Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Эпидемии сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Внезапность их появления и ужасающие последствия, которые они несли, будоражили воображение еще писателей античности, которые склонны были видеть в эпидемиях проявление гнева богов. Так, в «Илиаде» (IX–VIII вв. до н. э) Гомера Аполлон насылает на греков чуму, чтобы освободить похищенную ими Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Образ чумы присутствует также в трагедии Софокла «Царь Эдип» (V в. до н.э.) — боги наказывают Фивы мором за преступление отцеубийства, совершенное их царем. Сам термин эпидемия тоже из античности — впервые в значении болезни он использовался в Корпусе Гиппократа. Ранее, например, у Гомера, это слово означало скорее «находящийся дома / в своей стране».
Проклятие болезней - и поиски лекарства - повторялись в человеческом опыте на протяжении тысячелетий. Всегда была литература о пандемии, потому что пандемии были всегда. Что отличает литературу о чуме, эпидемии и пандемии, так это стремление попытаться выковать если не какое-то объяснение, то, по крайней мере, смысл смысла из сырого опыта паники, ужаса и отчаяния. Повествование - это попытка предотвратить бессмысленность, а в условиях пандемии литература служит цели, пусть даже отчаянно, остановить кровотечение.
В книгах люди привыкли искать ответы и возможные сценарии развития критической ситуации.
От «Илиады» Гомера и «Декамерона» Боккаччо до «Стенда» Стивена Кинга и «Разрыва Линг Ма» - истории о пандемиях - на протяжении всей истории западной литературы, такой как она есть - предлагают много способов катарсиса, способов обработки сильных эмоций и политических комментариев к ним.
Книги Гиппократа, ныне известные как «Эпидемии», озаглавлены на греческом языке epidemiai. Это название не относится к эпидемиям в том виде, в каком мы их теперь с болью признаем, индивидуальным болезням, которые широко распространяются среди населения.
Болезни и эпидемии – один из ключевых сюжетов в мировой литературе. Как и любое трагическое событие они подлежат многочисленным трактовкам и интерпретациям. Писатели используют их как повод поговорить о «больших темах»: жизни, смерти, любви, чести, несправедливости и горе.
Образ хаоса как эпидемии существует на протяжении всей истории мировой литературы: в книгах античных авторов – Гомера, Софокла, Эсхила, Плутарха, Сенеки, в эпоху Ренессанса у Боккаччо и Шекспира, у Гёте в «Фаусте», мистически – у Эдгара По, жизненно – в романах Шарлотты Бронте и Золя, с позиции морального выбора – у Моэма, аллегорически – у Маркеса. Суть этого образа заключается в том, что люди, объединённые напастью, сражаются с безличными силами природы, не отгораживаясь от мира, не погружаясь в переживание болезни и смерти. Они истово трудятся ради жизни, полноценной, творческой, счастливой.
Объект работы – мировая литература об эпидемиях.
Предмет работы - эпидемии и пандемии в художественной литературе.
Цель работы – рассмотреть эпидемии и пандемии зарубежной и древнерусской литературы от античности до 20 века.
Задачи работы:
- рассмотреть эпидемии в русской литературе: от древнерусской литературы до 20-го века;
- изучить эпидемии в русской литературе 20-го века;
- рассмотреть эпидемии в зарубежной литературе: от античности до 20-го века;
- изучить эпидемии в зарубежной литературе 20-го века.
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Пандемии в истории человечества
1. 1. Эпидемии в русской литературе: от древнерусской литературы до 20-го века
Некоторые ученые считают, что человечество погибнет не от глобального катаклизма, войны, техногенной катастрофы или резкого потепления климата, а от эпидемии, которая уничтожит всю жизнь на планете всего за несколько дней. Если вам кажется, что это в принципе невозможно, обратитесь к истории. За все время существования человечества эпидемии не раз сокращали население Земли по меньшей мере наполовину. И чаще всего это были эпидемии чумы. В России эта смертельная болезнь также собрала свой кровавый урожай. В данном случае такие вспышки происходили не один раз. Самые знаменитые эпидемии чумы бушевали в мире на протяжении четырех столетий, внушая людям настоящий ужас. Даже в фольклоре различных народов отражены вспышки болезни, что свидетельствует об огромном отпечатке, который остается в памяти людей.
