Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня образовательные учреждения функционируют в сложной – конкурентной среде. Именно конкуренция заставляет образовательные учреждения пересматривать, улучшать, развивать как самих себя, методики и программы обучения, но и свой имидж.
На рубеже ХХ и ХХI веков стало понятно, что от имиджа и степени его разработанности зависит будущее любой компании. По сути, имидж компании – это ее лицо. При этом это лицо зависит от того, как выглядят сотрудники, образованности и культурности руководства, степени чистоты и безопасности выполняемых работ и т.д.
В случае с образовательным учреждением – это особенно важно. Дело в том, что сегодня весь образовательный процесс стандартизирован. В этом направлении у образовательных организаций практически не остается места для маневра. Обывателю практически все ясно и понятно заранее.
Однако ключевым моментом детерминирующим выбор образовательного учреждения в таком случае становится его имидж. Родителям, спонсорам или научному сообществу важно видеть в образовательной организации определенную важную для них изюминку. Такой изюминкой может быть развитое международное сотрудничество, языковые курсы, курсы профессионального мастерства, присутствие поддержки со стороны знаменитостей (актеры, политики, бизнесмены) и т.д.
Кроме этого, можно сказать, что именно сегодня имидж образовательной организации может и должен стать тем главным средством конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. К сожалению, это может привести к имиджевым войнам, однако это же позволит создать в образовательных учреждениях настоящие сильные образовательные потенциалы.
Цель исследования – выявить особенности управления процессом формирования позитивного имиджа образовательной организации и развитие интернет-сайта как средство информационно-коммуникационного взаимодействия.
Объект исследования – имидж образовательной организации.
Предмет исследования – процесс формирования имиджа образовательной организации и управление им.
Задачи исследования:
1. Дать определение имиджа образовательной организации.
2. Дать характеристику процесса формирования имиджа.
3. Выявить особенности управления формированием имиджа.
4. Рассмотреть особенности имиджа в образовательных организациях.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Формирование и развитие имиджа образовательной организации
В современных условиях требования к образованию значительно возрастают. Так, в национальном проекте «Образование» ставится смелая цель попадания российского образования в десятку лучших мировых систем образования. В логике образовательной политики на рынке образовательных услуг существует конкурентная среда. В условиях конкурентной среды возрастает значимость имиджа образовательной организации. Научные исследования Л.В. Даниленко, М.С. Пискунова, М.Ю. Самохина, Г.Г. Почепцова, И.В. Алешиной, М.С. Вишняковой, М.В. Томиловой, К.М. Ушакова и других ученых, посвященные данной проблеме, дают представление о сущности имиджа, подчеркивают характерные причины и закономерные этапы формирования имиджа в любой организации .
Технологии формирования имиджа рассматривали Е.В. Змановская, А.С. Ковальчук, И.А. Ларионова и др. Устойчивый позитивный имидж образовательной организации сегодня можно рассматривать как важный современный компонент образовательного продукта школы и как важный ресурс управления, ресурс развития образовательной организации. Слово «имидж» происходит от английского «image» и восходит к латинскому «imago» (образ). Л. Браун определяет имидж как «целенаправленно сформированный образ (какого-либо предмета или явления), который отличает его определённые ценности, характеристики и который призван осуществить эмоционально-психологическое влияние на человека с целью популяризации, рекламы и т.п.» .
В статьях Л.В. Даниленко, М.С. Пискунова и др. мы находим определение имиджа как эмоционально окрашенного образа учебного заведения, часто сознательно сформированного, обладающего заданными характеристиками и влияющего на конкретные группы социума, которые являются потребителями определенных услуг. Е.В. Змановская рассматривает имидж через цепочку ассоциаций «образ – впечатление – молва – репутация – слава – престиж – общественное мнение» и определяет его как «эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Имидж в образовательной среде. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Борщ Л. Имидж лидера организации и социальный климат в коллективе / Л. Борщ, А. Саввов // PR в образовании, 2007, №4, С. 72-76.
