Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. История и подходы в преподавании грамматики английского языка в средней школе 5
1.1.История развития визуализации, ментальных карт, инфографики 5
1.2. Приемы визуализации дидактического материала в обучении 8
Глава 2. Практическое применение визуализации в обучении грамматике на уроках в средне общеобразовательной школе 14
2.1. Информационные технологии в грамматике и их роль 14
2.2. Методические рекомендации по составлению ментальных карт 19
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Непрерывное и динамичное развитие информационных технологий, тесные международные отношения, ускорение ритма жизни - лишь неко¬торые из многих факторов, вызывающих повышенный интерес к изучению иностранного языка. Общеизвестный факт, что знание английского языка повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Столь повсеместное его распространение объясняется целым рядом причин. Среди них историко-географические, культурно-социальные, эконо¬мико-политические и другие. С каждым годом уровень и качество владения английским языком российскими гражданами возрастает. Английский язык преподается практически в каждой школе Российской Федерации, являясь обязательным для изучения предметом в школьной программе.
В связи с этим методики преподавания и приемы повышения эффек¬тивности обучения иностранному языку находятся в постоянном процессе усовершенствования. К одному из главных и наиболее популярных приемов при обучении относится прием визуализации дидактического материала.
Принцип наглядности - один из основных принципов обучения ино¬странному языку. Его необходимость обосновывается переходом от чув¬ственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В связи с этим обучение строится на конкретных образах [15. С.152]. Данный принцип популярен не только в поле изучения иностранного языка. Область его применения неустанно расширяет свои границы. Ключевой аспект данно¬го принципа заключается в использовании средств визуализации (от лат. visualis - зрительный, представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия [26. С.38]).
Главной составляющей принципа визуализации является врожденная способность человека воспринимать информацию окружающего мира с по¬мощью зрительной системы. Восприятие зрительных образов для человека является превалирующим способом восприятия. И данный прием помогает преобразовывать информацию, поступающую по разным каналам восприя¬тия, в визуальную, тем самым значительно упрощая процесс ее усвоения.
Средства визуализации дидактического материала создаются с целью передачи знаний, стимулирования когнитивных процессов. Средства визуа¬лизации знаний - это представление в удобной и доступной форме фонети¬ческих, грамматических, лексических, социокультурных и коммуникативных знаний для более эффективного их усвоения и систематизации.
На сегодняшний день большая часть средств визуализации знаний напрямую связана с использованием современных информационных тех¬нологий. Под визуальными средствами обучения принято понимать те или иные технические устройства, приспособления, предназначенные для предъявления и записи зрительной информации [15. С.38].
Мультимедийная презентация. Одно из главных преимуществ пре¬зентации как средства визуализации заключается в том, что знание переда¬ётся в единстве образа и текста, задействуя, наряду с ощущениями память, мышление, воображение и личностный смысл. Мультимедийная презентация на сегодняшний день - это презентация в самом широком смысле это¬го слова, объединяющая в себе текстовую информацию, видео, иллюстра¬ции, 3D и флеш-анимацию. Может включать в себя мемы, GIF-анимацию и др. Презентация может быть интерактивной, с включением множества участников одновременно и носить характер групповой работы.
Использование на занятых презентаций такого плана способствует реализации коммуникативного подхода к овладению всеми аспектами изу¬чаемого иностранного языка: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным. Внутри учебного аспекта - всеми видами речевой дея¬тельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Работа с презен¬тациями способствует структурированию материала, его предоставлению в наиболее краткой и лаконичной форме.
Ментальные карты. Mind map или Ментальные карты - это тех¬нология обучения, построенная на основе записи (визуализация мыслей) мыслей, идей, ассоциаций. Тема текста обозначается по центру листа, по¬сле изучения текста основная тема соединяется с выделенными понятиями и ключевыми словами. Используется в качестве опор для упорядочивания мыслительного процесса, развития ассоциативного мышления, решения творческих проблем [1. С.137]. В таких условиях учебно-познавательная компетенция учащихся формируется как никуда лучше.
Для мозга, ориентированного скорее на ключевые слова и образы, а не запоминание распространенных предложений, ментальные карты явля¬ются одним из самых оптимальных средств визуализации дидактического материала. Они
• мотивируют к изучению иностранного как средства межкультур-ной коммуникации;
• организовывают коллективную, групповую и индивидуальную де¬ятельность учащихся;
• способны развивать творческие и интеллектуальные способности обещающихся и многое другое.
Потенциал ментальных схем настолько широк, что позволяет охва¬тить каждый аспект изучаемого языка. С помощью такой ментальный кар¬ты, как на рисунке 1 [3], на уроке английского языка можно изучить, например, такую тему, как степени сравнения прилагательных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении иностранным языкам / Э.Н. Абдулаев // Преподавание в школе. - 2018. - №1. - с. 23-26
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин - СПб.: Изд- во Михайлова, 2018. - 314 с.
3. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н.В. Азаренок // Мат. Всерос. Юбилейной науч. Конф. Посв. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5 «Личность и группа в условиях социальных изменений». – М: Институт психологии РАН. – 2019. – С. 110 – 112.
4. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий /
5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
6. Беликова Л. Г. Современный кабинет иностранного языка; ДРОФА - , 2013. - 224 с.