Все эпидемии чумы в истории человечества имели ужасные последствия: резкое сокращение численности населения, экономический и культурный упадок, общий регресс и так далее. Если посмотреть на вспышки смертельной болезни под этим углом зрения, то о них следует говорить как о пандемиях. Именно так их называют вирусологи, профессионально занимающиеся изучением чумы.
В истории и науке эпидемия означает общее заболевание. Итак, это слово переводится с греческого языка и означает болезнь, которая мгновенно распространяется на определенную территорию. В то же время число жертв значительно превышает средний уровень. Однако в случае самых известных эпидемий чумы это пандемия.
Этот термин можно объяснить как вспышку болезни, которая охватывает несколько городов и населенных пунктов или даже континентов. Она охватывает большую часть населения и получает широкое распространение. Справиться с пандемией практически невозможно, как и устранить причину ее возникновения. Обычно болезнь проходит сама по себе через некоторое время. Однако, как показывает практика, она может снова вспыхнуть через несколько лет. Вот почему пандемии или эпидемии чумы в России, Европе, Азии и Африке носили циклический характер. Иногда они повторялись через пару десятилетий, а иногда между вспышками могло пройти целое столетие.
Сегодня в некоторых странах наблюдаются единичные случаи чумы, но они не становятся эпидемиями. Чаще всего проблема ограничивается двумя-тремя пациентами, которые находятся под контролем эпидемиологов и вирусолога до момента их излечения.
В средние века лечение чумы было в значительной степени уделом религиозных сект и мошенников. Поэтому болезнь быстро распространилась на население и иногда косила целые провинции. О причинах этого мы поговорим сейчас.
Во время вспышки чумы в России или других странах люди говорили, что Черная Смерть пришла на их земли. Ее так емко называют чумой почти все народы, хотя бы раз страдавшие от нее. Сегодня трудно сказать, откуда взялось такое название. Историки утверждают, что ни один письменный источник, сохранившийся с раннего Средневековья, никто не называет чумой. Что заставило людей дать такое название этой болезни?
На этот счет существует две версии. По одной из версий, причиной появления названия "Черная смерть" стал неправильный перевод фразы. В первоначальной версии он означал смерть, забирающая тьму у людей. То есть после того, как он останется черным и пустым.
Однако в конце средневековья это название начало распространяться по всему миру и потеряло свое значение, превратившись в специфическое название смертельной болезни, унесшей жизни миллионов людей.
Но вторая версия объясняет происхождение названия чумы от огромных опухших ран, покрывающих кожу больного. Они имеют темно-бордовый цвет, и по мере прогрессирования болезни они становятся черными. Как только человек полностью покрыт черными пятнами, он умирает. Как кажется нашим современникам, это вполне могло послужить причиной для присвоения чуме звучного названия - Черная Смерть.
Если говорить о бушующих эпидемиях чумы в России, то почти с четырнадцатого века болезнь уже называли черной смертью. Это указывает на то, что наши предки хорошо знали о самой чуме, ее клинических признаках и последствиях, которые привели к болезни. Однако никому еще не удалось защититься от него.
Примечательно, что даже сегодня случаи заражения чумой почти в половине случаев приводят к летальному исходу. И это происходит при высоком уровне современной медицины, которая позволяет излечивать многие заболевания. Ученые до сих пор не знают, почему черную смерть так трудно лечить, хотя бактерия - возбудитель чумы известна давно, как и механизм ее воздействия на организм человека.
1. Основные причины возникновения
В древнерусских летописях содержатся многочисленные указания и о «морах», то есть возникавших на территории Древней Руси эпидемиях. Однако, отдавая должное усердию русских летописцев, оставивших нам описания этих эпидемий, нужно сказать, что делать какой-либо эпидемиологический анализ по их данным не представляется теперь уже возможным прежде всего потому, что совершенно неясно, о каких болезнях в летописях излагаются сведения.
