Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении всего периода развития педагогической и психологической наук особый интерес вызывал вопрос о роли социальной среды в развитии личности. Современное состояние исследований данного вопроса можно, с одной стороны, охарактеризовать как многогранное, однако с другой стороны – как разрозненное.
Особый интерес при этом представляет проблема отношения к ребёнку в семье в качестве фактора развития основы социальных навыков и человеческой психики. Ведь человек выступает в качестве субъекта социальных взаимоотношений, поэтому его общее развитие напрямую зависит от того, каким образом будут формироваться его отношения с другими людьми. При этом большинством учёных особое влияние отводится семье, так как основа человеческих взаимоотношений закладывается именно в ней. Верно выстроенные взаимоотношения родителей с ребенком – это гарантия нормального его нравственного и психического развития.
Актуальность рассмотрение темы «Влияние семьи на процесс обучения младших школьников» обусловлена совокупностью следующих факторов. Во-первых, младший школьный возраст – это период перехода к новому виду основной деятельности – то есть от игровой к учебной. А любой переходный период всегда сложен. Во-вторых, именно семья способна оказать весьма существенное влияние на процесс обучение младших школьников.
Цель данной работы: определение специфики влияния родителей на процесс обучения младших школьников.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме влияние семьи на процесс обучения младших школьников;
2) проанализировать ключевые понятия исследования: «семья» и «семейное воспитание»;
3) изучить стили семейного воспитания.
Объект исследования – влияние семейного воспитания на развитие ребенка.
Предмет – особенности влияние семьи на процесс обучения младших школьников.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как: Е.С. Амелина, О.В. Андреева, П.П. Блонский, Л.И. Захаров, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Костина, Т.Л. Кузимишина, Л.Д. Кэмпбелл, Р.З. Лафишева, М.В. Матюхина, А.В. Махиянова, А.В. Микляева, А.А. Пермякова, А.П. Петровский, Л.Г. Саготовская, А.Р. Хасаншин, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Методы исследования: анализ документных источников, метод сравнения и сопоставления, метод табличного предоставления данных, синтез полученной информации.
Теоретическое значение работы заключается в конкретизации представлений о семье, семейном воспитании, стилях семейного воспитания и их влиянии семьи на процесс обучения младшего школьника.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и заключения.
Глава 1. Семья и семейное воспитание: понятийный и функциональный аспект
1.1 Семья: понятие и роль в воспитании
Воспитание являет собой специально организованный процесс предъявления одобряемых социально ценностей, и образцов поведения и нормативных качеств личности. Иными совами, это процесс приобщения индивида к должному и общему. Существенное воспитательное влияние на формирование личности ребенка оказывает именно семья. Семья – это, в первую очередь, индивидуальное понятие как для каждого в отдельности, так и для общества в целом. Однако «семья» для каждого индивида не просто слово. Для него это жизнь, со своими проблемами и трудностями, радостями и испытаниями.
Слово «семья» в Толковом словаре Д.Н. Ушакова трактуется в следующих двух значениях: 1) группа людей, которая состоит из родителей, детей, внуков, а также ближних родственников, проживающих вместе; 2) отдельная организация, группа людей, и сплоченная общими интересами [23].
В свою очередь слово «семья» в Толковом словаре С.И. Ожегова также имеет несколько значений: 1) это группа вместе живущих близких родственников; 2) это объединение людей, которые сплочены общими интересами.
В современном «Толковом словаре обществоведческих терминов» понятие семьи расширяет. Семья в указанном издании понимается как группа людей, которые соединены узами родства (то есть по браку, крови и т.п.) и одновременно выполняют определенные социальные функции (то есть это репродуктивные, воспитательные, коммуникативные, экономические, регулятивные, а также рекреативные. Семья считается исторической категорией [28, 381].
С позиции социологии семья представляет собой основанную на браке либо кровном родстве малую группу, члены которой напрямую связаны взаимной помощью, общностью быта, правовой и моральной ответственностью. Она выступает в качестве основы продолжения жизни человечества, является источником совершенствования духовного мира человека [13; 18].
В педагогических изданиях понятие «семья» трактуется схожим образом.
Например, в Российской педагогической энциклопедии под семьей понимается основанная на браке либо кровном родстве малая группа, все члены которой связаны между собой общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. В семье отношения, которые обусловлены различием полов, а также половой потребностью, находят свое проявление в форме нравственно-психологических отношений. Семья как социальное явление изменения претерпевает в связи с развитием общества; но прогресс форм семьи имеет относительную самостоятельность [20, c. 198].
