Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития образовательная политика государства выстроена таким образом, чтобы дети с разными способностями и возможностями имели доступ образованию на всех его уровнях. Доступность качественных образовательных услуг для всех детей подкреплена законом «Об образовании в РФ» [15]. Дети, имеющие отклонения в психо-физиологическом развитии должны получать квалифицированную помощь в коррекции недостатков на самых ранних этапах обучения, то есть в детском саду.
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с несовершенной речью и некоторыми трудностями произношения. Особую категорию воспитанников ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). По данным РОССТАТ ОНР встречается у 40% детей дошкольного возраста, один из распространённых вариантов которого – ОНР III уровня [17]. ОНР представляет собой совокупность различных речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Исследования возрастных психологов, педагогов, логопедов подтверждают возможность успешной работы по развитию речи, а именно фонетической ее стороны у детей с ОНР III степени в дошкольном возрасте.
Необходимость своевременного формирования фонетической стороны речи у детей с речевой патологией описывается в ретроспективных исследованиях отечественных ученых: В.И. Бельтюков [2], Г.И. Жаренкова [6], Г.А. Каше [7], В.А. Ковшиков [8], Р.И. Лалаева [9], Р.Е. Левина [10], Н.А. Никашина [13], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [18, 19]. Сейчас формирование фонетического восприятия относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР. Несформированность фонетического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Таким образом, цель настоящего исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности фонетической стороны речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Объект исследования: фонетическая сторона речи.
Предмет исследования: особенности развития фонетической стороны у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Согласно цели исследования, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) рассмотреть общие характеристики ОНР III уровня;
2) раскрыть особенности формирования фонетической стороны у детей 5,5-6 лет в норме онтогенетического развития;
3) выявить особенности формирования фонетической стороны у детей 5,5-6 лет у детей с ОНР III уровня;
4) эмпирически обосновать особенности формирования фонетической стороны у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня: описать организацию и методики исследования, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, логопедической литературы, а так же законодательной базы из области образования; эмпирические – диагностика, качественный и количественный анализ результатов исследования, методы описательной математической статистики.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из 32 страниц, введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, содержит 2 рисунка и 7 таблиц.
Глава I. Теоретические аспекты исследования фонетической стороны у детей 5,5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
1.1. Характеристика общего недоразвития речи III уровня
Научный коллектив НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е годы XX столетия обосновал явление общего недоразвития речи в теории. Обоснование было дано согласно полученному экспериментальному материалу в процессе исследования разнообразнейших форм речевых патологий дошкольников. Над этим вопросом работала Левина Р.Е. со своим штатом сотрудников: Г.И. Жаренковой [6], Н.А. Никашиной [13], Г.А. Каше [7], Т.Б. Чиркиной, Л.Ф. Филичевой [18, 19].
Результатом труда советских ученых стало первое определение ОНР. Общее недоразвитие речи – это такая форма речевой аномалии, при которой происходит нарушение формирования компонентов системы речи. Данное определение относится к детям, имеющим нормальный слух и первично сохранный интеллект.
ОНР у ребенка можно определить по ряду симптомов: позднее появление речи, бедный словарный запас, неграмотная речь, нарушение звукопроизношения и словообразования. ОНР может быть выражено в разных степенях: ребенок может только «лопотать» или вовсе ничего не произносить, а может иметь развернутую речь с некоторыми грубыми ошибками.
Анализируя психолого-логопедическую литературу, мы выделили пару основополагающих подходов к классификации ОНР:
1) Левина Р.Е. предлагает психолого-педагогический подход [10];
2) Мастюкова Е.М. предлагает клинический подход [12].
Данные подходы описывают ОНР с разных точек зрения, взаимно дополняя друг друга и решая ряд общих задач:
1) задачу комплектования детских групп с патологией речи;
2) задачу целенаправленной эффективной логопедической работы с учетом симптомов у ребенка и механизма речевого нарушения.
Таким образом, выделены четыре уровня ОНР, отражающие состояние языковых компонентов у детей [14]:
1) I уровень — дети, у которых речи как таковой нет.
2) II уровень – дети, у которых есть зачатки речи, очень бедный активный словарный запас, а имеющиеся в словаре слова часто употребляются неправильно.
