. - М. : Аст: Астрель, 2008. - 191 с.
37. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников—М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
38. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Коррекция речевых расстройств детского возраста: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 203 с.
39. Хватцев М.Е. Логопедия/М.Е. Хватцев. - М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
40. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев ; уч. для пед. институтов. - М., 1937. - 299 с.
41. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников/ Н.А.Чевелева. -- М.: Просвещение, 1966. - 96 с.
42. Чернобровкин В.А., Кувшинова И.А., Бачурин И.В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 11-1. - С. 205-209; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/artide/view?id=37792
43. Шкловский В.М. Заикание. М., 1994. 248 с.
44. Шкловский, В.М. Заикание/В.М. Шкловский. - М., 1994. - 248 с.