Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе система государственного управления в нашей стране проходит период радикального видоизменения в силу ряда обстоятельств, главным образом, такого как поиск модели администрирования, которая будет способна приносить эффект вконтексте достижения общественно значимых целей, будет емкой по собственной структуре, будет лишена произвола со стороны чиновников, а также будет работать не на себя, а на благо общества.
Перед государством стоит глобальная цель: сформировать такую систему органов государственного и муниципального управления, которая бы справлялась с поставленными перед ней задачами на всех уровнях управления максимально эффективно без излишнего использования ресурсов, бюрократизма и дублирования функций. Только тогда будут достигнуты декларированные Конституцией Российской Федерации права и гарантии и российское государство станет действительно социально ориентированным.
Система государственного и муниципального управления, которая была создана в 90-е годы XX в. являлась самодостаточной для реализации интересов появившихся классов, таких как олигархи и новая бюрократия. Предпринятые попытки ее реформировать не принесли позитивные результаты, потому что не обладали системным характером, а находились в излишней зависимости от политических предпочтений непосредственно реформаторов, которые были озабочены преимущественно отстаиванием личных интересов, нежели служением потребностям общества.
В сравнительно много объёмном потоке научной и учебной литературы по вопросам государственности, статуса тех или иных частей механизма государства проблематике непосредственно теории организации учреждений и органов государственной власти и управления уделяется недостаточное внимание. Исключение составляют работы Б. А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Ю.М. Козлова, У.А. Ямпольской, Б.М. Лазарева и некоторых других исследователей. Стоит отметить, что определенное внимание этой проблематике было уделено еще в советский период.
Однако фундаментальных и комплексных монографических работ по этой проблематике, несмотря на принятие 12 декабря 1993 г. принципиально новой Конституции Российской Федерации, определяющей глубокое изменение и принципиально новый подход к организации управления в государстве, выявляет значительный пробел как в научном дискурсе и в то же время и научно-учебный потенциал в этой области обобщенного правового знания.
Цель курсовой работы – анализ системы государственного и муниципального управления территорией на примере Рыбинского района Ярославской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть нормативные основы системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации,
- исследовать систему регионального и муниципального управления в Российской Федерации
- анализ системы государственного и муниципального управления территорией на примере Рыбинского района Ярославской области,
- направление совершенствования государственного и муниципального управления территорией на примере Рыбинского района Ярославской области.
Объект исследования – система государственного и муниципального управления Рыбинского района Ярославской области.
Предмет исследования – система государственного и муниципального управления.
Методологическую основу исследования составляют положения теории научного познания, принципы и методы, применяемые в процессе социологического исследования, а именно анализ и синтез, логический методы.
1 Система государственного и муниципального управления в Российской Федерации
1.1 Нормативные основы системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации
В современной модели государственного управления сформирована многоуровневость, выражающаяся в выделении системы федеральных и региональных органов власти и управления. Концептуально они решают близкие однородные социально-экономические и политические задачи и зачастую предметы их ведения находят пересечение в одной и той же области деятельности и территории. Ввиду того, что регламентация работы данных органов власти и управления осуществляется на основании действующего законодательства, представляется важным рассмотреть каким образом определено распределение полномочий и межуровневое взаимодействие в нормативной модели Российской Федерации [10].
Одна из самых фундаментальных, концептуального характера новелл Конституции РФ заключается в принципе осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В научном плане возможны использования различных терминологических вариантов, что обусловлено характером, спецификой научных исследований, познания явлений, институтов, правовых норм.
Рассмотрим проблему понятия и определения органа (органов) государственной власти. Вначале представляется необходимым сделать одну оговорку: мы далеки от мысли, что выбранный нами подход безупречен и тем более единственно правилен. Возможны и необходимы разные варианты подхода.
По нашему мнению, не представляется возможным ведение научного исследования природы, характера, видов и статуса органов государственной власти без учета нормативного правового акта, имеющего конституционное значение, а именно указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [7].
Проблематика понятия органов государственной власти является многогранной. Необходимо отметить, что существенным удельным весом вовсей совокупности трудов по указанной проблематике обладают работы административистов, тем не менее, очевидно недостаточное внимание, уделяемое теоретиками конституционного права. Теоретический массив обозначенных проблем включает два аспекта: конституционно-правовой и административно-правовой.