3) III уровень – дети, у которых речь развернута, но присутствуют дефекты в её звуковой и смысловой сторонах.
4) IV уровень – дети, у которых присутствуют лишь некоторые упущения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической речевых сторон.
Р.Е. Левина работала над описанием первых трех уровней. С детьми IV уровня работала Филичева Т.Б.
Мастюкова Е.М., утверждая неоднородность состава категорий детей с ОНР, по клиническому признаку делит их на три группы [12]:
1) неосложненные формы ОНР – наблюдаются у детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию: недостаточную регуляцию мышечного тонуса, моторной дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы;
2) осложненные формы ОНР – наблюдаются у детей, имеющих неврологические и психопатические синдромы: церебрастенические, гипертензионно-гидроцефалические, судорожные, гипердинамические.
3) грубое ОНР – наблюдается у детей, имеющих органические поражения речевого отдела мозга.
Различная природа дефектов не исключает у детей с ОНР сходные проявления:
1) ребенок очень поздно начинает говорить, говорит замедленно и своеобразно; при этом первое слово родители слышат лишь к трем-пяти годам;
2) речь ребенка безграмотна, не имеет фонетического оформления, при этом, как правило, ребенка понимают только родители;
3) ребенок «не хочет» говорить, ему проще указать на предмет, а не произнести его название; при этом, не смотря на возраст, ребенок не достаточно критикует собственный дефект.
Для того, чтобы определить ребенка с ОНР на обучение в специальное учреждение, и подобрать для него адекватную коррекционную программу, родители и педагоги-воспитатели должны предпринять все действия, направленные на то, чтобы понять структуру возникшего дефекта, выделить причины, лежащие в их основе, соотношение первичных и вторичных нарушений. Правильная, не агрессивная позиция родителей дает ребенку все шансы на благополучное обучение в школе.
Хотя, современная образовательная политика государства предусматривает обучение детей с ОНР III уровня по общим общеобразовательным программам ДОУ наравне с другими детьми. Данный факт подкрепляется на законодательном уровне в ФЗ «Об образовании» и ФГОС ДО [15, 16]. К детям с ОНР III степени подбирается индивидуальный подход в обучении, педагоги ДОУ тесно сотрудничают с родителями, и, как правило, достигают положительных результатов.
Не смотря на изученность проблемы, в современных ДОУ вопрос скорейшей идентификации проблем речи практически невозможен. Для этого нужны специалисты узкого профиля – дефектологи, логопеды, неврологи. Они же помогают родителям выбрать адекватные методы коррекции.
На сегодняшний день отмечают ряд наиболее часто встречаемых причин возникновения ОНР:
1) негативное воздействие на плод во внутриутробном развитии: высокий токсикоз, перенесенные матерью инфекционные заболевания;
2) негативное воздействие на ребенка в родовом процессе: родовая травма, удушение, использование акушерских щипцов;
3) негативное воздействие на ребенка в начальные годы жизни: тяжелые заболевания, неудовлетворительные условия ухода.
ОНР может стать следствием более сложного системного нарушения речи, такого как: различные типы алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикание.
Гусманова Э.Ф. описывает некоторые психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня [5]:
1) Дети с III уровнем ОНР имеют стойкое отклонение в усвоении и применении грамматики. Неграмотная речь является следствием недостаточного понимания морфологической структуры слова.
2) Дети затрудняются в понимании сложной логико-грамматической конструкции, выражающей причинно-следственную и временно-пространственную связь. Разговаривая, ребенок всегда использует простейшие предложения.
3) Дети с III уровнем ОНР делают множество ошибок при употреблении простых предлогов, так же практически не используют в речи сложные предлоги.
4) Экспрессивная речь пестрит ошибками в процессе грамматического изменения слов. Чаще всего возникают ошибки слово-замены, согласования прилагательного, числительного с существительным в роде, числе и падеже. Дети часто допускают ошибки при использовании простых и сложных предлогов.
5) Дети с ОНР III уровня практически не владеют морфологическим составом слова:
1. наблюдаются затруднения в образовании существительных с помощью суффиксов (козлята – козючата; мисочка – миситочка; дверца – дверочки);
Показать больше