Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Статистика и практика последних лет убедительно подтверждают, что выезды российских граждан в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью туризма ежегодно увеличиваются.
К сожалению, многие потенциальные туристы, отправляясь в путешествие, в первую очередь думают о прелестях предстоящего отдыха, а не о негативных сюрпризах, которые могут встретиться на пути каждого туриста. Это может быть внезапная болезнь, потеря документов, наводнение, кража имущества, уничтожение, потеря багажа, необходимость срочного возвращения на место жительства и многие другие.
Лучший способ защитить себя и свой отпуск во время путешествия - это страховка.
В последние годы наблюдается заметный рост числа страховых случаев, особенно тяжелых и дорогостоящих, включая смерть и необходимость репатриации тела на постоянное место жительства. Ситуация со страхованием также ухудшилась в ряде традиционно туристических стран. Одной из причин ухудшения страховой ситуации является отсутствие культуры поведения российских туристов за рубежом. Частично эту проблему могли бы решить сами туристические компании, проведя подробный инструктаж с клиентами перед вылетом. Конечно, никто не застрахован от несчастных случаев. Но некоторые проблемы, возникающие с клиентами, можно предотвратить. Выезжая за границу, турист в любом случае оказывается в экстремальной ситуации: изменение климата, химический состав воды, другая диета и многие другие изменения автоматически влекут за собой определенную опасность.
К сожалению, до сих пор нередко встречаются туристические агентства, которые рассматривают "страховку" как дополнительное бремя. Сотрудники таких агентств часто не подозревают, как много они теряют в глазах клиентов. Более того, продавая полис неблагополучной страховой компании своим клиентам, фирма может поставить свое финансовое благополучие в зависимость от случая.
Цель работы - изучение особенностей страхования туристов в России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть понятие и сущность страхования туристов;
-выделить основные направления страхования туристов;
-разобрать виды и формы страхования туристов;
-дать краткую характеристику деятельности фирмы;
-провести анализ организации страхования туристов в организации;
-выявить проблемы обеспечения страхования туристов в организации;
-определить пути совершенствования системы страхования туристов в организации.
Объект исследования – система страхование туристов в TEZ TOUR, г. Москва.
Предметом исследования является технология действий при возникновении страхового случая, а также технология расчета стоимости страховых услуг в туризме.
При написании работы были использованы следующие методы: сравнения и сопоставления, теоретический анализ исследуемой темы, системный подход, разработка предложений по совершенствованию работы объекта исследования, а также экономико-статистические методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Исторические этапы страхового развития туризма
1.1. Понятие и сущность страхования туристов
Туризм - это сложная система, которая зависит от многих факторов. В стране с нестабильной политической ситуацией, кризисом, экономическим спадом полноценное развитие туризма невозможно. Для того чтобы турист отправился в путешествие внутри страны или за границу, он должен быть уверен, что его жизни и здоровью, а также имуществу ничто не будет угрожать в этой поездке. Именно поэтому страхование имеет особое значение
Страхование - это денежные отношения, связанные с формированием страхового фонда за счет страховых взносов и его использованием для выплаты компенсации в случае наступления страхового случая. Под страховым случаем понимается событие, включенное в страховое покрытие, произошедшее вследствие факторов в течение страхового периода, предусмотренного договором страхования, в результате которого страховщик обязан произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или другим третьим лицам.
Страхование в туризме - это особый вид страхования, защищающий имущественные интересы граждан в поездках. Под туристическим страхованием понимается добровольное медицинское страхование на случай неожиданной болезни, телесных повреждений, смерти в результате несчастного случая во время тура; имущественное страхование личного имущества и багажа; страхование гражданской ответственности перевозчиков туристов и автомобилистов за возможный вред, причиненный третьим лицам или окружающей среде.
Страхование - это способ обеспечить безопасность туристов. Страховка распространяется как на людей, отправляющихся в путешествие, так и на организации, их организующие, т. е. туристические агентства. Для туриста это возможность не беспокоиться о непредвиденных ситуациях, а для туристических компаний это залог успешной работы. Страхование в сфере туризма имеет определенные особенности: непродолжительность, неопределенность времени наступления страхового случая и суммы ущерба.
Любой вид и форма страхования имеет определенные функции. Существует четыре основные функции страхования: компенсация убытков; социальная; инвестиционная; превентивная.
