Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Нынешний уровень развития Российского государства требует очень пристального внимания к решению демографических проблем, которые находятся на уровне национальной безопасности страны. Женщины выполняют очень важную функцию материнства – воспроизводство потомства, поэтому здоровье беременных женщин, заслуживает особого внимания. Снижение уровня рождаемости и повышение числа осложнений беременностей и родов – актуальная проблема в нашей стране.
В нынешнее время отмечается рост общей заболеваемости женщин репродуктивного возраста. Примерно 70% беременных женщин имеют разнообразные патологические состояния. Частота нормальных родов не превышает 31%. У больных матерей рождаются, как правило, больные дети. Эти факторы показывают необходимость более чуткого и внимательного отношения к беременным женщинам. Исследователи отмечают приоритет медицинских знаний на этапе практической поддержки женщин во время беременности.
Изучение беременности и родов сводится к изучению физиологических процессов. Проблема психических состояний беременных женщин изучалась, в основном, лишь с точки зрения психофизиологии, по остальным направлениям имеются лишь отдельные теоретические разработки и незначительное число рекомендаций по коррекции психических состояний женщин в период беременности. Психические реакции, возникающие у женщин с момента развития беременности до ее завершения в настоящее время изучены недостаточно. Как отмечают исследователи, неподготовленные женщины приходят к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности.
Таким образом, актуальность проблемы эмоциональных состояний беременных определяется недостаточной изученностью факторов, влияющих на протекание беременности, а также обоснованностью целей, подходов, средств воздействия на них.
Гипотеза: во время беременности у женщин на фоне гормональных перестроек происходят изменения эмоционально-личностных характеристик и оказание своевременной и эффективной психологической поддержки беременной женщине, благоприятно отразится на течении беременности.
Цель курсовой работы: изучить влияние беременности на эмоционально-личностные особенности женщин.
Задачи:
1.Рассмотреть психологические особенности женщин в период беременности;
2. Изучить влияние повышенной тревожности на беременность;
3.Проанализировать теоретические аспекты взаимосвязи периода беременности и последующего материнства.
Объект: эмоционально-личностные особенности
Предмет: влияние беременности на эмоционально-личностные особенности женщин.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ
В настоящее время проблемы психологического характера, которые связаны с подготовкой женщины к становлению матерью, привлекают внимание огромного числа исследователей. Довольно продолжительный период состояния беременных женщин рассматривались в аспекте их патологических проявлений, нарушений деятельности ЦНС, неврологических расстройств. К особенностям психологических состояний женщин в период беременности относятся:
1. Физиологический уровень. Известен факт, что в период проживания беременности происходят изменения во внешности женщины, изменения телесных ощущений, ритмы функционирования и прочее.
Физиологические изменения, которые непосредственно связанны с беременностью, оказывают влияние на эмоциональный фон женщины, а также частично определены переменами в аффективной сфере, которая характеризуется неустойчивостью и даже противоречивостью. С одной стороны, женщина испытывает чувство радости, удовлетворения и чувство гордости в связи с наступающим материнством, с другой – страх перед взрослением, страхи осложнений в течении беременности и родовой деятельности, сомнение в собственной материнской компетенции и состоятельности.
Также, физиологические изменения, которые происходят с беременной женщиной, зачастую представляют невозможность полноценной сексуальной жизни, что создает или в достаточной степени увеличивает дистанцию в отношениях с мужчиной. В связи с этим, важно формирование психологического принятия происходящих физиологических изменений. [2]
2. Когнитивный уровень. Изменения данной сферы, в основном, проявлены сложностями с логикой и памятью. Вместо привычной для женщины деятельности, часто появляется потребность в уединении. Эти изменения когнитивной сферы связаны с преобладанием работы у беременной женщины правого полушария головного мозга и формированием доминанты беременности. Добряковым И.В. была выдвинута гипотеза, о том, что психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) у разных женщин отличается. Он предположил, что если ПКГД выражен «слабо», т.е. перестройка психики беременной незначительна, то это может отрицательно сказаться на проживании беременности и родов.
