Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы состоит в следующем: сегодня огромное внимание уделяется формированию предпосылок трудовой деятельности и профессиональному развитию дошкольников. В данном направлении одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Вопросы решения проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста находят в работах ученых-исследователей: М. Крулехт, В. Логинова, Т. Маркова, С. Сударчикова, Д. Шингаркина, З. Борисова, А. Беленькая, Н. Кривошея и др.
Психологические основы развития трудовой деятельности детей определяются трудами Л. Венгера, А. Запорожца, Н. Коротковой, В. Мухиной, А. Петровского, Д. Эльконина и др.
Главной целью трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста выступает вырабатывание у них правильных нравственных ориентиров, настоящего трудолюбия, осознания трудовой пользы.
Средствами в трудовом воспитании на уровне дошкольной образовательной организации выступает ознакомление детей с трудом взрослых, трудовым обучением и детским трудом. Значимая роль принадлежит самостоятельному труду детей, но вхождение детей дошкольного возраста в трудовую деятельность имеет ограничение из-за степени сформированности этой деятельности.
1.Проблемность формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе раскроем проблему зарождения представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
Сведения о профессии обогащают таланты и помогают воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду. Очевидно, что нужно улучшать и обновлять практику «взращивания» человека с дошкольного возраста. В будущем он может стать профессионалом в своей области. Фундаментом представляется выработка представления о том, что работа - это почетная обязанность каждого, кто живет в нашем обществе. Вопросы решения задач трудового воспитания детей дошкольного возраста поднимали в своих трудах исследователей: М. Крулехт, В. Логинова, Т. Маркова, С. Сударчикова, В. Антонова, Д. Шингаркина, З. Борисова, А. Беленькая, Л. Карпушина, Н. Кривошея и мн.
Особое внимание ознакомлению с трудом взрослых уделяется старшим дошкольникам. Н. Кривошея направляет внимание на имеющиеся возможности вырабатывания у детей старшего дошкольного возраста «системы знаний о труде взрослых и воспитании к нему чувства уважения» [14]. База знаний дошкольников - это знания о трудовой деятельности взрослых. С. Сударчикова отмечает, что они влияют на «ориентировку в действительности», интеллектуальное детское развитие, развитие его речи, формирование изобразительной, игровой, трудовой деятельности [23].
Д. Шингаркина считает, что еще приобретенные сведения о профессиях воздействуют на воспитание детского трудолюбия, что выражается в «положительном отношении к трудовой деятельности», стабильной необходимости работать и заинтересованности ребенка в достижении позитивных итогов своей трудовой деятельности [26].
А. Беленькая подчеркивает, что цель ознакомления детей с трудом взрослых состоит в вырабатывании «знаний о трудовом процессе, положительного отношения к труду, уважения к человеку-труженику и продуктам его труда» [3].
Сферой отечественного дошкольного образования выставляются нюансы абстрактного и практического содержания трудового воспитания дошкольников, вопросов системы трудовой деятельности, обусловливается специфика детского труда, разрабатываются, апробируются и описываются способы по процессу введения в труд детей дошкольного возраста:
− технология формирования активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности;
− технология интеграции «Я» ребенка в существуемые реальные трудовые взаимоотношения;
− технология индивидуализации дошкольников в трудовой деятельности;
− технология организации досугов детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детского труда и др.
Сейчас хорошо психологические основы развития трудовой деятельности детей обусловливаются работами Л. Венгера, А. Запорожца, Н. Коротковой, В. Мухиной, А. Петровского, Д. Эльконина и др. Всеобщие выводы психологических изучений ученых – практиков показывают, что дошкольникам нельзя толковать о полноценной трудовой деятельности, поскольку они еще не могут получать общественно важные и полезные продукты труда.
Сравнительный анализ определенных задач трудового воспитания дошкольников, который представлен в трудах российских ученых - исследователей в области дошкольного воспитания, разрешает сделать вывод о том, что неделимой частью трудового воспитания в дошкольном возрасте является знакомство с трудом взрослых. М. Крулехт и В. Логинова делают упор на вырабатывании представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду [15, 17].
С. Козлова, А. Шахманова делают акцент на знакомстве с человеком труда, включая составляющую отношения к трудовой деятельности, а также вырабатывание представлений о социальной значимости разнообразных профессий (педагог – обучает, повар – готовит, водитель – подвозит пассажиров) [11,19,25].
С. Веракса и Т. Комарова акцентируют внимание на региональной составляющей при выборе перечня профессий, с которыми необходимо знакомить дошкольника [20].
Многочисленные нынешние исследования ориентируют на необходимость модернизации существующих классических подходов к проблеме трудового воспитания, которая обусловлена, во-первых, возрастанием уровня технологизации всех сфер деятельности человека, а во-вторых, некоторыми спецификами развития экономики и их воздействием на общественную сторону человеческой жизнедеятельности.
