Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стремление к непротиворечивости излагаемой системы взглядов представляется одним из существенных требований, которые предъявляются к содержанию изучаемого предмета. Без такого стремления невозможно решение ни одной педагогической задачи, стоящей перед учителем русского языка и литературы: развивать у учащихся умение самостоятельно думать и применять теорию на практике, анализировать существующие теории и критически их оценивать. Максимальное стремление к непротиворечивости положений внутри излагаемой учителем системы взглядов должно сочетаться с четким обозначением и «слабых» мест этой системы. В решении названных педагогических задач большую роль играет система работы над основными (базовыми) понятиями предмета. От того, как поставлена и проведена работа, во многом зависит степень плодотворности последующих занятий, возможность представить излагаемый раздел науки как достаточно цельную систему, основанную на внутренней логике. Все сказанное касается изучения любого раздела русского языка, в том числе и синтаксиса
Синтаксические конструкции, сложные для понимания и осознания, имеют хорошо организованную грамматическую структуру, которую можно охарактеризовать для каждого языка по-разному. Это привлекло внимание лингвистов, психологов, психолингвистов и нейропсихологов к проблеме организации синтаксических структур на глубинном и поверхностном уровне, и возникло предположение, что грамматическая структура может существовать совершенно независимо от значения слова, которые в нее входят [7].
Аналитический обзор лингвистической, психолингвистической, методической и дефектологической литературы по проблеме исследования показал специфику отражения синтаксических структур языка на письме у младших школьников с нарушениями речи. Так, с точки зрения лингвистики синтаксические структуры языка рассматриваются в трудах Л.В. Щербы [20], с позиции психологии – в работах Л.С. Выготского и А.А. Леонтьева [7, 10]. С точки зрения психолингвистики синтаксические структуры описываются в исследованиях А.Р. Лурии [11], нейропсихологии – в работах Л.С. Цветковой [18]. С позиции логопедии – в работах И.Н. Садовниковой [17].
Проблемой формирования синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи занимались Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Объект работы – процесс формирования синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Предмет работы – особенности формирования синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику обучающихся начальных классов с нарушениями речи
2) Изучить особенности формирования синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
3) Выявить уровня сформированности синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
4) Разработать методы и приемы формирования синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи на уроках русского языка
Методологическую базу исследования составили: исследования детской речи в норме Н.Х. Швачкина, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной; учения об этиологии нарушений речи Л.С. Выготского, А.Е. Лурии и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной; труды по психологии и детской возрастной педагогики Д.Б. Эльконина, В.И. Бельтюкова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Ф.М. Фомичевой. Психолингвистической опорой послужили труды Н.Б. Жинкина, С.Н. Цейтлин, Т.Н. Ушакова.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы формирования синтаксических понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальных классов с нарушениями речи
Нарушения речи являются самыми распространенными нарушениями в детском возрасте. Их количество среди всех нарушений психического развития у детей достигает 70,9%. Наиболее часто эти нарушения встречаются у детей дошкольного возраста. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей – детях с речевыми нарушениями. [7]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдейчук, Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы [Текст] / Н. А. Авдейчук. // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. – № 2. – С. 42.
2. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А. К. Аксенова, Якубовская Э. В. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.
3. Бгажнокова, И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции [Текст] / И. М. Бгажнокова. // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 30 – 38.
4. Виноградов, В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. [Текст] / В. В. Виноградов. – М. : Академия, 2012. – 720 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2016.
6. Волкова, Г. А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. – М. : СПб. : «Детство - Пресс», 2011 – 144 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.bim-bad.ru/ docs/vygotsky_myshlenie_i_rech.pdf (дата обращения: 28.10.2021).
8. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей/ под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., Просвещение, 2015. - с. 51-62.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 173 с.
10. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iling- ran.ru/library/psylingva/OTRD.pdf (дата обращения: 28.10.2021).
11. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru/wievob.php?id=97175 (дата обращения: 28.10.2021).
12. Лурия А.Р., Хомская Е.Д. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/ Books/1/0170/1_0170-1.shtml (дата обращения: 28.10.2021).
13. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева., Н. В. Серебрякова – СПб. : СОЮЗ, – 2019. – 160
14. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Владос, – 2014. – 212
15. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Педагогика, – 2012. – 248 с. 17. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития [Текст] / А. Р. Маллер. – М. : Владос, – 2015. – 74 с.
16. Прокопович, Н. Н. Вопросы синтаксиса русского языка [Текст] / Н. Н. Прокопович. – М. : Высшая школа, – 2013. – 350 с.
17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 2017. [Элек- тронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 28.10.2021).
18. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: «Юристъ», 2017. [Элек- тронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0155/2_0155-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 28.10.2021).
19. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, – 2012. – 285 с.
20. Щерба Л.В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Русский язык в советской школе. 2020. № 3. С. 74–85. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302002 (дата обращения: 28.10.2021).