Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Привлекательность китайского рынка для российских компаний обусловлена тем, что несмотря на экономические проблемы и новые риски, появившиеся с начала 2020 г. вследствие пандемии коронавируса и кризисной ситуации в мировой экономике в целом, эта страна остается огромным потребительским рынком. При этом наряду с ростом покупатель¬ского спроса на китайском рынке потребительских товаров прослеживается усиление конку¬ренции между иностранными компаниями, компаниями с иностранным участием и китайски¬ми компаниями-производителями. Это обусловливает выбор оптимальных форм выхода рос¬сийских компаний в Китай и адаптацию к изменениям внешней среды в современных условиях.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности выхода на китайский рынок российской IT компании.
Задачи исследования:
1) изучить особенности выхода на китайский рынок российской компании;
2) проанализировать особенности выхода на китайский рынок российской IT компании.
Объект исследования – российская IT компания.
Предмет исследования – особенности выхода на китайский рынок российской IT компании.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Особенности выхода на китайский рынок российской компании
Китайский розничный рынок является одним из самых емких в мире. Так, по данным национальной статистики КНР, по итогам 2019 общий оборот рознич¬ных продаж потребительских товаров составил 41,165 млрд юаней, годовой прирост — 8,0 %. Из них 35,132 млрд юаней, или 76,5 %, — это расходы на покупку товаров городскими жителя¬ми. На розничную он-лайн торговлю приходилось 10,632 млрд юаней (25,8 % розничных про¬даж), при ежегодном росте в 16,5 %. Из них он-лайн продажи физических товаров составили 8,524 млрд юаней, увеличившись на 19,5 % по сравнению с предыдущим годом, их доля в со¬вокупных продажах потребительских товаров выросла до 20,7 % (прирост в 2,3 % по сравнению с 2018 г.) .
Вместе с тем, оценивая вызовы и вследствие пандемии коронавируса и кризисной ситуации в современной мировой экономике в целом, можно прогнозировать изменение данных показателей в краткосрочной перспективе. Это мо¬жет коснуться спада как общих розничных продаж, так и отдельных товарных категорий он-лайн продаж (например, одежды). В то же время в данной ситуации электронная торговля фи¬зическими потребительскими товарами остается одним из перспективных каналов распределе¬ния, где можно прогнозировать рост.
Для оценки потенциальных форм проникновения российских компаний на рынок потре¬бительских товаров представляет интерес характеристика трендов в торговле Ки¬тая. Иностранные компании при выходе на китайский ры¬нок рассматривают продвижение своей продукции через западные розничные сети, широко представленные в Китае (Auchan, Wall-Mart, Ikea и др.), свои фирменные, в том числе флагман¬ские магазины, аренду торговых площадей для своей торговой точки в универмагах и торговых центрах, поставки в китайские супермаркеты и гипермаркеты, специализированные магазины и др., обращение к услугам дистрибьюторов, а также через каналы электронной коммерции.
Учитывая, что в целом российские бренды воспринимаются китайскими потребителями как качественные продукты, позиционирующиеся в их сознании на уровне западных аналогов, это целесообразно иметь ввиду при выборе формата и вида розничной точки. Сегодня важным ка¬налом покупок премиальных продуктов в Китае стала трансграничная электронная коммерция. Так по данным исследовательской компании Nielsen, 49 % китайских потребителей покупают товары премиум-класса у зарубежных он-лайн рилейлеров. Этот показатель в два раза превы¬шает среднемировой . В этой связи при выводе на китайский рынок российских потребительских товаров особый интерес представляет роль в Китае такого канала распределе¬ния как электронная коммерция, в том числе трансграничная. Для подтверждения перспектив¬ности данной формы выхода обратимся к статистике.
Для Китая сегодня характерно большое число пользователей сети Интернет, которое на сере¬дину 2019 г. составило 854 млн человек, что соответствует уровню его проникновения в 60,1 %. Если сравнить эти данные с оценками для мировой экономики, то исследования показыва¬ют, что число пользователей интернет в мире на конец 2019 г. составляло 4,574 млрд человек , таким образом на Китай приходится почти пятая их часть. Можно согласиться с мнением исследователей, что в перспективе весьма интересен сегмент сельских китайских потребителей, где на начало 2019 г. количество пользователей Интернет составило 222 млн человек, уровень охвата в 38,4 %.