3. Браун Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. Пер. з англ. – Спб.: Питер – Пресс, 1996. – С. 18.
4. Браун, Л. Имидж-путь к успеху: [Пер. с англ.] / Л. Браун. - СПб.: Питер: Питер-пресс, 1996. -283с.
5. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Формирование и развитие имиджа в образовательной среде. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
6. Гурьянкина Е.А. Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде // Молодой ученый. - 2017. - № 26. - С. 190-192. - URL https:// moluch.ru/archive/160/45007/ (дата обращения: 25.03.2020).
7. Гучанова, А. С. Управление созданием имиджа образовательного учреждения / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35591/ (дата обращения: 05.11.2021).
8. Даниленко Л. І. Менеджмент інновацій в освіті / Л. І. Даниленко – К.: «Шкільний світ», 2007. – С. 109.
9. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Позитивный имидж в сфере образования. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
10. Жилина Е.Ю. Имидж в сфере образования. Перспективы имиджевых войн. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
11. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. - СПб.: Речь, 2005. - 144с.
12. Лазаренко И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9.
13. Лебедев О.М., Носов М.С. Имидж образовательной организации. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
14. Лизинский В.М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - С. 106-108. Источник: https://xn-80aaabod6bfydt3h2d.xn - p1ai/ obrazovanie/proekt-formirovaniya polozhitelnogo-imidzha-obrazovatelnoi-organizacii.html
15. Мациевский Н. Скорость загрузки сайта. Время - деньги. [Электронный ресурс]- URL: https:// webstudio-uwk.ru/skorost-zagruzki-sajta-vremja-dengi/ (Дата обращения 25.03.2020)
16. Медведева Н.А. Петрова М.С. Управление имиджем образовательной организации. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
17. Мухамадиева Л.Н., Дедова Д.И. «Особенности формирования имиджа компании» //Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI меж-дунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). -[Электронный ресурс] - URL: https://sibac.info/ archive/meghdis/8(11).pdf (Дата обращения: 20.03.2020)
18. Назмутдинов В. Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности / В. Я. Назмутдинов, И. Ф. Яруллин. – Казань: ТРИ «Школа», 2013. – С. 202.
19. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 67-68.
20. Патрахина Т. Н. Менеджмент в образовании: Учебное пособие / Т. Н. Патрахина. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – С. 112-113.
21. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: АспектПресс, 2002. Стр. 11–23.
22. Петрова Е. А. Психология имиджа: Наука или искусство? М., 2003.
23. Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования / М. С. Пискунов // Мониторинг и стандарты в образовании, 1999, № 5, С. 45-51.
24. Пискунова Т. Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения// [Электронный ресурс]. http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/uslovija-i-faktory-formirovanija-pozitivnogo-imidzha-obweobrazovatelnogo-uchrezhdenija.
25. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Особенности имиджа образовательной организации. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
26. Семенов О.В. Борисов А.В. Формирование и поддержание имиджа образовательной организации. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
27. Сидорова А.С. Имидж как условие управления качеством поликультурного воспитания в дошкольном учреждении. // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции/Под. ред Е. В.Клюевой, Т. В. Наумовой: Арзамас, Арзамасский филиал,2016 – с. 518-522
28. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по формированию и управлению имиджа в образовательной среде. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
29. Тихонова Е.Е. Теория и практика формирования имиджа в сфере образования. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
30. Тринитатская О.Г., Бочаров С.В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/01PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
31. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика имиджа в сфере образования. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
32. Фадеева А.Ю. Имидж в сфере образования. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
33. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Имидж в сфере образования. Опыт российских учебных заведений. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
34. Шпалінський В. В. Психологія управління: Навч. посібник для керівників навчальних закладів, практик. психологів, вчителів та вихователів / Шпалінський В. В., Помазан К. А. – Харків: Ранок, 2002. – С. 23-24.
35. Щербаков, А. В. Имидж образовательного учреждения [Текст] / А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 9. – С. 39-46.