Определенные психолого-педагогические знания, связанные с беременностью и материнством, а также формирование гуманитарной и творческой направленности личности вполне может помочь женщине повысить уровень ПКГД. Информация о ходе беременности, родах, послеродовом периоде, особенностям ухода за ребенком привносят в представления беременной женщины о материнстве ясность и конкретность. Это позволяет опредметить общую тревогу. По мере увеличения информированности внушающие опасения моменты становятся рационально осознанными. Знания помогают разрушить мифы, которые окружают беременность и роды, а также вселяют чувство уверенности и ощущение защищенности женщины.
3. Социальный уровень. Изменения в социальной позиции женщины происходят как на макроуровне (социальные институты, государство, религия), так и в микро-сообществе (собственная семья женщины и ее ближайшее окружение: родительская семья, друзья, специалисты, работающие с семьей и пр.). Беременность, являясь особым периодом в жизни женщины, влечет за собой большие перемены в отношениях с людьми, в ее профессиональной деятельности и пр. Женщина перестает быть активным членом социума, меняются ее отношения с мужчиной, формируются новые роли. Все эти обстоятельства вызывают определенный уровень тревоги у женщины.
В рамках психологического сопровождения беременной женщины очень важно акцентировать ее внимание на широкое и дифференцированное представление о социальных ресурсах, а также помочь ей в осознании своих отношений с близкими, взаимных ожиданий, неозвученных обязательств и пр. Кризис, который представляет из себя освоение новой социальной роли (роли матери) по сути представляется кризисом идентичности (К.Н. Поливанова, Дж. Марсиа, И.В. Дубровина, Э. Эриксон,). Формирование этой идентичности достаточно длительный и сложный процесс, сопровождающийся нарушениями психологического благополучия. [9]
Сформировавшаяся готовность женщины к материнству предполагает собой успешность в завершении кризиса идентичности, который, в свою очередь, сопровождается стабилизацией эмоционального состояния, приобретением психологического благополучия, а также осознание и принятие материнской роли. В период психологического сопровождения женщины важно учесть данный феномен и оказывать помощь в формировании значимых материнских качеств, ценностно-смысловых ориентаций, родительского отношения и прочих аспектов.
4. Экзистенциальный уровень. Беременность затрагивает все жизненные основания женщины, обуславливающие серьезные изменения самосознания, отношение к себе, другим людям и к миру в целом. Экзистенциональный уровень охватывает глубокие личностные переживания женщины и имеет своей основой жизненно важные смыслы и ценности. Ценность материнства оказывает определенное влияние на психологическую готовность женщины к беременности и ее эмоциональное состояние в этот период. На когнитивном уровне ценность материнства может проявиться в стремлении к ведению здорового образа жизни, отсутствию вредных привычек, в адекватной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований Беляевских В.С., Зарипова Л.З.Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. № 1. С. 537-545.
2. Добряков, И. В. Перинатальная психология. – 2-е издание. – СПб.: ООО Издательство «Питер», 2015.
3. Захаров, А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение Беременности и родов [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Эксмо, 2010. - 302с.
4. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология [Текст]/ Н.П. Коваленко. М.: Эксмо, 2008. - 304 с.
5. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов : Медико-социальные проблемы: диссертация доктора психологических наук. СПб, 2002. С. 21
6. Мальгина Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты – Екатеринбург, Изд-во Чариод, 2002. – 188с.
7. Мягкова М. А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 69-72.
8. Скрипицкая Т.В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам [Текст] / Т.В. Скрипицкая. М.: Аналог, 2009. - 84 с.
9. Соколова О.А. Личностный кризис женщины в период беременности / Соколова О.А. // Личность и бытие. – Краснодар, 2005. – С. 80-86.
10. Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции. / Под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. – с.- 35-36.
11. Чумакова Г.Н., Сидоров П.И., Щукина Е.Г. Перинатальная психология – СПб.: Специальная литература, 2015.