Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно слова, по мнению Л. С. Выготского, является «единицей речевого мышления» [17].
Создание словарного речевого модуля в процессе развития ребѐнка определяется также онтогенезом представлений об окружающей реальности. Расширение взглядов детей о находящемся вокруг обществе совершается в контакте с действительными предметами и действами в ходе неречевой и вербальной деятельности, а также с помощью общения со старшими. Речевой контакт с родителями, их взаимодействие с детьми считается важным обстоятельством их психологического формирования, и одним из основных условий создания речевого концепта.
В связи с тем, что проблемы с отсутствием лексического конструкта значительно усложняют взаимодействие детей с ровесниками и старшими, в таком случае это негативно оказывает влияние на развитие познавательной работы, задерживает процесс овладения устной речью, что приводит к получению плохих оценок в школе.
Однако самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольных конструкций. Глагол имеет большое значение в лексическом модусе индивида: это связующий элемент для построения речи. Согласно концепции В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи» [13]. Изучение глаголов является важным не только в плане лексико-грамматического оформления речи, но и в психологическом и физиологическом плане.
Такие авторы как Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир занимались изучением глаголов как ключевых лексических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и многие другие.
По мнению Г.А. Волковой, организация лексического модуса речи у детей с тяжелой патологией должно сопровождаться формированием и развитием системы предикативного словаря, поскольку предикат есть отношение объекта к действительности: «Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи» [15]. Необходимо проведение коррекции с детьми для правильного употребления глаголов.
По словам ученых (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), развитие лексико-грамматической стороны речи является ключевым и образующим элементом коррекционной системы. Также, особые методы и технологии, направленные на создание предикативной лексики у детей с ОНР в недостаточной степени освещены в научно-педагогической литературе. Стоит отметить, что в сегодня педагогами и логопедами не в полной мере учитывается специфика создания глагольной лексики, недостает адресных практических рекомендаций, для улучшения морфолого-синтаксической и лексико-семантической языковых систем. Комплексная технология организации предикативной лексики должна проходить для детей с ОНР в соответствии с ГОСТом, предъявляемым к коррекционной работе в спец. дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии [9].
В настоящих момент число научно-исследовательских теоретических и эмпирических данных, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с дизартрией недостаточно. Однако исследование специфики глагольной лексики у детей с дизартрией имеет колоссальный смысл для мониторинга дисфункций речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей.
В связи с этим, исследование специфических особенностей нарушений глагольной лексики у детей с ОНР, выявление уровня активного и пассивного словаря, и определение оптимальных путей логопедической работы, является актуальной проблемой настоящего курсового исследования.
Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования - формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
Объект исследования - глагольная лексика детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - процесс формирования и механизмы развития глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедического обучения, направленного на формирование глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР, выявить основные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Гипотеза исследования: исходит из того, что порождение речевого высказывания идѐт за счѐт предикатов и их валентностей (А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев), но развитие фразовой речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня значительно затруднено, вследствие несформированности грамматического структурирования речевого высказывания (предикации).
Таким образом, есть предположение, что предложенная коррекционная работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР, будет способствовать полноценному развитию речи
В соответствии с выдвинутой гипотезой определились задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость и продуктивность системного изучения трудностей освоения глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР.
2. Разработать оптимальную методику изучения глагольной лексики и экспериментальным путем изучения уровня развития глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР.
3. Апробировать содержание логопедической работы по преодолению недостатков глагольного словаря у детей и у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Методы исследования:
1. Изучение теоретической литературы по теме исследования.
2.Эмпирические методы: социологические методы исследования (беседа, включенное наблюдение), констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
3. Количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования являются: - представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев); - концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); - психолингвистический подход к исследованию механизмов формирования предикативной лексики (H.H. Жинкин, А.Р. Лурия, A.M. Шахнарович).
Теоретическая и практическая значимость исследования: данное исследование позволяет выявить специфику нарушений глагольной лексики у дошкольников с ОНР, углубить и расширить научные представления о характере нарушений лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией, уточнить симптоматику речевого дефекта у данной категории детей. А так же результаты работы могут быть применены в деятельности учителей-логопедов, воспитателей, психологов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с речевой патологией.
