Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гражданско-правовое регулирование унитарных предприятий до принятия Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» было явно недостаточным. Гражданский кодекс посвятил этой разновидности коммерческих организаций всего три статьи (ст.ст.113-115), возложив бремя более детального регулирования на специальный закон.
Принятие же Федерального закона РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», его действие и практика реализации свидетельствуют о том, что он вполне эффективно реализует свои нормы и институты на федеральном и муниципальном уровнях.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей особенности гражданско-правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объект исследования – государственные и муниципальные предприятия.
Предмет исследования - государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права
Цель работы – исследовать государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
изучить правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных предприятий;
раскрыть понятие и особенности управления государственными и муниципальными предприятиями;
рассмотреть право хозяйственного ведения и его особенности;
охарактеризовать имущество на праве оперативного управления;
изучить закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями;
выявить проблемы реформирования государственных и муниципальных предприятий.
В исследовании использовались исторический и сравнительно-правовой методы, системный и функциональный подходы.
Теоретическую основу исследования составили
научные труды ученых-правоведов по гражданскому праву в сфере регулирования статуса и деятельности унитарных предприятий.
В работе также были использованы нормативно-правовые акты, как непосредственно регулирующие особенности статуса и функционирования унитарных предприятий, так и в целом рассматривающие вопросы института юридических лиц.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Общая характеристика государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права
1.1. Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных предприятий
Правовое положение унитарных предприятий определено в Конституции РФ, Гражданском Кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, принятым в соответствии с ГК РФ Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в других нормативных актах (например: Постановлении Правительства РФ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»; Постановлении Правительства РФ «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий»).
В Конституции РФ 1993 [1] года прямо и непосредственно закреплено право управления государственным имуществом за различными ветвями власти в сфере их компетенции (п. «г» ст. 114 и п. 1 ст. 132).
Говоря о ГК РФ [3], то здесь к деятельности рассматриваемых субъектов применимы общие положения о юридических лицах, а также § 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» 4 главы части 1 ГК РФ. Впрочем, указанный параграф содержит в настоящий период всего 2 статьи, устанавливающие основные положения об унитарном предприятии (ст. 113 ГК РФ), а также создание унитарного предприятия и его уставный фонд (ст. 114 ГК РФ).
Бюджетным кодексом РФ [2] определяются бюджетно-финансовые отношения между собственником имущества (в лице органа исполнительной власти) и унитарными предприятиями.
Пункт 1 ст. 42 БК РФ однозначно определил, что часть прибыли муниципальных и государственных унитарных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей становится доходом бюджета. Ст. 78.2 БК РФ регулирует представление субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной (государственной) собственности и приобретение недвижимого имущества в такую собственность. Ст. 79 БК РФ предусматривает порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной (государственной) собственности. Статьей 116 БК РФ предусмотрено, что государственные гарантии РФ не предоставляются для обеспечения выполнения обязательств муниципальных и государственных унитарных предприятий, за исключением ФГУП. Ст. 266.1 БК РФ указывает на унитарные предприятия как на объекты муниципального (государственного) финансового контроля.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ по своей структуре практически охватывает все правовые вопросы функционирования данного государственного института: правовое положение муниципального унитарного предприятия и государственного унитарного предприятия; обязанности и правомочия собственников имущества предприятия; порядок создания, ликвидации и реорганизации унитарного предприятия.
По значимости предусмотренных положений, в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ можно условно, выделить следующие из них.
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная на закрепленное за ней имущество правом собственности. Необходимо отметить, что согласно норме п. 1 ст. 50 ГК РФ как коммерческая организация унитарное предприятие в качестве главной цели деятельности предполагает получение прибыли [6, с. 37].
В форме унитарных предприятий создаются только муниципальные и государственные предприятия. Имущество рассматриваемого предприятия на праве собственности принадлежит Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию.
Имущество принадлежит унитарному предприятию принадлежит на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления, оно неделимо и не может распределяться по вкладам (паям, долям), в т. ч. между работниками такого предприятия. Без получения согласия собственника предприятия не вправе реализовывать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, отдавать его в залог, сдавать в аренду, вносить как вклад в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или другим способом распоряжаться таким имуществом. Одновременно, согласно ГК РФ и Федеральному закону от 14.11.2002 N 161- ФЗ у собственника имущества имеются значительные полномочия по управлению предприятием.
Хотя в ГК РФ праву оперативного управления и хозяйственного ведения посвящена полная глава (гл. 19 ГК РФ), ни в данном, ни в других нормативно-правовых документах прямой дефиниции упомянутых прав не наблюдается. Исходя из этого можно заключить, что хозяйственное ведение (и оперативное управление) - форма предоставления унитарным предприятиям государственного имущества на особых условиях для достижения целей и осуществления функций, установленных собственником имущества.
Одновременно необходимо отметить, что собственник имущества при оперативном управлении имеет больше прав, чем при представлении собственности в хозяйственное ведение. Например, норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, разрешает собственнику изъять неиспользуемое или используемое вразрез назначению, а также излишнее имущество, и распорядиться им по собственному усмотрению [10, с. 117].
Унитарное предприятие не может создавать другое унитарное предприятие посредством передачи части имущества (т. е. дочернее предприятие).
В законе однозначно регламентирована недопустимость создания унитарного предприятия на основе объединения имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2020).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - ст. 4746.
5. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 451 с.
6. Белов, В. А. Юридические факты в гражданском праве: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.
7. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть / Н. Л. Бондаренко. – Минск: Тетралит, 2019. – 443с.
8. Гонгало, Б. М. Гражданское право. Жилищное право. Семейное право. Избранное / Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2019. - 256 c.
9. Горбачева, Л.Н. Гражданское право / Л.Н. Горбачева. - М.: Академический проект, 2020. - 922 c.
10. Гражданское право. Особенная часть / Павлова, И.Ю. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 269 с.
11. Гражданское право / ред. С.П. Гришаева. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 484 c.
12. Гражданское право России. Практикум. Часть 2 / Под редакцией П.В. Рамзаева. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 248 c.
13. Гражданское право. - М.: АСТ, Сова, 2019. - 160 c.
14. Гражданское право. - М.: Норма, 2019. - 420 c.
15. Гражданское право. В 3 томах. Том 3. - М.: ТК Велби, 2020. - 800 c.
16. Гражданское право. В 4 томах. Том 2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права / Под редакцией Е.А. Суханова. - М.: Wolters Kluwer, 2019. - 496 c.
17. Гришаев, С.П. Гражданское право в вопросах и ответах / С.П. Гришаев. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 144 c.
18. Зенин, И. А. Гражданское право / И.А. Зенин. - М.: Юрайт, 2020. - 672 c.
19. Иванова, Е. В. Гражданское право России / Е.В. Иванова. - М.: Книжный мир, 2017. - 816 c.
20. Иванова, Е. В. Гражданское право. Особенная часть. Учебник и практикум для СПО / Е.В. Иванова. - М.: Юрайт, 2019. - 344 с.
21. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах (комплект). Сборник научных трудов / Флейшиц, Е.А. - М.: Статут, 2019. – 267 с.
22. Коршунова, Н. М. Гражданское право. В 3 частях. Часть 1 / Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2020. - 704 c.
23. Сергеев, А. П. Гражданское право. Учебник. В 3 томах. Том 3 / А.П. Сергеев. - М.: Проспект, 2020. - 736 с.
24. Спектор, А. А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. - М.: Юркомпани, 2019. - 488 c.
25. Теория функций гражданского права (методологические и Суханов, Е.А. Гражданское право / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2017. - 384 c.