Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Учреждения дополнительного образования детей, в частности, школы искусств и музыкальные школы, предоставляют большие возможности для формирования самостоятельной, творческой, гармонично развитой личности.
Однако именно культурно-досуговым учреждениям и сложившейся системе дополнительного образования в создавшейся социокультурной ситуации приходится брать на себя новые функции и исполнять роль «очага культуры», задачей которых является привлечение в свои объединения детей и подростков, организация их культурного досуга.
Сегодня как никогда актуальной становится задача развития способности общения, обмена и сопоставление позиций, принятия различий, оценки красоты окружающего мира. В решении этих задач большую роль может сыграть дополнительное образование, которое обладает значительным социальным, педагогическим, культурным и воспитательным потенциалом.
Цель исследования: разработать предложения по использованию современных анимационных технологий в социально-культурной деятельности музыкальной школы.
Задачи:
1. Изучить социально-культурною деятельность музыкальных школ и школ искусств;
2. Изучить и проанализировать деятельность ДМШ №1.
3. Разработать предложения по совершенствованию анимационной деятельности Детской музыкальной школы.
Объект исследования: организация досуга музыкальной школы.
Предмет исследования: совершенствование досуговой деятельности музыкальной школы с помощью современной анимационной деятельности.
Проблема исследования: несоответствие возможностей существующих анимационных технологий и практики их использований в ДМШ №1.
Гипотеза исследования: совершенствование социально-культурной деятельности музыкальной школы будет наиболее продуктивной при:
Методологическую основу исследования составили отечественные работы таких деятелей, как: М. А. Ариарский, Ю. Д. Красильников, Т. Г. Киселева.
Методы исследования:
• Теоретические методы исследования: анализ документации и программ, синтез литературы, обобщение.
• Эмпирические методы исследования: наблюдение за организацией социально-культурной деятельности в ДМШ №1 им. Н. А. Римского-Корсакова, устный и письменный опросы, беседа, анкетирование.
Степень разработанности проблемы:
• Особое значение для работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова и др.
• Организация социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования рассматривались в работах М.С. Кагана, М.А. Ариарского.
• Указанные выше исследования представляют теоретическую базу для анализа специфики социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Этапы исследования:
• Теоретико-аналитический этап, на котором осуществляется сущность и специфика социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования, ее место и роль в жизни общества. Также анализируется анимационная деятельность в современных учреждениях дополнительного образования. Анализируется используемая литература, а также научно-методические материалы.
• Этап диагностики, на котором осуществляется изучение и анализ социально-культурной деятельности ДМШ №1 им. Н. А. Римского-Корсакова, а также сбор информации, характеристика базы учреждения, определение основных целей и проблем организации, с использованием анимационных технологий
• Проектный этап. Разрабатываются предложения по использованию анимации в социально-культурной деятельности в Детской музыкальной школе.
Новизна исследования: заключается в комплексном анализе деятельности современных учреждений дополнительного образования и системной проработке направлений её совершенствования исходя из задач учреждения в современном социально-культурном пространстве.
Практическая значимость: определяется актуальной потребностью в использовании анимации в целях совершенствования социально-культурной деятельности учреждений культуры с учетом современных образовательных требований, а также в разработке предложений совершенствования СКД в практической деятельности ДМШ №1 им. Н. А. Римского-Корсакова.
Реализация на практике полученных в ходе исследования данных позволяет эффективно осуществлять процесс формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности
На защиту выносятся:
1. Особенности анимации в детской музыкальной школе;
2. Модель развития социально-культурной активности учащихся на примере Детской музыкальной школы им. Н. А. Римского-Корсакова на основе анимационных технологий
Глава 1. Социально-культурная деятельность учреждений дополнительного образования на основе анимационных технологий
1.1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования
Развитие дополнительного образования детей, обновление его содержания и повышение охвата детей услугами дополнительного образования являются приоритетными направлениями деятельности в рамках современной подготовки детей в общеобразовательных школах.
Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:
создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.
Педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Киселева, Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. — М.: МГУКИ, 2011.
2. Пиличяускас, А. А. Познание музыки как педагогическая проблема / А. А. Пиличяускас // Музыка в школе. — 2013. — № 1.
3. Смирнов, Б. Ф. Детская музыкальная школа как учебное заведение и культурно — просветительное учреждение // Культура. Творчество. Человек. Часть III: Культурология КДД. — Самара. — 2011.
4. Степанова, З. А. Воспитание творчеством / Степанова З. А. // Дополнительное образование № 12. 2015.
5. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие. — М. МГУКИ, 2013. 6. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия//Ученые записки. Вып. 23. МГУКИ — М., 2011.
6. Науч. журнал «Молодой учёный» /Ахметов, И. Г.. № 20 (100); Педагогика - Октябрь, 2015 г.
7. Триодин В. Е. Road map социально-культурной деятельности // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 1. С. 42.
8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; под ред. А. В. Мудрика. М.: Академия, 2004. С. 32.
9. Проект Типового положения о государственной школе искусств Санкт-Петербурга. Рукоп. См. также: Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации (Минобрнауки России), № 504 от 26 июня 2012 г., Москва // Рос. газ. 2012. 15 авг. URL: http://rg.ru (дата обращения: 25.06.2013).
10. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. С. 87.
11. Драгайцева Д. Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе.
12. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
13. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. - М., 2003. - 86 с.
14. Взаимодействия в культуре / Колл. авт.; Отв. ред. К.Г. Рожко. - Тюмень: Вектор-Бук, 2004. - 150 с.
15. Мудрик, А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. – 240;
16. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие / М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.
17. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
18. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г.А. Аванесова. - М: Аспект-пресс, 2006. - 236 с.;
19. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
20. Малахова, А.Н. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников / А.Н. Малахова. - М.: «Сфера», 2008. - 90 с.
21. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. СПб.: СПбГУП, 1999.
22. Ганьшина Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению / Г.С.Ганьшина. – Тамбов: ТГУ, 2010. – с. 67.