Первое упоминание о «море» относится к 1042 г.: «Иде Володимер сын Ярославль на Ямь и победи я и помроша кони у вои Володимер яко и еще дышющим конем сдираху хзы с них толик бо бе мор в кони» . Московский летописный свод не содержит статьи, относящейся к этому году; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов не упоминают это событие. О характере этой эпизоотии судить трудно. С небольшой долей вероятности можно предположить, что падеж был вызван непривычными для войска Владимира условиями современной Финляндии; столь обширное заболевание лошадей могло быть скорее вызвано общими источниками питания или воды, чем передачей заразы от одного животного другому.
1230 год ознаменовался значительной эпидемией в Смоленске, о чем, как ни странно, упоминает только Московский летописный свод. «Вероятно, здесь летописец несколько преувеличил последствия эпидемии: если верить его данным, всего погибло 32000 человек. Откуда пришла эта болезнь, судить трудно: в это же время в Старом Свете мы не встречаемся с подобной заразой. Здесь только в 1224 г. чума свирепствовала в Италии» .
Историю эпидемий четырнадцатого века открыла пандемия, сочетавшаяся с эпизоотией и вызвавшая голод, во всей русской земле, в 1309 г.: «Того же лета бысть мор на люди и на кони и на всякий скот, и жито всякое мышь поела, и того ради и дорогов бысть велика и глад велик бысть по всеи земли русскои» . Примечательно, что ни Лаврентьевская, ни Новгородская первая летописи не содержат сведений о событии такого масштаба.
Затем снова разразилась страшная эпидемия, на этот раз она началась на низовьях Волги и затем распространилсь дальше на север. Особенно пострадали города Нижний Новгород, Рязань, Коломна, Переяславль, Москва, Тверь, Владимир, Ярославль, Суздаль, Дмитров, Можайск,Волок, Кострома и Белозерск. В Москве и Твери эпидемия продолжалась и в 1365 г., и в том же году она появилась в Торжке, Ростове и Пскове.
Смертность в эту эпидемию была ужасная, мертвых не успевали хоронить, в одну могилу хоронили по 5-10 и более трупов; в день умирало по 2-30 человек, а местами даже до 100 и более. Многие города и села запустели, множество домов совершенно вымерло.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абелюк, Е.С. История русской литературы XX в. / Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов. - М.: НЛО, 2009. - 352 c.
2. Григсби БЛ. Мор в средневековой и ранней современной английской литературе / Б. Л. Григсби. - Лондон: Рутледж; 2014. – 234 c.
3. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века в 2 т. том 2: Учебник для академического бакалавриата / Б.А. Гиленсон. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 417 c.
4. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы. практикум.: Учебное пособие для академического бакалавриата / Б.А. Гиленсон. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 499 c.
5. Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.) / Ж. Делюмо. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 243 с.
6. Жук, М.И. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века: Учебное пособие / М.И. Жук. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 224 c.
7. История античной литературы / Проф. И. М. Тронский. - 5-е изд. – М.: Высшая школа, 1988. - 464 с.
8. Кириллина, О.М. Русская литература: теоретический и исторический аспекты: Учебное пособие / О.М. Кириллина. - М.: Флинта, 2011. - 120 c.
9. Кук Дж. Наследие чумы в литературе, теории и кино. Хаундмиллс / Дж. Кук. - Пэлгрейв Макмиллан. - (Великобритания), 2009. – 254 с.
10. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: Учебник / В.В. Кусков. - М.: Высшая школа, 2017. - 343 c.
11. Мында Н. Б. Образ чумы в мировой литературе / Н. Б. Мында // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 21 (681). — С. 88-99.
12. Никола, М.И. История зарубежной литературы средних веков: Учебник для академического бакалавриата / М.И. Никола, М.К. Попова, И.О. Шайтанов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 451 c.
13. Успенский, Михаил Гиперборейская чума / Михаил Успенский, Андрей Лазарчук. - М.: Азбука, 2018. - 416 c.
14. Шайтанов, И.О. История зарубежной литературы эпохи возрождения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.О. Шайтанов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 699 c.
15. Литературные произведения русских писателей, созданные в период эпидемий [Электронный ресурс] / URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/4578 (дата обращения 02.10.2021).