Конституционно-правовой аспект включает в себя весь массив относительно осуществления власти в Российской Федерации:
- кем осуществляется: народом непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- как выражается: путем референдума и свободных выборов;
- органами какого уровня осуществляется: органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ;
- какими ветвями власти осуществляется: законодательной, исполнительной, судебной;
- какими органами осуществляется и какую систему они образуют: Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами РФ; осуществление государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами государственной власти [10].
Важно также отметить положения о том, что в пределах полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации представляют собой единую систему исполнительной власти; Президентом РФ обеспечивается согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; судебная власть осуществляется посредством конституционного, административного и уголовного судопроизводства
Особо выделим принципиально важные общие положения и нормы, касающиеся характеристики Российского государства и его экономического и социального устройства, а именно:
(1) определение РФ как демократического федеративного правового, социального и светского государства с республиканской формой правления;
(2) установление в ст. 8 Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности - признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности [1];
(3) положения преамбулы Конституции РФ:
(4) опираясь на характеристики ст. 7 Конституции РФ, положения о том, что:
- Российская Федерация провозглашает себя как социальное государство, в котором создаются все условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека,
- под охраной государства в Российской Федерации находятся труд и здоровье людей, в связи с чем установлены нормативы минимального размера оплаты труда, гарантируются социальная поддержка семьям, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, формируется системы социальных служб и организаций, оказывающих социальную поддержку населения, устанавливаются государственные пенсии и пособия, а также социальные гарантии, обеспечивающие достойный уровень проживания граждан.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М.: ИНФРА-М, 2021
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2011 г. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.I № 1-ФК.З «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.* 1997. № 1. Ст. 1; с поел.изм. и доп.: СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3064 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru)).
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2015 г, №41, ст. 6963.
6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г, №47, ст. 6963.
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2010. № 26. Ст. 3331.
8. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г, №47, ст. 6963.
Научная и учебная литература
9. Ахмадуллин Р.Р. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в сфере градостроительства // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/04/24923 (дата обращения: 23.05.2021).
10. Братановский С.Н. Государственное управление: понятие, социальная сущность [Электронный ресурс]// Вестник Евразийской академии административных наук, №3, 2011 - Режим доступа: URL:http://znanium.com/catalog/product/414035(дата обращения: 12.05.2021)
11. Глухих А.А. Структура власти: взаимодействие федеральных и региональных органов управления // Экономика и право. – 2016. - №3. – С.52-53
12. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Попов Л.Л., Мигачева Е.В., Тихомиров С.В.; Под ред. Попова Л.Л. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
13. Григорьев Н.А. Современный этап эволюции системы отношений «Центр регионы» / Н.А. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2014. – № 2. – С.157 – 163
14. Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект): Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова А.С. М.: Научный эксперт, 2009. — 279 с.
15. Захарова С.Г., Соменкова Н.С. Государственное и муниципальное администрирование. Учебник. — Екатеринбург: Издательские решения, 2019. — 378 с.
16. Зерчанинова Т.Е. (Ред.) Государственное и муниципальное управление: состояние, проблемы и современные тенденции. Монография. — Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, 2019. — 256 с.
17. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2016. - 607 с. — (Серия «Государственное и муниципальное управление»).
18. Итиуридзе Л.А. Система управления и взаимоотношения федеральных, региональных, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления // Право и государство: теория и практика, 2013, С.23-27
19. Любимов А.П. Парламентское право России: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2016 - 198 с.
20. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова. — М.: Научный эксперт, 2011. — 256 с.
21. Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22200 (дата обращения: 12.01.2019).
22. Официальный сайт Администрации Рыбинского района Ярославской области // https://www.admrmr.ru/index.php/administratsiya/struktura-kontakty (Дата обращения: 12.05.2021)
23. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1 / Е.В. Охотский. - М.: Юрайт, 2016.
24. Проектное управление в муниципальных образованиях: проблемы нормативно-правовой регламентации // Вестник ПАГС. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah-problemy-normativno-pravovoy-reglamentatsii (дата обращения: 12.04.2021).
25. Система органов государственной власти России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Политология", "Государственное и муниципальное управление" / Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 479 с.:
26. Судебная власть; Судебная власть в России. Роль судебной практики: Учеб. пособие / Сост. Ю.А. Тихомиров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
27. Суфиянова Г. Ш. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 96-98
28. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 304 c.