Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги.
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством.
Предметом исследования выступают показатели бухгалтерской отчетности ПАО «КАМАЗ» за 2018-2020 гг.
Объект исследования – предприятие ПАО «КАМАЗ».
Целью работы является исследование сущности качества выпускаемой продукции, изучение систем управления качеством, анализ качества продукции и формирование основных направления по повышению качества продукции на предприятии ПАО «КАМАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить качества продукции на предприятии и выяснить основные пути его повышения;
- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать финансовую отчетность предприятия;
- проанализировать качество продукции предприятия ПАО «КАМАЗ».
Теоретической основой исследования послужили научные работы отечественных ученых А.П. Агаркова, В.Д. Кукушкина, О.А. Леонова, И.М. Лифиц посвященные проблемам повышения качества продукции предприятия.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут служить основой для анализа и путей повышения качества продукции предприятия.
1. Качество продукции и необходимость его повышения
1.1 Понятие и основные показатели качества продукции
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции [3, с. 85].
Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Таким образом, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данные набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях.
При этом применяется термин «уровень качества» в зарубежной литературе — «относительное качество», «мера качества» [3, с. 25-30].
Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой - то период времени, только потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативное технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.
Таким образом, основное место в оценке качества продукция или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правил» (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Следовательно, качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально зало жены в товаре.
Количественная характеристика в свойствах продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентноправовые, экологические, безопасности [6, с. 78].
Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.
Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей. Сохраняемость - это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий. [7, с. 85].
Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.
Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.
1.2 Необходимость повышения контроля над качеством продукции
В современных условиях объективная необходимость повышения уровня качества продукции обусловлена несколькими причинами:
1) качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;
2) выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб как отдельным предприятиям, так и всей национальной экономике;
3) изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;
4) качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта. [7, с. 50].
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй - практически не ограничен.
Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов. [7, с. 55].
Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности.
С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.
По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости ее ремонта.
Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий и фирм - изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. [8, с. 16].
В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.
Существует ошибочное мнение, что при дефиците продукции ее качество отходит на второй план, т.к. покупается все, что производится. Но продукция низкого качества не может уменьшить дефицит, т.к. способна удовлетворить конкретную потребность далеко не полностью по всей
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 25.03.2020).
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения 15.03.2020).
3. Агарков, А.П. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 c.
4. Абаев А.С. Анализ финансового состояния: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 209 с.
5. Балабанов И.Т. Основы экономики: учебник для вузов. – М.: Экономика, 2016. – 288 с.
6. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Уч. / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 320 c.
7. Васин, С.Г. Управление качеством. всеобщий подход: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Васин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 404 c.
8. Герасимов, Б.И. Управление качеством: качество жизни: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, С.П. Спиридонов. - М.: Форум, 2017. - 16 c.
9. Габдуллин Р.Ш. Анализ экономических показателей организации: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 432 с.
10. Зайчикова Н.Н. Основные финансовые показатели предприятия: учебник. – М.: Экономика, 2017. – 113 с.
11. Коновалов В.В. Финансы: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 405 с.
12. Кукушкина В.Д. Анализ финансовой отчетности организации: учебник. – М.: Экономика, 2017. – 264 с.
13. Игнатенко Л.Н. Анализ финансового состояния организации: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 193с.
14. Леонов, О.А. Управление качеством: Учебник / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Ю.Г. Вергазова. - СПб.: Лань, 2019. - 180 c.
15. Лифиц, И.М. Управление качеством (для спо) / И.М. Лифиц. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
16. Лошкарева О.И. Анализ финансовой деятельности организации: учебник. – М.: Финансы, 2017. – 296 с.
17. Михайлов Р.А. Финансы: учебник. – М.: Прогресс, 2017. – 264 с.
18. Носик А.А. Финансы и кредит: учебник. – М.: Экономика, 2016. – 192 с.
19. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 608 с.
20. Саратова О.Л. Финансы и кредит: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 106 с.
21. Толмачева И. В., Китикарь О. В. Теоретические основы финансовой стабилизации деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 273-276.
22. Файхулина Д.Р. Финансовый анализ предприятия: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 237 с.
23. Хаупшева Д.М. Финансовый анализ как методика управления платежеспособностью и финансовой устойчивостью // Научные записки молодых исследователей, 2017. – № 4.-С.11-15.
24. Чернышева Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. — М.: ИНФРА-М, 2018. – 421 с.
25. Чеснова М.О. Экономика: учебник. – СПб.: Питер, 2016. – 117 с.
26. Щурина С.В. Финансовая устойчивость компании: проблемы и решения / Щурина С.В., Михайлова М.В. // Финансы и кредит, 2016. – № 42.- С.43-60.
27. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://kamaz.ru/ (дата обращения: 15.03.2020 г.).