Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие экспрессивности относится к числу широко используемых в лингвистике и вызывает интерес многих исследователей. Экспрессивность определяет выражение субъективного отношения к предмету речи. Эта ка-тегория проявляется на всех уровнях языка, однако наиболее ярко выра-жают чувства человека экспрессивная лексика. «Экспрессивно-оценочная лексика делает речь особенно выразительной, привлекает внимание слу-шателей».
Как справедливо замечает автор статьи «Вопросы теории исследо-вания эмоциональной нагрузки слова» В.М. Андрейчук, «поскольку эмо-циональная нагрузка слова представляет собой сложное психолингвисти-ческое явление, она не всегда поддается объяснению при анализе слова как единицы лексико-семантической системы языка». Отсюда следует, что изучать экспрессию того или иного слова можно только через обращение к индивидуальному сознанию, рассматривая реализацию лексической единицы в речи.
Актуальность темы данной работы объясняется необходимостью изучения лексических единиц экспрессивности в стихотворном произведе-нии, так как именно в поэтической речи не только широко применяются экспрессивные лексические средства, присущие языку, но и используются контекстуальные возможности, позволяющие многим нейтральным по эмоционально-экспрессивной окраске словам получать новые смысловые, эмоциональные оттенки значения. Яркие в проявлении индивидуальности поэта, эмоционально насыщенные стихотворения И. Северянина предо-ставляют исследователю богатый языковой материал для изучения экс-прессивной лексики.
Новизна исследования связана с тем, что в нашей работе предприня-та попытка описания экспрессивной лексики не только с позиций её си-стемного потенциала, но и с учетом контекстуальных связей того или иного слова с другими словами в поэтическом тексте.
Методологической основой исследования послужили научные, учебные, учебно-методические работы таких авторов, как Д.Н. Шмелев, Н.М. Шанский, Л.Г. Самотик, М.Н. Кожина, И.Б. Голуб, Т.В. Матвеевой, Е.Н. Матвеевой и др.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования экпрессивности
поэтического текста
1.1. Особенности поэтического дискурса
К величайшим национальным культурным ценностям относятся ли-тература и прежде всего поэзия. Ключевая сущность поэзии как одной из областей словесного искусства состоит в стремлении поэта передать свое собственное, отличное от других, миропонимание и мироощущение, т. е. в ее субъективной ориентированности. Создаваемая автором поэтическая картина мира часто не согласуется и даже противоречит системе языка, определенному культурному срезу, исторически сложившимся представ-лениям, знаниям читателя, что заставляет последнего испытывать опреде-ленное напряжение и ментальный дискомфорт. Другим принципиальным свойством поэзии как произведения искусства является его неоднознач-ность как объекта, наделенного структурными свойствами, допускающими и координирующими различные истолкования. [1, с. 8-9].
В начале работы рассмотрим определение понятия «поэтический дискурс» на материале аналитического обзора основных подходов к его определению.
Данное понятие представлено речью эмоционального типа, в кото-рой максимально выражено субъективно-эмоциональное отношение авто-ра к явлениям, событиям, представлениям и образам. Эмоция в стихотвор-ной речи достигает столь высокой интенсивности, что эмоциональная нагрузка сообщается каждому отдельному слову, каждой паузе и каждому звуковому «обертону» стиха. [2, с. 78].
Степанов Ю. С. отличает, что поэтический дискурс существует в текстах, за которыми встает «определенная грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика - в ко-нечном счете - особый мир. В мире всякого дискурса действуют свои пра-вила синонимичных замен, свои правила истинности, свой этикет. Это - "возможный альтернативный мир"». Поэтическая модель мира выстраива-ется автором таким образом, что у неподготовленного читателя, «погру-женного» в современный поэтический дискурс, появляется возможность ее множественной интерпретации; при этом у читателя возникает навязчивое ощущение непонимания, странности, неестественности, парадоксальности - в целом, культурного шока, - что зачастую приводит к неприятию и от-торжению модели мира, представленной в современном поэтическом дис-курсе. [3, с. 35].
Это и особые условия коммуникации: обычно, это дистантный диа-лог автора и читателя, который бывает возможен при посредничестве тек-ста, т.е. текст в данном случае оказывается концентрацией дискурсивных стратегий и тактик, следуя которым, читатель участвует в процессе смыс-лопорождения и приближается к потенциальной реконструкции единого смыслового поля с автором текста; возникает пространство поэтического пространства с его моделью «возможного мира».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова, Н.В. Эмоциональность и экспрессивность – катего-рии коммуникативной лингвистики [Текст]/ Н.В. Аванесова// Вестник Югорского государственного университета. – 2019. – Выпуск 2 (17). – С. 5–9.
2. Андрейчук, В.М. Вопросы теории исследования эмоциональ-ной нагрузки слова [Электронный ресурс]/ В.М. Андрейчук. – URL: uch_2010_vi_00023.pdf
3. Апресян, Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика [Текст]: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2019. – 472 с.
4. Арутюнян, А.Р. Экспрессия в художественном тексте [Элек-тронный ресурс] / А.Р. Арутюнян. – ПГУ, Университетские чтения, 2008, –URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/V/uch_2008_V_000
5. Ахмедова, Ю.А. Эгофутуризм И. Северянина [Текст]// Ю.А. Ахмедова// Знание. Понимание. Умение: Проблемы филологии, культуро-логии и искусствоведения. – 2018. – № 1. – С. 152 – 156.
6. Бабенко, Л.Г. Лексические средства: обозначение эмоций в рус-ском языке [Текст]: монография/ Л.Г. Бабенко. – Свердловск: Урал.ун-та, 2018. – 184 с.
7. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2019. — 520 с.
8. Ирисханова К. М. Анализ дискурса и стилистика: проблемы и решения // Вестник Московского государственного лингвистического уни-верситета. 2018. Выпуск 17 (703). С. 8-9.
9. Макарова Л. С. Поэтический дискурс и перевод // Мир лингви-стики и коммуникации. Электронный научный журнал. 2017. No 4. С. 87.
10. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века . Сборник статей. М: РГГУ, 2016. С. 432.
11. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Лекционный курс. М.: Гнозис, 2018. 284с.
12. Монгилева Н. В. Семантическое пространство поэтического дискурса: автореф. дис...канд. филолог. наук. Челябинск, 2017. С.168.
13. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2019. 477 с.
14. Потебня А. А. Полное собрание трудов: Мысль и язык. Москва: Лабиринт, 2019. С. 300 с.
15. Чумак-Жунь И. И. Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в рус-ской лирике конца XXVIII - начала XXI ве-ков: автореф. дис... д-ра филолог. наук. Белгород, 2019. С. 407.