Фрагмент для ознакомления
2
Одной из ключевых проблем в рамках исследования дошкольного возраста является проблема периодизации данного временного отрезка.
Нами была изучена периодизация Д.Б. Эльконина. В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; основные новообразования. Период дошкольного детства автор ограничивает 3 и 7 годами. При этом данный временной отрезок включает три подпериода: младший дошкольный (3-4 г); средний дошкольный (4-5 л); старший дошкольный возраста (5-6 л). В России периодизация Д.Б.Эльконина является наиболее распространенной. На нее будем опираться и мы в данной работе. [39].
Младший дошкольный возраст с 3 до 4-х лет – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность этого перАиода игровая, происходит переход к ролевой игре.
В этом возрасте дети активно формируют первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим сверстникам. Формирование этих навыков происходит более успешно, по критериям педагогического воздействия детского сада и семьи. Моральные ощущения, идеи и способности, которые сформируются у детей в этом возрасте, нравственный навык, который они накапливают, будут почвой их последующего нравственного развития.
В возрасте 3-4 лет ребенок начинает выходить за пределы семейного круга. «К трем годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения с взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения» [10]. Его общение становится более самостоятельным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять те же функции приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается путем развития игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [2].
Игра оказывает большое влияние на ребенка. Прежде всего, в игре дети учится общаться друг с другом, подчиняются правилам и управляют своим поведением.
Главной особенностью игры становится ее условность: выполнение одного воздействия с одним объектом предполагает атрибуцию иных поступков с другими объектами. Главным содержанием игровой деятельности младших дошкольников считаются манипуляции с игрушками и предметами. Длительность игры в этом возрасте очень мала. Младшие дошкольники ограничены игрой с одной или же двумя ролями. Игры с правилами в данном возрасте только лишь начинают свое формирование [1].
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, который имеет много общего с детьми предыдущего этапа, но который требует особого внимания и осторожного отношения со стороны взрослых, но, в то же время, у негo есть качественно новые возможности в овладении навыками, в формулировании идей, в накоплении личного oпыта поведения и деятельности. Для этого возраста свойственна постоянная забота по выполнению рабoты без поддержки взрослого, проявление примитивных типов вербальных суждений о находящейся вокруг среде, формирование новых форм отношений, постепенный переход к групповой форме игровой деятельности.
Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Ребенок уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.
Дети третьего и четвертого года жизни очень нуждаются в любви, внимании со стороны взрослых, стремятся к близости с педагогом. Дети по-прежнему в значительной степени зависят от взрослых. Это связано с отсутствием элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с другими [1].
К трем годам произошли качественные перемены в росте независимости. Это позволяет педагогу предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с друзьями в игре при выполнении заданий вместе со сверстниками, учитывать интересы, желания других, оказывать поддержку. [2]
Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в добрых делах, формирует гуманные чувства, вызывает желание подчиняться, уважительно относится к другим.
Для реализации этих задач педагог использует подражание как особую особенность детей от трех до четырех лет. Взрослый показывает своим примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Для детей младшего дошкольного возраста характера большая эмоциональная отзывчивость, которая позволяет успешно решить проблему воспитания добрых чувств и отношения к окружающим людям. Очень важно, чтобы воспитатель поддерживал положительное эмоциональное состояние у детей: реагирование на предложения, просьбу, чувство сочувствия при виде скорби другого. В детях следует воспитывать любовь к близким, желанием сделать что-то хорошее для них. Это достигается с помощью одобрения, похвалы [17].
Дети младшего дошкольного возраста активно вступают в социальные взаимоотношения, ребенок проявляет интерес к себе подобным. Эта социальная потребность является предпосылкой для развития дружеских отношений, что также является важной образовательной задачей. В отношении детей от трех до четырех лет эта задача заключается в том, чтобы поддерживать чувство радости в общении со сверстниками. В то же время педагог учит детей замечать нарушение правил поведения
В три года особенно важно желание общаться с другими детьми. Степень развития детей позволяет понять действия и речь сверстников, поговорить с ними, договориться о совместной игре, занятиях. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы детей. Все это обязывает педагога формировать способность детей дружить с младшими детьми, заботиться о детях, которые пришли после болезни, учить другого тому, что он сам знает. В играх, в повседневном общении со сверстниками, дети, имитирующие взрослых, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость [11].
В это время происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Мотивы играют важную роль в этом. Мотивация деятельности ребенка, его действия, отношения, способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его морально значимыми мотивами.
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многих отношениях поведение ребенка по-прежнему является ситуативным. В то же время можно наблюдать случаи ограничения собственных мотивов самим ребенком, сопровождаемые устными инструкциями. Самооценка начинает развиваться, и дети в значительной степени ориентированы на оценку родителей и других взрослых. Кроме того, их половая идентификация продолжает развиваться, что проявляется в характере игрушек и предметов [19].
