Фрагмент для ознакомления
2
История развития дошкольного образования включает в себя не только формирование и расширение содержательного компонента, но и становление нормативно-правовой базы, как фактора регулирования образовательных отношений. Несмотря на то, что активное развитие системы регулирования дошкольного образования началось раньше, становление современного нормативно-правового обеспечения начинается в конце XX - начале XXI вв, так как происходит переход к демократическому строю.
В обновлении нормативно-правовой базы важную роль сыграло создание в 1989 г. «Концепции дошкольного воспитания», утвержденной Государственным комитетом по народному образованию, представляющая основные научно-теоретические идеи с целью перестройки системы образования и воспитания. Резкая критика общественного дошкольного образования в документе заключалась в организации педагогического процесса на основании учебно-дисциплинарной модели (получение знаний, умений, навыков), что противоречит специфике дошкольного возраста, признанного самоценным периодом в развитии личности ребенка и необходимости заботы о нем.
В «Концепции» была признана новая, личностно-ориентированная модель обучения и воспитания, как ведущий принцип государственной политики в области обновления системы дошкольного воспитания в Российской Федерации. Ставший ориентиром для дальнейшего развития системы, документ определял не только цели дошкольного воспитания через направленность на общечеловеческие ценности, но и ряд принципов: принцип дистанции, активности, половых и возрастных различий, принципы построения развивающей среды и зонирования, эстетической организации среды, ее открытости и динамичности в рамках гуманистически ориентированной педагогики для обеспечения разностороннего и гармоничного развития личности ребенка [20].
В «Концепции» были выдвинуты условия содержанию дошкольного образования, заключающиеся в идее, что ребенка необходимо обучить умению самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, а знания, умения и навыки должны выступать как средство, а не цель обучения. Именно поэтому были разработаны требования к отбору содержания дошкольного образования и его овладению: системность в приобретении новых знаний, в их применении и способов деятельности; свободный выбор в постижении сфер жизнедеятельности. В этот период действовала единая государственная программа воспитания и обучения в детском саду («Программа воспитания и обучения в детском саду» 1985 г.), препятствующая реализации целей, намеченных в «Концепция дошкольного образования» 1989 г., не содержащей конкретных программ. Поэтому, принятое в 1991 г. «Временное положение о дошкольном учреждении», решило ряд задач, поставленных «Концепцией».
В частности, у дошкольных образовательных учреждений появилась возможность самостоятельно выбирать программу обучения и воспитания, вносить в неё собственные коррективы, создавать собственные (авторские) программы, что стало первым шагов в обновлении содержания дошкольного образования. Переход страны к рыночным отношениям и возникший в связи с этим, кризис дошкольного образования (сложная демографическая ситуация, резкое сокращение количества дошкольных образовательных организаций, финансирование дошкольного образования по остаточному принципу), приводят к разработке программы с мерами по защите сферы дошкольного образования. В частности, предлагалось не только переложить обеспечение минимального финансирования на государство, но и перенаправить ресурсы на гуманизацию образования и приобщение к общечеловеческим ценностям, что предполагало нацеленность на потребности детей и родителей, свободу выбора форм образовательных услуг, деидеологизацию. Этому способствовали вышедшие в 1989 г. Конвенция о правах ребенка и в 1991 г. Всемирная декларация обеспечения, выживания и развития детей, где говорится, что ребенок обладает правами: правом на уважение его личности, на любовь родителей, на кров и защиту, на получение образования и социальное обеспечение. Первый документ, связанный со становлением современной нормативно-правовой базы дошкольного образования в России – принятый в 1992 г.
Закон Российской Федерации «Об образовании», положивший начало формированию правового фундамента системы образования и обозначивший главные цели и задачи государственной политики в области дошкольного образования. Документ утвердил, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства за счет его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих и национально-культурных ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободы развития личности, общедоступности и т.д. Этот год стал решающим так же в сфере обеспечения и поддержки педагогических кадров, вышедшие в 1992 г. «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» утвердили процедуру проведения аттестации работников дошкольных образовательных учреждений, единую тарифную сетку, обеспечивающую дифференцированную оплату труда, новые квалификационные требования к специалистам дошкольного образования. А разработанные Министерством образования РФ в 1993 г. новые правовые основы повышения качества дошкольного образования привели к выходу «Рекомендаций по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории РФ», определивших задачи и процедуру проведения экспертизы дошкольного образования в форме лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», управление дошкольным образованием России приступило к разработке государственных стандартов дошкольного образования. В стандарте была прописана специфика, основанная на приобретении базовых знаний, умений и навыков, возможности освоения различных видов деятельности, так как уровень подготовки выпускников дошкольных образовательных учреждений не предполагает получение документов об образовании. При этом, обучение происходит в контексте игры, общения, обеспечивающего его познавательное и личностное развитие во всех сферах жизнедеятельности ребенка (обучение, охрана и укрепление здоровья, режимные моменты) – эти элементы должна включать в себя образовательная программа, реализуемая в дошкольном образовательном учреждении. Более того, основы правового регулирования дошкольного образования были заложены в принятую в 1993 г. Конституцию Российской Федерации, гарантирующую право на бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, что возлагало на государство обязанность по обеспечению реализации данного права, не конкретизируя его содержание и не определяя элементы правового регулирования.
Выстроенная система органов управления образованием, состоящая из государственных (федеральные органы управления образованием, ведомственные органы управления образованием Российской Федерации и ее субъектов, органы управления образованием субъектов Российской Федерации) и муниципальных, имела цель: «обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов» [30, с. 6].
