Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что в управлении образованием именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования. В настоящее время в муниципальных образованиях разрабатываются современные модели и методы управления образованием, создаются новые управленческие структуры, реализуются программы развития системы образования. Именно на муниципальных руководителей возлагается ответственность за развитие образования в регионе: от решения бытовых финансовых проблем до вопросов социальной защиты детей, от контроля за финансовой дисциплиной до системы повышения квалификации кадров. Представляют интерес слова Президента РФ в своем последнем послании Федеральному Собранию РФ: «мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят были бы равные возможности для успешного жизненного старта.
Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий, - отметил В.В. Путин. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования. И конечно, нужно взять все самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально, конечно, новой, современной основе, с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов». Итак, сложность управленческих проблем, определяющих характер преобразований муниципального управления образованием, требует новых механизмов, путей, способов и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием, что подчеркивает актуальность исследования.
Объектом исследования является процесс планирование развития муниципального управления в области образования.
Предметом исследования является управленческие отношения в области муниципального образования города Армавир, Краснодарского края.
Цель исследования – рассмотреть планирование развития муниципального образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
охарактеризовать понятие планирования развития муниципального образования;
изучить муниципальную политику в области образования;
изучить организационно-правовую характеристику деятельности Управления образования города Армавир, Краснодарского края;
рассмотреть приоритетные направления деятельности Управления образования города Армавир, Краснодарского края;
охарактеризовать проблемы развития системы образования города Армавир, Краснодарского края;
определить предложения по решению проблем развития системы образования города Армавир, Краснодарского края.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе теоретических основ развития системы образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений по повышению эффективности развития системы образования, которые можно рекомендовать для внедрения и другим муниципальным образованиям.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие планирования развития муниципального образования
Муниципальные образования являются важным элементом политической системы общества, поскольку решают политические, экономические, социальные и иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах планировании развития местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований .
Рассмотрим основные виды муниципальных образований в Российской Федерации, которые существуют в настоящее время. От полноценности внедрения стратегии развития напрямую зависит уровень результативности основных процессов, протекающих и в отдельном регионе, и в государстве.
Определение целей и задач развития, обеспечение взаимосвязи между обществом, бизнесом и властью, привлечение к принятию решений и их реализации части городского сообщества – являются основными направлениями стратегического планирования на муниципальном уровне.
Стратегический план – это документ, включающий в себя цели и задачи планирования, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие территории, разработанную стратегию, а также методику ее реализации.
Стратегия развития муниципального образования – поэтапный план действий с целевой ориентацией в долгосрочной перспективе. Стратегия разрабатывается с учетом ценностей населения, конкурентных, ресурсных и экономических возможностей. Целью стратегии является демонстрация перспективы обществу, инвесторам, власти, бизнесу. Стратегия развития муниципального образования представляет собой определение направлений развития и включает:
определение целей и задач развития муниципального образования в долгосрочной перспективе;
выявление направлений, способных достичь поставленных целей и решить поставленные задачи;
выбор оптимальных программ, соответствующих имеющимся ресурсам. Стратегическое планирование позволяет определить направления повышения эффективности управления, устойчивого развития территорией в будущем.
Субъекты и институты стратегического планирования муниципального образования представлены на рисунке 1.
Все интересы имеют единую цель – обеспечение устойчивого развития территории. Таким образом, стратегический план включает в себя интересы всех субъектов. Положительные результаты стратегического планирования развития муниципального образования зависят от слаженной деятельности всех субъектов. Необходимо отметить главные проблемы, возникающие при стратегическом планировании развития муниципального образования. Первая проблема – это недостаточное финансовое обеспечение. Муниципальная власть должна иметь достаточные финансы, которыми смогут свободно распоряжаться, согласно своим полномочиям. Вторая проблема – слабые взаимоотношения между населением, коммерсантами и органами муниципального управления. Прозрачности расходов способствует координация и взаимный контроль коммерсантов и муниципальной власти, в основе которых стоит стратегический подход к развитию муниципального образования. Также отметим, что современные муниципальные образования нуждаются в эффективных управленцах, способных к решению сложных задач, так как у каждого муниципального образования есть свои особенности.
Согласно законодательству нашей страны, выделяют следующие виды муниципальных образований: сельские, городские, имеющие общую поселенческую территорию. Также это понятие применимо к населенным пунктам, обладающим бюджетом, собственностью, в которых существует местное самоуправление. Подобные признаки являются юридическими, но можно перечислить и социальные и экономические факторы, влияющие на способность конкретных регионов относительно получения ими данного статуса.
Поддержка населения со стороны местных властей имеет особое значение для развития населенных пунктов. Различные виды муниципальных образований обладают разными хозяйствующими субъектами, способными приносить экономическую прибыль. Это сказывается на заинтересованности инвесторов, их желании вложить средства в развитие населенного пункта.