Предлагаемая логопедическая работа может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. Также на основе экспериментального обучения были предложены педагогические методики, способствующие созданию глагольной лексики, что позволяет повысить эффективность коррекционного процесса речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования глагольного словаря старших дошкольников с ОНР.
1.1. Понятие глагольного словаря
Анализируя работы многих авторов, можно заметить, что ведущее положение в системе языка занимает глагольная (предикативная) лексика. Именно глаголу отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей коммуникации. Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как: Р. Е. Левина [13], Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичесва [22], Н. В. Серебрякова [14] и многие другие.
Ядром предикативной лексики являются глаголы, организующие в определённую систему другие части речи. В синтаксисе глагол является сказуемым. Глагол-сказуемое представляет собой структурный член предложения, который образует смысловую связь с подлежащим. Нарушение в овладении глагольной лексикой существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Архипова, в своих работах указывают на ограниченность их глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам (расстройство речи, которое проявляется в трудностях при высказывании или восприятии предложений).
Нарушение в овладении глагольной лексикой существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений.
Таким образом, понимание и использование слова носит ещё ситуативный характер. На формированиие глагольной лексики, влияет не только уровень речевого развития детей, но и форма речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).
В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.
В заменах глаголов обращает на себя внимание, неумение детей дифференцировать некоторые действия, как на это указывает Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. [14], что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет и т. д.).
Для детей с ОНР характерны скудность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения.
Преобладают, в основном, слова, которые обозначают действия, выполняемые детьми ежедневно или наблюдаемые ими (спать, мыть, умываться, одеваться, идти, бежать, и др.). Название действий нередко заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает - шьет); зачастую, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают или не употребляют; много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Наблюдаются замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: открывать — дверь, играть — кукла, или же наоборот.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
3.Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.-.7-14 с.
4.Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексикограмматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов)[Текст] / Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. // Логопедия сегодня. - 2009. - №2 (24). – 48-53 с
5.Валгина, Н. С. Современный русский язык: Учебник [Текст] / Н. С. Валгина, Д. Н. Розенталь, М. И. Фомина / под редакцией Н. С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос, 2002. – 528 с.
6.Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. – 2004. - № 1. – С. 34 – 40
7.Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов , кн. V : Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
8.Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие [Текст] / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96
9.Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. [Текст] / Грибова О.Е. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 48с
10.Даниленко, В. П. История русского языкознания: курс лекций [Текст] / В. П. Даниленко – М.: ФЛИНТА, 2012. – 320 с
11.Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 6- ое изд. [Текст] / Г. А. Золотова – М.: УРСС, 2010. – 368 с.
12.Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям. [Текст] / Ильякова Н.Е. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 32 с.
13.Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – Изд-во: Детство-Пресс, 2012. – 192 с.
14.Коновалова, С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [текст]: автореф. дис. к.п.н.: 13.00.03 / С. Н. Коновалова; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. - М., 2007. – 200 с.
15.Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет: учебное издание [Текст] / Е. М. Косинова. – ЭКСМО, 2009. – 64 с.
16.Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография [Текст] / А. Г. Кузнецова. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. – 152 с.
17.Кутц, П. А. К вопросу о характеристике глагольного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи [текст] / П. А. Кутц // Aktualni Pedagogika – 2016. - № 2. – С. 47-50.
18.Лагутина, А. О. работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. [Текст] / Лагутина А. О. 2006-№11- . 76-80 с.
19.Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
20.Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушения устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – М., 2004. – 71 с.44.
21.Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000.- 56 с
22.Мамаева, С.В. Детское словотворчество: нестандартные словообразовательные модели / С.В.Мамаева // Социальные варианты языка – II: [Текст] / Матер. межд. науч. конф.- Нижний Новгород: Нижегород. гос. Лингв. ун-т им Н.А.Добролюбова, 2003. –206-209 с.
23.Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Микляева Н.В. Дефектология, 2001 - № 2. –.17- 34 с
24.Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – Детство-пресс, 2016. – 704 с.
25.Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 150 с.
26.Поваляева, М.А. Справочник логопеда. [Текст] / - Ростов на-Дону: «Феникс», 2003. 448с.
27.Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. [Текст] / Смирнова Л.Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
28.Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. [Текст] / Соботович Е.Ф.- М., Классик Стиль, 2003. - 23-27 с.