К 1994-1995 гг. вышли документы, обеспечивающие нормативно-правовое регулирование в рамках дошкольной образовательной организации: Устав дошкольного образовательного учреждения, Родительский, Учредительный догов, а также Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, регулирующие на основе договора отношения между дошкольной организацией и родителем, правила воспитания и образовательной деятельности, плату за обучение и т.д.
Также Типовое положение закрепило право дошкольного учреждения самостоятельного выбора программу из комплекса вариативных программ, изменять ее и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, это дало стимул для появления большого количества образовательных программ для дошкольных учреждений: комплексных (включающие все области жизнедеятельности и образования ребенка) и парциальных (направленные на определенную сферу деятельности). К этому времени по приказу Министерства просвещения РСФСР уже была подготовлена программа «Радуга» 1989 г. (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). Позднее разрабатывались такие программы, как «Детство» 1995 г. (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович), «Одаренный ребенок» 1995 г. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др.), «Истоки» 1997 г. (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «Кроха» 1998 г. (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.), «Школа – 2100» 1999 г. (под ред. А. А. Леонтьева) «Из детства – в отрочество» 2002 г. (Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др.) и другие. Из такого многообразия последовала необходимость в усилении государственного контроля за качеством дошкольного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, Н. А. Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Авдеева; Мурманский гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2003. – 159 с.
2. Алямовская В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. -2004.-№3-19 с
3. Артамонова, Е. И. Дошкольное образование в современных социокультурных условиях / Е. И. Артамонова // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: сб. науч. тр. 4-й Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. П. Новиковой. – Москва, 2011. - 587 с. - C. 3-9.
4. Баранникова, Н. Б. П. Ф. Каптерев о воспитании общечеловеческого и национального у детей дошкольного возраста / Н. Б. Баранникова // Историко-педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 42-57
5. Белова Т.А. Использование степ - платформы в оздоровительной работе с детьми. / Справочник старшего воспитателя - № 7, 2009;
6. Беляев, В. И. История социальной педагогики: учеб. пособие для студентов вузов социального профиля / В. И. Беляев, Т. А. Савченко. – Магадан: Scientific magazine «Kontsep», 2014. – 474 с
7. Бестужев, А. Ф. О воспитании / Антология педагогической мысли России XVIII в. 1985. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/index.shtml (дата обращения: 24.11.2019)
8. Богомолова, М. И. Проблема семьи и семейного воспитания в российском историко-педагогическом наследии / М. И. Богомолова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – вып. 3. – С. 101-105.
9. Богуславская, Т. Н. Концепции дошкольного воспитания как стратегии обновления детского сада в конце XX- начале XXI вв. / Т. Н. Богуславская // Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности. / под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К. Ю. Милованова. – Волгоград: Волгоградская государственная академия последипломного образования. – 2018 г. – С. 164-168.
10. Борисова, С. П. Современное дошкольное образование за рубежом / С. П. Борисова // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 3. – С. 132-137.
11. Борцов, Ю. С. Экономическая зависимость как фактор распределения власти в семье: мировые тенденции и специфика российского социума / Ю. С. Борцов // Гманитарий юга России. – Ростов н/Д: ООО «ОМЕГА-ПРЕСС», 2017. – Т. 6, № 4. С. 79-87.
12. Брунчукова, Н. М. Вопросы нравственного воспитания в педагогических трудах Н. И. Пирогов / Н. М. Брунчукова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2012. – № 1 (25). – С. 193-199.
13. Былда, Л. М. Становление дошкольной педагогики как науки / Л. М. Былда // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. – Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. – С. 80-82
14. Варламова, А. Я. Педагогика: учебно-методическое пособие / А. Я. Варламова, П. В. Кирилов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 245 с.
15. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464
16. Горшунова, Л. А. Сущность преемственности в управлении подготовкой учителя в системе непрерывного образования: проблемы и перспективы: монография / Л. А. Горшунова; ред. А. Н. Орлов. – Барнаул: АГУ, 2001. – 210 с.
17. Грицай, Л. А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) / Л. А. Грицай // Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. – № 4. – С. 53-62
18. Грицай, Л. А. Педагогические идеи и повседневный опыт родительского воспитания детей в культуре Российского Просвещения XVIII в. / Л. А. Грицай // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 367. – С. 139-146.
19. Давыдов, В. В. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2008 – С. 258.
20. Долгорукова О. Фитнес-аэробика // Обруч. - 2005. - №6. - с.42-45.
21. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Ф. Егоров, В. В. Лыков, Л. М. Волобуева. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
22. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Изд. Центр Академия, 2000. – C. 44-47.
23. Ильина, Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие / Г.В. Ильина, М.В. Овчинникова. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 80 с
24. Каптерев, П. Ф. О педагогическом методе // URL: https://books.google.ru/books?id=iT14BAAAQBAJ&hl=ru&source=gbs- _navlinks_s (дата обращения: 25.11.2019)
25. Кудаев, М. Р. История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап: учебно-методический комплекс / М. Р. Кудаев, Ф. Н. Апиш. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008. – Блок 3. – 97 с.
26. Курамшин Ю. Ф Теория и методика физической культуры: Учебник М., Советский спорт, 2003 — 464 с 134
27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений: 3-е изд., испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 416 с
28. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. вузов / Н.Н. Кожухова. - М.: Академия, 2002. - 316 с
29. Крупская, Н. К. Дошкольное воспитание // Вопросы семейного воспитания и быта. 2014. URL: https://books.google.ru/books?id=SuFoCwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=one page&q&f=false (дата обращения: 26.12.2019)
30. Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2003.- 180с.