С помощью страхования возмещается значительная часть убытков, возникающих в результате неблагоприятных событий. Благодаря этому выполняется функция компенсации. Страхование также используется для решения социальных проблем общества. Социальная функция осуществляется за счет финансирования лечения, реабилитации пострадавших, компенсации утраченных доходов, компенсации убытков в связи с утратой или повреждением имущества. Таким образом, страхование стабилизирует уровень жизни граждан. Инвестиционная функция проявляется в возможности для инвесторов получать гарантии сохранности своих инвестиций, способствует увеличению объемов инвестиций. С помощью страхования снижается вероятность наступления различных неблагоприятных событий и уменьшаются убытки. Это и есть превентивная функция страхования. Это проявляется в двух аспектах: во-первых, страховые организации направляют часть взносов, полученных по договорам страхования, на формирование специальных резервов превентивных мер; во-вторых, страховые компании требуют от своих клиентов принятия определенных мер, направленных на снижение вероятности событий, от которых они застрахованы. Функции страхования не зависят от вида, формы или сферы реализации.
Если рассматривать страхование ответственности туроператора, то страхование выполняет гарантирующую функцию. Этот вид страхования пришел на смену лицензированию туристической деятельности. Согласно Федеральному закону № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", для осуществления туроператорской деятельности компания должна иметь полис страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию. Когда возникает ситуация, когда туроператор прекращает свою деятельность и не выполняет свои обязательства перед туристами, страховая компания делает это за него. Для туристических агентств, работающих в сфере въездного или внутреннего туризма, минимальная сумма составляет 500 тыс. рублей; для туроператоров выездного туризма, выручка которых составляет не более 250 млн рублей, а также для применяющих упрощенную систему налогообложения - 30 млн рублей; для туроператоров с выручкой более 250 млн рублей - 12 % от суммы средств, полученных от реализации турпродукта; туроператоров, не осуществлявших туроператорскую деятельность в отчетном году, – не менее 30 млн рублей. Срок финансового обеспечения составляет не менее 1 года и не может быть прекращен. Необходимо получить новую финансовую гарантию не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия предыдущей. Страхование ответственности туроператора осуществляется страховой компанией "КС Групп". Для того чтобы застраховаться, вам необходимо подать заявку на финансовую гарантию, компания самостоятельно подготовит и передаст документы в Ростуризм, через несколько дней информация о туроператоре появится в Едином федеральном реестре туроператоров.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
2. Агешкина Н. А., Гусятникова Д. Е. Справочник туриста. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2019. - 235 с.
3. Адамова Р. А. Особенности страхования в туризме // УЭПС. - 2019. - № 2. - С. 69-73.
4. Гельман В. Я. Статистика туризма : учебник. - М. : Академия, 2020. - 329 с.
5.Гвозденко А. А. Страхование в туризме: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 256 с.
6.Григорян Ц.А., Рябцев А.А. Международный опыт обеспечения безопасности в туризме//Европейский исследователь. - 2020. - № 1. - С. 64-68.
7.Данилова А.С. Проблемы туристического страхования в России // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – С. 22-28
8. Ермакова Т. Г., Дедиков С. В. Договор страхования ответственности туроператоров: гражданско-правовые аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2020. - № 11. - С. 25-35.
9. Зверева Н.Н. Вакцинация путешественников // РМЖ. - 2021. - №2. - С. 4-9
10. Зобова Е. В. Специфика рисков в туризме в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 5. - С. 62-69.
11. Зобова Е. В. Шевяков А. Ю. Страхование туристских рисков в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2019. - № 5. - С. 17-24.
12.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2017.- 256 с.
13.Кадомцева Е. А. О проблемах страхования граждан РФ в сфере международного туризма// Концепт. -2021. - №1. - С. 6-10.
14.Колесникова Т. В. Страхование и индустрия туризма: точки соприкосновения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 3 (72). - С. 125-128.
135. Косолапов А. Б. Управление рисками в туристском бизнесе : учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2019. - 285 с.
16.Крючкова, В. Н. Туристическое страхование в РФ и его особенности // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2019 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2019. - С. 137-139.
17. Малыгина М. В. Страхование и риски в туризме: учебное пособие. - Омск : Буки, 2017. - 216 с.
18.Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2020. – 422 с.
19. Новиков В. С. Инновации в туризме - М.: Академия, 2020. - 208 c.
20.Сучкова, А. Е. Страхование туристов: отечественная и международная практика // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (155). - С. 253-255.
21. Теличева, Е. Г., Санданова Т. С. Классификация рисков в туризме // Ученые заметки ТОГУ- 2019. - № 2. - С. 500-510.
22.Толкачева О.П., Джобинашвили К.А. Особенности страхования в отрасли туризма//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 3. - С. 155-158.
23.Фейзрахманова Н.М. Зарубежная практика страховой защиты интересов туристов // Сервис в России и за рубежом - 2019. - № 7. - С.144-151
24. Шариков В. И. Организация страховой защиты предприятий туризма и гостеприимства // Вестник РМАТ. - № 1. - 2021. - С. 58-64.
25.Шмелева М.В. Страхование и безопасность в туризме: учебно-методическое пособие. – Ульяновск: 2020. – 61 с.