Поскольку дети четырех лет могут выполнять элементарные задачи взрослых, следовать правилам в своем поведении: они начинают понимать простейшие мотивы социальной важности, сделать что-то полезное для сверстников и взрослых. Это требует от педагога организации любой деятельности детей и их поведения таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, в процессе, желанием получить одобрение других и сформировать моральные мотивы – быть необходимо другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают спрос с конкретной ситуацией, и с определенной личностью. И часто одно и то же требование дети выполняют на тех же условиях и не выполняют в других, выступают с одним преподавателем и нарушают запреты других
Дети, даже на четвертом году жизни, не знают, как соотнести понятие моральной нормы с их действиями. Кроме того, у детей очень слабо развит самоконтроль и способность сознательно контролировать свое поведение. В связи с этим они часто оказываются под влиянием чувств, вспыхнувших в сложившихся обстоятельствах, желаний, забывающих о требованиях педагога. Вот почему моральные привычки, действия детей в возрасте до четырех лет часто являются ситуативными по своей природе, т. е. проявляются в одних условиях и не встречаются в других.
Дети учиться, тому что нужно играть вместе, не забирать игрушки, а вежливо спрашивать их, защищать мебель, книги и относиться к ним с осторожностью. У детей формируется осознание того, что нужно любить животных, птиц, растения. Дети начинают понимать, что взрослые заботятся о том, чтобы они комфортно пребывали в детском саду (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к взрослым нужно относиться бережно. Дети понимают, что заботиться о маленьких, помогать взрослым и сверстникам хорошо. У детей формируются представления о правдивости: нужно говорить правду, все рассказать родственникам, наставнику [25].
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают формировать элементарные представления о явлениях социальной жизни и нормах человеческого общения. Решения о преднамеренности, негативизме, упрямстве, свидетельствующие о так называемом «трехлетнем кризисе», часто мешают решению этих задач нравственного воспитания маленьких детей.
К концу третьего года жизни ребенок нуждается в самоутверждении, осознание его «я». Ребенок начинает требовать независимости больших объёмах, чем педагоги, родители склонны его дать. Их запреты вызывают протест. Существует негативизм (ребенку все равно, что делать, он просто делает наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на что настаивает). В малой степени негативизм и упрямство – это нормальные реакции во время кризиса. Бурный кризис у некоторых детей требует специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают необходимость детей конца третьего года жизни в самоутверждения, стремления к независимости и работы по предотвращению возникновения упрямства и негативизма, и если они проявляются у некоторых детей, они направляют свои усилия для их устранения. Воспитание добрых чувств, позитивных отношений, простейших моральных проявлений происходит в повседневной деятельности, в игре, в ДОУ и связано с формированием этих видов деятельности [2].
На четвертом году жизни дети продолжают развивать умственные способности, увеличивая физическую работоспособность, темпы роста. Увеличивает активность ребенка, усиливает его внимание, оно становится более разнообразным и скоординированным. В период от трех до четырех лет дети активно осваивают речь. В этом возрасте происходят значительные изменения в развитии речи: запас слов значительно увеличивается, появляются элементарные суждения об окружающей среде.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. № 5. С. 49 - 53.
2. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и детского сада : учеб. пособие. М.: Владос, 2008. С . 59-68
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1997. 103 с
4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. Сластенина В. А. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 144 с
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирваоние, формы и методы / К.Ю. Белая. М.: Перспектива, 2010. 290 с.
6. Белая К.Ю. методическая деятельность в дошкольной организации [Текст]/ К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 210 с.
7. Бережнова О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения [Текст]/О.В. Бережнова //Управление ДОУ. - 2014.- №5. – С. 32 – 41.
8. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие [Текст]/ Н.А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс, 2008.
9. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогами в ДОУ [Текст]/. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 130 с.
10. Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 c.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология: научное издание М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
12. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведанная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие / сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. 352 с
13. Доронова Т.М., Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья. М.: Линка – Пресс, 2001. 224 с.
14. Дошкольная педагогика: Учеб пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч. [Текст]/ Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. – 459 с.
15. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. М. : Детство-Пресс, 2011. 96 с.
16. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст]/ Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 134 с.
17. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптация детей в ДОУ: практич. пособие М.: Айрис-Пресс, 2006. 112 с
18. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
19. Куликова Т. А. Козлова. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 416 с.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М. 2001. 607 с
21. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 176 с.
22. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие[Текст]/. – М.: Просвещение, 2008 - 432 с
23. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2009. 160с.
24. Мониторинг в детском саду: Научно-метод. пособие [Текст]/ Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-пресс, 2011. – 209 с.
25. Морозова О.П. Хрестоматия по педагогике: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Барнаул, 1999. - 198 с.
26. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
27. Перспективные формы, методы и приемы организации учебново-спитательного процесса: из опыта работы: Международная заочная научно-практическая конференция. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. 264с.
28. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ [Текст]/ В.А. Петровский. – М.: Просвещение. – 2010. - 209 с.
29. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
30. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 208 с.
31. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 966-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
32. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность / М.: Академия, 2009 - 208 с.
33. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика: Курс лекций [Текст]/ Н. П. Сазонова. - СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
34. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
35. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. Академия, 2011. 144 с.
36. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности: Дошкольная педагогика и психология [Текст]/ Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
37. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. СПб. 499 с.
38. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. 132 с.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 383 с.
40. Яркина М.А. Воспитательная работа со студентами в педагогическом колледже // Учебные материалы: ТГПУ. 2011. URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/Yarkina1/1