Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обоснована значимостью процесса управления конфликтами. В первую очередь данная потребность обоснована высокими требованиями к уровню сервиса, который не может быть обеспечен в условиях наличия деструктивных и неразрешенных конфликтов. Стандарт поведения в конфликтной ситуации может стать действенным инструментов в системе управления конфликтными ситуациями.
Конфликтные ситуации порождают различные причины, будь то нововведения, столкновение интересов, неприязнь между членами коллектива, противостояния и борьба за лидерство, цели, различные ценности сторон и многое другое.
Цель работы: рассмотреть возможности современных методов разрешения конфликтов и разработать программу разрешения конфликта на конкретном примере.
Задачи работы:
1. определить понятие и виды конфликтов;
2. рассмотреть методы разрешения конфликтов;
3. представить технологии управления конфликтами;
4. дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия МБУЗ «Городская поликлиника №4»
5. разработать стратегию управления конфликтами МБУЗ «Городская поликлиника №4».
Объект работы: МБУЗ «Городская поликлиника №4».
Предметом работы являются – современные технологии управления и урегулирования конфликтов.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами конфликтов занимались такие известные ученые, как Маркс К., Вебер М., Дарендорф Р., Гидденс А., Пригожин А.И., Парсонс Т., Гришина Н.В., Киселев В.Н., Дятченко Л.А., К. Томас. Этими авторами был сделан значительный вклад в зарождение и развитие вопросов разрешения социальных конфликтов.
Однако остается ряд вопросов, которые требуют дальнейшего совершенствования. К таким вопросам необходимо отнести проблему разрешения трудовых конфликтов
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных предложений в практической деятельности предприятий.
Методы работы: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, анкетирование.
Базой для исследования: МБУЗ «Городская поликлиника №4».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников.
1.Теоретические основы стратегий обнаружения и решения конфликтных ситуациях
1.1.Понятие и виды конфликтов
Все конфликты разделяются на различные виды в зависимости от их характера, продолжительности, действий участников. Конфликты могут подразделяться на внутренние, внешние, антагонистические.
Внутренние конфликты - это взаимодействие противоположных сторон внутри данной социальной группы, например, конфликты в трудовом коллективе. Процесс развития конфликта характеризуется не только его развертыванием, но и постоянным взаимодействием его участников с внешними условиями, со средой.
Внешние конфликты - конфликты, относящихся к разным социальными группами или объектами, например, двумя коллективами, или конфликт между обществом и природой.
Антагонистические конфликты - это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Примеры таких конфликтов - войны, рыночная конкуренция, революции и т.д.
Как и многие понятия в теории и психологии управления, конфликт имеет множество подходов в определении. Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов считают, что конфликт- это один из видов социальных конфликтов, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения .
По мнению А.А. Осеева, конфликт представляет собой особый вид общения, в основе которого лежат противоречия в системе отношений. Это столкновение противоположно направленных действий людей, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения .
Г.С. Таскаев понимает конфликты как «предельный вариант обострения экономических, организационно-управленческих и психологических противоречий, выражающихся в противоборстве субъектов отношений, обусловленных противоположностью или существенным различием их интересов, целей, мотивов и т.д. и предполагающих активные действия, направленные каждым из оппонентов на достижение своих притязаний или намерений» .
Н.И. Шило трактует конфликт как сложную, многоуровневую, открытую систему взаимодействий, которые основаны на актуализации противоречий в интересах, целях и ценностях, субъектами которой выступают индивиды или группы, занимающие разные позиции в организации .
Конфликты могут подразделяться на реалистические и нереалистические. Реалистические конфликты вызываются объективными причинами - желанием удовлетворения конкретных требований участников или несправедливым распределением каких-либо благ или преимуществ.
Как считает А.Я. Кибанов конфликт - это «нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон» .
А.В. Дайнека трактует схожее понятие конфликта и понимает его как «отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое» .
В книге «Конструктивная психологии конфликта» Б.И. Хасана конфликт рассматривается как «специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения» .
Структура конфликта содержит объекты (спорные предметы), субъекты (организации, индивиды), условия, масштабы (межличностные, глобальные), стратегии поведения сторон .
Конфликт это представляет собой процесс столкновения, разногласия отдельных лиц, групп в пределах социальной системы, которые вызваны изменениями во внешней среде или нарушением внутреннего регламентированного порядка.
Любой конфликт – это сложный динамический процесс. В него включены следующие фазы:
- формирование причины;
- появление инцидента;
- разрешение .
В зависимости от характера, различают объективные ситуации (связанные с действительными проблемами); субъективные ситуации (обусловленные различными оценками тех или иных событий).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 591 с.
4. Боева Л.Ф. Управление конфликтом в организации/[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27319338
5. Брылева Л.Г. Социальная природа и моделирование процесса управления организационным конфликтом//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1455.
6. Буртовая, Е.В. Конфликтология. [Текст]/Е.В. Буртовая. - М.: Юнити, 2019. – 504 с.
7. Веренко, И.С. Конфликтология. [Текст]/И.С. Веренко. - М᠋.: Крон-Пресс, 2018. – 214 с.
8. Волков А.В., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие. –Изд. 4-е испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2017. – 412 с.
9. Гагаринская, Г. Конфликты и их предотвращение [Текст]/Г. Гагаринская //Руководитель. - 2020. - №4. - С. 21-27.
10. Гойхер О.Л., Закирова М.И. Медиация как метод разрешения организационных конфликтов в трудовых коллективах//Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2015. № 3 (5). С. 56-62.
11. Гордова Э.Е., Гордов Ю.В. Управление организационными конфликтами на основе их морального регулирования//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 46-49.
12.
13. Гришина, Н.В. Психология конфликта. [Текст]/Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2018. - 246 с.
14. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст]/А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект-Пресс, 2019. - 167 с.
15. Кибанов, А. Я., Ворожейкин, И. Е., Захаров, Д.К., Коновалова, В. Г. [Текст]/А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. Конфликтология. - М.: Инфра - М, 2019. – 265 с.
16. Кибанов, А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – С. 36-37.
17. Козер, Л. Функции социального конфликта Текст. / Л. Козер ; пер. с англ. О. А.Назаровой. М.: Идея-Пресс, 2018. - 206 с.
18. Козырёв Г.И. Основы конфликтологии: Учебник. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
19. Комаров А.И., Нестреляева С.С. Опыт изучения психологических аспектов социальных конфликтов в производственной деятельности//Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 22. № 1. С. 153-157.
20. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст]/Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2019. – 236с.
21. Матюк Е.В., Ленская И.Ю. Конфликты в организации: сущность и особенности//Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2016. № 2. С. 110-113.
22. Тетцоева О.А., Тетцоева Е.М. Конфликт как форма проявленя социально-трудовых отношений//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 2. С. 306-311.
23. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика [Текст]/Э.А. Уткин. - М.: Приор, 2018.- 225 с.
24. Целютина Т.В., Линкина Д.Л., Поляков А.Н. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами//Перспективы науки и образования. 2015. № 1 (13). С. 135-139.
25. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения//Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 73-77.
26. Шавырина А.Е. Готовность сотрудников организации к управлению конфликтом: содержание, структура, функции//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 829.
27. Щегорцов В. Управление конфликтами [Текст]/В. Щегорцов//Охрана труда. Практикум. - 2019. - № 2. - С. 67 - 71.