Выделяют следующие виды муниципальных образований в РФ:
1. Городское поселение. Это понятие относится к крупным поселкам или небольшим городам, в которых местное самоуправление реализуется жителями без привлечения посредников. Самоуправление осуществляется благодаря выборным органам, функционирующим на территории населенного пункта.
2. Сельское поселение. К данному термину относятся хутора, кишлаки, деревни, аулы, села, станицы. Самоуправлением в таких территориях занимается политически активное население.
3. Муниципальный район. В данную категорию попадают поселения, которые объединены одной территорией. Самоуправление в них осуществляется по схеме, аналогичной предыдущим категориям. Населению передаются некоторые полномочия, определяемые законами Российской Федерации.
4. Внутригородская часть. Подобные виды территорий муниципальных образований имеют федеральное значение. Они находятся внутри города, допускают самоуправление .
В Конституции РФ закреплены три важных нормы определения территориальной базы управления: реализация управления в сельских, городских, иных территориях; учет местных традиций и исторических корней; корректировка границ территории осуществляется только с согласия населения. В современной практике применяют два основных варианта территориальной планировании развития местного самоуправления: поселенческий и территориальный. Первый способ зародился в средневековом городском управлении в Западной Европе.
Самый последовательный вариант поселенческого принципа был реализован во Франции. Здесь в конце восемнадцатого века были созданы муниципалитеты в каждой провинции, поселении, сельском общине. При выборе территориального способа управления на конкретной территории создают муниципальные образования, в которые входят сразу несколько поселений. Местное самоуправление в подобных территориальных структурах требует вовлечения населения в реализацию публичных задач.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
3. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
4. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172 ФЗ (в ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
6. Государственная программа «Развитие образования» на 2018–2025 годы»: Утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 57 Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.10.2021).
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.r/dok, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
9. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 159-161.
10. Анапченко, М.Ю. Управление образовательными системами. Особенности руководства и лидерства в Российском образовании / М.Ю. Анапченко, П.Е. Овсянкин. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.avpu.pomorsu.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021)
11. Беспалов, П. В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности государственных служащих / П.В. Беспалов. - М.: Каталог, 2017. - 238 c.
12. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
13. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
14. Биликтуева, Г. Д. Проблема частного инвестирования как средство совершенствования системы муниципального образования // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24 апреля 2018 г.) / под ред. В. Ф. Потуданской. – Омск: Изд-во Ом ГТУ, 2018. – С. 198–203. Электронный 58 ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priem-vsovremennyh-usloviyah. – Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
15. Биликтуева, Г. Д. Человеческий капитал как ресурс экономического развития муниципального образования // Подготовка кадров для государственной и муниципальной службы в условиях реформ: диалог власти, науки и образования : материалы Межд. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priem-v-sovremennyh-usloviyah. – Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
16. Ведяева, Е. С. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – Саратов : Вузов. образование, 2019. – 166 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/82669.html – Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
17. Волхонская, К. В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура / К.В. Волхонская // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 124-126. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://moluch.ru/archive/210/51398/. – Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
18. Грищук, В. А. Методы разработки программ стратегического развития муниципального образования / В. А. Грищук // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию образования Новосиб. области, г. Новосибирск, 26–27 сент. 2017 г. : в 3 ч. Ч. 1 / под науч. ред. Е. А. Белой. – Новосибирск : Изд-во Сибир. акад. гос. службы, 2017. – С. 122–131.
19. Иванова, М.И. Статистическое исследование системы образования / М.И. Иванова. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 144 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=2ecf17 f0-f05e-11e3-9335- 90b11c31de4c. - Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
20. Коротина, К. С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование / К.С. Коротина // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №4. – С. 10-12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2796/. – Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
21. Коротков, Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Короткое. - М.: Академический проект, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nashaucheba.ru/v9417/коротков_э.м._управление_качеством_обра зования- Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
22. Курганский, С.М. Управление школой в «режиме развития»/ С.М.Курганский// Школьные технологии. - 2017.- №2. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2002- 2/upravlenie-shkoloiy-v-rejime-razvitiya- Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2021).
23. Лисютин, С.Ф. Инновационные методы бюджетного менеджмента в социально-экономическом развитии региона / С.Ф. Лисютин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
24. Магомедов, Р.М. Проблемы управления развитием муниципальных систем образования / Р.М, Магомедов. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=28179282, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
25. Попов, Е.В. Проектирование реинжиниринга процессов бюджетной планировании развития / Е.В. Попов. [Электронный ресурс] - Режим 60 доступа: http://mevriz.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
26. Пушкарева, Н.В. Перераспределение функций управления в департаменте образования муниципального образования город Краснодар как мера по совершенствованию местного самоуправления / Н.В. Пушкарева [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.amursu.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021).
27. Трошин, Г.А. Бюджетный менеджмент: особенности планировании развития на субфедеральном уровне [Электронный ресурс] / Г.А. Трошин. - Режим доступа: http://www.amursu.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021)
Управление образования администрации муниципального образования город Армавир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uo.armavir.kubannet.ru/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 22.10.2021)