7. Берман Н.Д. Применение визуализации в образовательном процессе / Н.Д. Берман // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции. Под общ. Ред.А.В. Тогулукова. – 2016. – №6. – С. 162 – 165.
8. Бодров, В. Н. Ориентированная на цели визуализация знаний / В. Н. Бодров, В. В. Магалашвили // Educational Technology & Society. — 2008. — Т. 11. — № 1. — C. 420—433.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: ACADEMA, 2014. - 234 с.
10. Громыко, Ю. В. Метапредмет Знак. Схематизация и построение знаков. Понимание символов [Электронный ресурс] / Ю. В. Громыко. — М. : Пушкин. ин-т, 2001. — 288 с. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/001/15883.php
11. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электронный журнал. 2014. № 11. Ссылка: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm
12. Изотова Н. В. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестн. Брян. гос. ун-та. 2015. № 2. С. 70-73.
13. Изотова, Н. В. Система средств визуализации в обучении иностранному языку / Н. В. Изотова, Е. Ю. Буглаева // Вестн. Брян. гос. ун-та. — 2015. — № 2. — С. 70—73.
14. Инфографика о путешествиях - 8 игнорируемых советов для выживания в путешествии [Электронный ресурс] // Инфографикнау.ком: Интернет-ресурс. 2017. Ссылка: https://infographicnow.com/travel/travel-infographic-8-ignored-survival-travel-tips/
15. Инфографики о путешествиях [Электронный ресурс] // Пикточарт. Пинтерест: Интернет-ресурс, портал. 2021. Ссылка: https://www.pinterest.co.kr/piktochart/travel-infographics/
16. Канва [Электронный ресурс] // Канва: Интернет-сервис. 2021. Ссылка: https://www.canva.com/ru ш/ (дата обращения: 03.05.2021). (на английском)
17. Кондратенко О. А. Дидактические принципы реализации когнитивной технологии в дистанционном обучении студентов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 84-88.
18. Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О.А. Кондратенко // Научный диалог. – 2013. – №9 (21). – С. 92 – 99.
19. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку; КАРО - , 2012. - 208 с.
20. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку; ТетраСистемс - Москва, 2011. - 304 с.
21. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры : учебник / А. М. Максименко. - Москва : Физическая культура, 2005. - 544 с. - Текст : непосредственный.
22. Мальцев В. В. Использование невербальных средств коммуникации в электронных образовательных ресурсах в контексте профессионально ориентированного обучения иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы VIII Междунар. конф., посвящ. 93-летию образования Белорус. гос. ун-та, 30 окт. 2014 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. -Минск: Изд. центр БГУ, 2014. С. 153-155.
23. Мальцев, В. В. Использование невербальных средств коммуникации в электронных образовательных ресурсах в контексте профессионально ориентированного обучения иностранным языкам / В. В. Мальцев // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам : мате¬риалы VIII Междунар. конф., посвящ. 93-летию образования Белорус. гос. ун-та, 30 окт. 2014 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск : Изд. центр БГУ, 2014. — С. 153—155.
24. Манжура, Л. Н. Инфографика как один из методов визуализации учебного материала [Электронный ресурс] / Л. Н. Манжура // С.-Петерб. образоват. вестн. — 2017. — № 2 (6). — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/infografika-kak-odin-iz-metodov-vizualizatsii-uchebnogo-materiala .
25. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС / А.В. Сапа // Продуктивная педагогика. – 2015. – №8(56). – С. 2 – 9.
26. Смирницкий, А.И. Грамматика английского языка / А.И. Смирницкий. - М.: Либроком, 2015. - 296с
27. Стаценко, А.С. Лингвокультурная компетенция. Приемы формирования на занятиях по иностранному языку / А.С. Стаценко, Ю.С. Баскова. - М.: Прометей, 2015. - 116с
28. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2016. №7 (172). Ссылка: https://cvberlemnka.щ/article/n/kogmtivmva-vizualizatsiva-suschшst-ponvativa-i-ego-rol-v-obuchemi-vazvku
29. Толстова Н. Н. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 391393. Ссылка: https://moluch.ru/archive/138/3 8852/
30. Толстова, Н. Н. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного [Электрон¬ный ресурс] / Н. Н. Толстова // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 391—393. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38852/
31. Турук, И.Ф. Избранные работы по методике преподавания английского языка / И.Ф. Турук. - СПб.: Технологии СМИ, 2002. - 928с
32. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский.- М.: 1998
33. Физическая культура студента : учебник / М. Л. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильнича [и др.]. - Москва : Гардарики, 2009. - 350 с. - Текст : непосредственный.
34. Хачинсон Д. Как победить ужасный джетлаг: Инфографика показывает, как вы можете лучше всего начать ваш долгосрочный отдых [Электронный ресурс] // Дэйли Мэйл: Интернет-газета. 2015. Ссылка: https://www.dailymail.co.uk/travel/travel news/article-3016800/How-beat-dreaded-jet-lag-Infographic-reveals-long-haul-holiday-best-start.html
35. Храмова, М. В. Инфографика как образовательная технология визуализации информации [Электронный ресурс] / М. В. Храмова, А. Д. Барышева. — Режим доступа: http://zkoipk.kz/2015smart3/1403- conf.html .
36. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика : учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. - Москва : Филоматис, 2004. - 416 с. - Текст : непосредственный.