Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Общение как категория. Роль мимики в общении 5
1.1 Общение и восприятие личности другого 5
1.2 Мимика в общении. Исследования восприятия человеческого лица 8
1.3 Когнитивно-коммуникационная теория изучения восприятия человеческого лица. Исследования восприятия лица в общении: уровень доверия к другому 10
Глава 2 Мимика и пантомимика в деловом общении 14
2.1 Общая характеристика восприятия мимики и пантомимики в деловом общении 14
2.2 Распознавание лжи мимике и пантомимике 17
2.3 Мимика и пантомимика в межкультурном деловом общении: специфика 21
Заключение 23
Список используемой литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникация, как слово греческого происхождения (komonia) и в латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и даже в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе. Произошедшее же от них слово «communication» означало общение, совместную жизнь, деятельность и, можно сказать, с давних времен определяло саму суть понятия «общество». Античные мыслители, формируя свое представление об обществе, обращались к нему, моделируя идеальную «коммуну» и беря за исторический прототип возникающую на новом месте небольшую колонию. В XX в. возникают такие понятия как «коммуникация», «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение», «коммуникативная революция» и некоторые другие, определяющие более детальные аспекты и стороны общения. В современной науке существует настолько большое множество расхожих определений коммуникации, или, другими словами, общения, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, можно сказать, отдельной научной проблемой .
В общении люди постоянно передают друг другу информацию при помощи речи и выражения лица, движений тела, установления дистанции и др. В общении человек может говорить о том, как он себя ощущает, что думает, как хотел бы поступить.
Невербальные проявления психики человека – это, согласно многим исследованиям, основной канал получения информации во взаимодействии между личностями. На сегодня интерес к этой проблеме актуален. Но данный вопрос был актуален и во времена Древней Греции. Аристотель, философ и ученый, создал науку о лице – физиогномику. Она, до XVIII века, определяла основное направление анализа экспрессий лица, совершая попытки определить прямую корреляцию между чертами лица и характеристиками самой личности.
Огромное количество ученых, которые занимались изучением восприятия лица человека. Это - Гаспар Лафатер, Ломброзо и др. Сегодня ученые отрицают то, что существуют прямая взаимосвязь между чертами, выражением лицами, и человеческими характеристиками. Тем не менее, интерес к данной проблеме есть всегда. Изучение невербалики, человеческого лица сейчас находится на качественно новом уровне. Применяются методы, которые актуальны современной науке. Особенно интересно изучение формирование образа другого человека, познание его личности по чертам лица. Принимается во внимание то, как влияет выбор профессии, этнос, пол, возраст на то, как формирует человек представление о другом. Другие исследуют основные закономерности социального взаимодействия и ошибки, которые субъект может допустить, когда воспринимает другого в общении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2019
2) Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2017
3) Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект пресс, 2019
4) Барабанщиков В. А., Хозе Е. Г. Восприятие экспрессий лица, обусловленных его конфигурацией // Лицо человека в науке, искусстве и практике / Под ред. К. И. Ананьевой, В. А. Барабанщикова, А. А. Демидова. М.: Когито-Центр, 2016. С. 159–182.
5) Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М., Изд-во ИПРАН, 2014, 480 с
6) Барабанщиков В. А., Жегалло А. В., Королькова О. А. Перцептивная категоризация выражений лица. М.: Когито-Центр, 2016.
7) Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2019
8) Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982
9) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2019.
10) Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2018
11) Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. - М.: Дело, 2019
12) Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2019
13) Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: - М.: Дело. 2019. - 224 с.
14) Пушных В.А. Межкультурный менеджмент/ В.А.Пушных; изд.-во Томского политехнического университета, 2019.
15) Собчик Л. Н. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. СПб.: «Речь», 2017. 123 с.
16) Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2015. - 624 с.
17) Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. — Спб: Питер, 2019
18) Хозе Е. Г. Восприятие индуцированных экспрессий лица: Дис. ... канд. пси-хол. наук. М.: ИП РАН, 2013.
19) Frijda N. H. & Tcherkassof A. Facial expressions as modes of action readiness / J. A. Russell & J. M. FernandezDols (Eds). The psychology of facial expression. Cambridge: UK. Cambridge Univerity Press, 1997.P. 57–77
20) Fridlund Alan. Human Facial Expression. An Evolutionary View. San Diego: Academic Press,1994.
21) Kendon A. Conducting Interaction: Patterns of Behavior in Focused Encounters. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
22) Tanaka J. W., Farah M. The holistic representation of face // Perception of Face, Objects and scenes /M. A. Peterson, G. Rhodes (Eds.). Oxford: Oxford University Press, 2003.
23) The psychology of facial expression / J. A. Russel, J. M. Fernandez-Dols (Eds.). Cambridge University Press, 2002