В любом случае, традиционно основным институтом воспитания, а также психического развития выступает семья. Все то, что в детские годы ребенок приобретает в своей семье, он затем сохраняет на протяжении всей своей жизни. Значимость семьи в качестве института воспитания связана с тем, что ребенок в ней находится на протяжении существенной части своей жизни, и по продолжительности своего воздействия на личность практически ни один из институтов воспитания не способен сравниться с семьей.
Именно родители составляют самую первую общественную среду ребенка. При этом, если любовь к родителям в первые годы жизни, обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, то родительская любовь по мере взросления ребенка все больше начинает выполнять функцию поддержания как безопасности внутреннего, так и психологического и эмоционального мира индивида [25, c. 46].
В семейных условиях складывается свойственный исключительно ей эмоционально-нравственный опыт, а именно: идеалы и убеждения, ценностные ориентации и оценки, отношение к окружающим людям, также к деятельности. Предпочитая отдельную систему эталонов и оценок ценностей (духовных и материальных), семья определяет в значительной степени содержание и уровень эмоционально-волевого развития ребенка. В связи с этим семья способна выступать и в качестве положительного, и в качестве отрицательного фактора развития у ребенка эмоционально-волевой сферы.
Ребенок в семье приобретает свой первый эмоциональный опыт, и при этом данный опыт он может быть весьма разным [12]:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – Москва: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. С. 131-140. – Текст: непосредственный.
2. Андреева, О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников / О.В. Андреева. – Текст: непосредственный // Вестник евразийской науки. – 2014. – № 5. С. 23-32
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 234 с. – Текст: непосредственный.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Пед. о – во России , 2016. – 488 c. – Текст: непосредственный.
5. Гегель. Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч.З. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель. – Москва: Наука, 1969. – 298 с. – Текст: непосредственный.
6. Захаров, Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / Л.И. Захаров. – Санкт-Петербург: Медицина, 2018. – 216 с. – Текст: непосредственный.
7. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. – Воронеж, 1999. – 364 с. – Текст: непосредственный.
8. Кле, М. Психология детей и подростков / М. Кле. – Москва: Педагогика, 2011. – 176 с. – Текст: непосредственный.
9. Комкова, Е.И. Современные исследования когнитивно-личностного развития на разных этапах онтогенеза / Е.И. Комкова. – Текст: непосредственный // Психология. – 2011. – Т. 8. – № 3. – С. 139–146.
10. Костина, Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста : автореф. дис. .канд. психол. наук / Л.Н. Костина. – Санкт-Петербург, 1992. – 15 с. – Текст: непосредственный.
11. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузимишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова. – Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16-23.
12. Кэмпбелл, Л.Д. Родственные связи в более поздней жизни / Л.Д. Кэмпбелл, А. Коннодис. – Текст: непосредственный // Журнал семейных проблем. – 2016. – №20. – С. 114-118.
13. Лафишева, Р.З. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Р.З. Лафишева. – Черкесск, 2006. – 24 с. – Текст: непосредственный.
14. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – Москва, 2014. – 198 с. – Текст: непосредственный.
15. Махиянова, А.В. Социализация личности в современных условиях / А.В. Махиянова. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2019. – 234 с. – Текст: непосредственный.
16. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 248 с. – Текст: непосредственный.
17. Памела С. Марр, С. Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях / Памела С. Марр, С. Кеннеди // Помощь родителям в воспитании детей. перев. с англ. – Москва: Прогресс, 2002. – 224 с. – Текст: непосредственный.
18. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Современное слово», 2015. – 720 с. – Текст: непосредственный.
19. Петровский, А.П. Дети и тактика семейного воспитания / А.П. Петровский. – Москва: Знание, 2011. – 96 с. – Текст: непосредственный.
20. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – Москва: Большая рос. энцикл., 1993-1999. – Т. 2. – 876 с. – Текст: непосредственный.
21. Саготовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Саготовская. – Томск: Изд-во Универститет, 2011. – 64 с. – Текст: непосредственный.
22. Семья в психологической консультации / под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. – Москва: Педагогика, 2009. – 208 с. – Текст: непосредственный.
23. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. URL: http://ushakova-slovar.ru/description/semia/69200 (дата обращения 14.10.2021). – Текст: электронный.
24. Хасаншин, А.Р. Семейное воспитание. Семейная педагогика / А.Р. Хасаншин. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3. – С. 31-35.
25. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – Москва: Владос-Пресс, 2016. – 298 c. – Текст: непосредственный.
26. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО6Пресс, 2017. – 512 с. – Текст: непосредственный.
27. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер В.В. Юстицкис. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 656 с. – Текст: непосредственный.
28. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов Н.Е. Яценко. – Санкт-Петербург: Лань,1999. – 528 с. – Текст: непосредственный.
29. Baumrind, D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. P. 1-103.
30. Baumrind, D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass Publishers, 1989. P. 349-378.