Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка образовательных услуг (РОУ) 5
1.1 РОУ: сущность, функции, объекты, субъекты 5
1.2 Структура РОУ 8
1.3 Роль РОУ в экономике 9
Глава 2. Состояние РОУ в современной России на примере дошкольного образования 13
2.1 Показатели, характеризующие РОУ в России 13
2.2 Факторы, определяющие РОУ в России 15
Глава 3. Проблемы развития РОУ в России и пути их решения 18
3.1 Основные проблемы образования в России 18
3.2 Основные направления реформирования системы образования в России 22
3.3 Тенденции развития системы образования в России 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
В XXI веке образование становится важным инструментом развития национальной экономики. Развитие творческих способностей, создание культурного, интеллектуального и нравственного потенциала являются одной из основных причин благополучного социально-экономического развития государства и его достойного положения в международном сообществе. Значимая роль образования подтверждается тем, что средний уровень грамотности взрослого населения – главный показатель развитости страны, залог её стабильности и процветания .
Рыночные отношения в сфере образования привели к необходимости формирования рынка образовательных услуг (РОУ). Данный процесс также связан с уменьшением финансирования образовательных учреждений, с отменой централизованного распределения выпускников, с предоставлением ВУЗам правовой и экономической, правовой автономности в своей деятельности. Но формирование РОУ – достаточно сложный процесс, который в России протекал по своему. В России, к примеру, нет общей информационной базы РОУ, нет сформированных органов управления рынком, его инфраструктуры, нет систематического изучения состояния этого рынка, тенденций его развития.
В теории экономики рассматривались отдельные положения, которые определяли содержание РОУ, его специфику, деление, маркетинговый анализ, но интегрированная картина, описывающая РОУ, отсутствует. Поэтому так важно структурировать информацию о РОУ и сформировать его терминологический аппарат.
Исходя из деления товарных рынков, РОУ – это часть рынка товаров духовного производства, который и есть разновидность товарного рынка. Товарный рынок – это структура связей экономического характера с производителями и потребителями этого товара, а также связей внутри групп производителей и потребителей. Поскольку РОУ – это вид товарного рынка, то его определение соответствует товарному рынку и его услугам.
Целью данной работы является рассмотрение рынка образовательных услуг в России.
Задачи:
- Рассмотреть сущность, функции, объекты, субъекты рынка образовательных услуг;
- описать структуру рынка образовательных услуг;
- изучить роль рынка образовательных услуг в экономике;
- описать показатели, характеризующие рынок дошкольных образовательных услуг в России;
- рассмотреть факторы, определяющие рынок дошкольных образовательных услуг в России
- рассмотреть основные проблемы образования в России;
- изучить основные направления реформирования системы образования в России;
- рассмотреть тенденции развития системы образования в России Объект исследования – рынок образовательных услуг в России. Предмет исследования – рынок дошкольных образовательных услуг в России.
Глава 1. Теоретические аспекты рынка образовательных услуг (РОУ)
1.1 РОУ: сущность, функции, объекты, субъекты
РОУ – это структура отношений экономического характера, формирующихся между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками в отношении производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов .
Также под РОУ можно понимать всех потенциальных потребителей, кто нацелен на удовлетворение своих потребностей в образовании, кто может вступать в отношения обмена с продавцом.
Перечислим функции РОУ:
1) Обеспечение конкурентоспособности услуг образования, деление производителей в этой сфере.
2) Помощь в формировании баланса в воспроизводстве и перераспределении высококвалифицированных кадров в обстоятельствах экономических изменений.
3) Задействование общественно необходимых затрат на производство образовательных услуг, определение цен.
4) Формирование условий для сбалансированного спроса, предложения на услуги образования.
Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий.
Рисунок 1 – Жизненный цикл образовательной услуги.
1. Внедрение – период медленного роста, когда услуга начинает осваивать рынок. На этой стадии образовательная программа становится пригодной для рынка, нет большого числа конкурентов.
2. Рост – период «покорения» рынка. Если образовательная программ удовлетворяет рынок, она привлекает потребителей. При этом необходимо поддерживать рост спроса, используя рекламу и иные способы привлечения внимания к образовательной услуге.
3. Зрелость – период медленного роста в результате получения образовательной услуги большинством возможных потребителей
4. Насыщение – образовательную программу начинают предлагать другие образовательные учреждения, падает спрос, снижается объем продаж, происходит перепроизводство, усиливается конкуренция между учебными организациями.
5. Спад – период падения интереса потребителя .
Продвижение (распространение) образовательной услуги – процесс, с помощью которого образовательная организация осуществляет свои программы и услуги, делая их доступными на целевых рынках.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2018
2) Василюк Т. Н., Совершенствование механизмов подстройки образовательной системы к потребностям рынка труда // Педагогическое образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 126-129.
3) Гасанов Н. Н., Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 5. — С. 68-75
4) ЕМИСС (2019) Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. https://www.fedstat.ru/indicator/55255 (дата обращения: 17.06.2021).
5) Задорожный Ю. В., Российская система образования и Болонский процесс: две стороны медали // Высшее образование сегодня. — 2016. — № 4. — С. 49-52
6) Иудин А.А., Ковшова Е.С. Реформы и социальное самочувствие российского учителя // Социальные преобразования и социальные проблемы Сборник научных трудов Вып. 15. Н. Новгород, 2015
7) Кирилюк Д. В., Советская школа в фокусе повседневной истории // Российская история. — 2020. — № 6. — С. 166-171.
8) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017
9) Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? / Л. Л. Любимов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 80 с.
10) Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г. Ю. Ксензова .- М. : Изд-во Педагогическое общество России, 2018 .- 128 с.
11) Минпросвещения России (2019) Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2018 год (утв. Минпросвещения России 01 марта 2019 г.).https://open.edu.gov.ru/files/reports/doklad_2019 (дата обращения: 17.06.2021).
12) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 17.06.2021)
13) Ребрикова Н. В., Колесникова О. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 417-420.
14) Росстат (2019) Итоги федеральных статистических наблюдений. Дошкольное образование (форма No 85-К). https://www.gks.ru/folder/13398 (дата обращения: 17.06.2021).
15) Стадии жизненного цикла образовательной услуги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anna-pavlovna.ru/tema-stadii-zhiznennogo-cikla-obrazovatelnoj-uslugi (дата обращения 17.06.2021).
16) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – С. 161-170
17) Тетерятников К. С., Современные тенденции мирового рынка образовательных услуг // Международная экономика. — 2019. — № 12. — С. 51-70.
18) Трацевская А. В., Самоуправление как условие гуманизации воспитательного процесса в образовательном учреждении // Воспитание школьников. — 2019. — № 2. — С. 55-60
19) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)// https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 17.06.2021)
20) Фирсова И. А., Социальное партнерство на рынке образовательных услуг // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2019. — № 2. — С. 98-102 :