2.Специфики развития представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
Определим, что является особенностями механизма развития представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Период дошкольного детства можно связать с первыми двумя этапами профессионального самоопределения, в рамках которых не происходит выбора и освоения какой-то деятельности в области той или иной профессии. Содержание данных этапов, чаще именуемых «допрофессиональным самоопределением», предполагает организацию работы по ознакомлению детей с трудом как видом деятельности, который имеет свои компоненты, развитие у ребенка внутренней готовности осознанно и самостоятельно проектировать, и осуществлять задуманное на пути профессионального становления.
На этом этапе у ребенка развиваются конкретные и наглядные идеи как основа для дальнейшего развития профессионального самосознания. На данном этапе дошкольникам важно иметь позитивное отношение к профессиональному миру, уважительное отношение к персоналу дошкольной образовательной организации, формирование уважения к результатам профессиональной деятельности других людей.
В дошкольном возрасте ребенок в освоении мира профессий идет по принципу «от близкого к далекому». Во-первых, для него понятны профессии, которые он видит каждый день и результаты труда которых для него значимы, например, лечащий врач, водитель маршрутки, воспитатель детского сада. Постепенно дошкольники осваивают представления о профессиях, отдельные области которых, например, содержание деятельности и взаимоотношения, ребенок может представить на основе наглядных образов. В данный период важно, чтобы впечатления, которые получены и наглядно-действенным, и наглядно-образным способами, были качественно переведены в символическое пространство детской сюжетно-ролевой игры.
Проанализируем суждение профориентации. Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, которые ориентированы на обнаружение индивидуальных особенностей, интересов и способностей у каждого человека (любого возраста) для оказания ему поддержки в осмысленном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих независимый выбор грядущего профессионального пути [8].
Структурные элементы процесса профессиональной ориентации составляют цельный цикличный процесс и включают
− диагностический компонент: оценка личных возможностей и направленности познавательных интересов ребенка;
− информационный компонент: организация целенаправленной работы по вырабатыванию у детей системы познаний о профессиях и ценностного отношения к труду, миру профессий и человеку труда;
− консультационный этап: сопровождение ребенка в процессе изучения мира профессий.
Ключевыми направлениями ранней профессиональной ориентации выступают воспитание и информирование. Содержанием профессионального воспитания является выработка познавательного интереса к труду, трудолюбия, почтительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности.
Создание информационного пространства, которое разрешает дошкольнику освоить мир профессий во всем многообразии, определяет содержимое профессионального информирования. С учетом своеобразия дошкольного возраста оба эти процесса определяют воспитателя в ведущую позицию, но в этом случае очень существенно сохранить персональность детской позиции, учитывая его небогатый опыт и интересы, ориентируясь на родительские профессии и близких взрослых как значимых для дошкольника субъектов профессионального самоопределения. В профориентационные занятия и события для детей дошкольного возраста как составляющие ранней профориентации, имеющей установку – допрофессиональное самоопределение дошкольников, весьма существенно привлекать родителей [2].
Таким образом, дошкольная ранняя профориентация имеет своей целью создание условий для того, чтобы дети понимали свои профориентационные интересы и возможности в доступной деятельности, чтобы у них имелась возможность проводить анализ всевозможных сфер профессиональной деятельности человека в следующем возрасте и проявить сознательность и уверенность в выборе профессии.
Итоги фактического наблюдения показали, что в старшем дошкольном возрасте дети зачастую в течение дня играют в сюжетно-ролевые игры в ходе самостоятельной деятельности, но игры детей старшего возраста многообразнее по содержанию, они берут на себя роли из разнообразных профессий и проигрывают главное содержание игры в соответствии с предпочтенной профессией. Избрание роли детьми среднего дошкольного возраста часто обусловлено атрибутикой: например, белый халат разрешает ребенку первоначально влиться в сюжет «больница» и, не завершив сюжетную линию, переключиться в игровое взаимодействие по сюжету «кафе». То есть ребенок не соотнес свое действие с исполняемой ролью.
Сопоставим ролевую игру дошкольника средней группы и дошкольника старшей группы. Зачастую в среднем возрасте при выборе роли дети ориентируются на сверстника, особенного тесного в системе межличностных отношений, и выбирают такую же роль. Дети не в полной мере показывают знания об орудиях труда той профессии, какую воспроизводят в сюжетно-ролевой игре. При этом следует отметить: если ребенок среднего возраста взят в игровое сообщество старших дошкольников, он подражает их игровым действиям, что содействует вырабатыванию игровых умений и представлений о труде взрослых.
Дети старшего дошкольного возраста более обдуманно подходят к избранию роли в игре, приготовляют атрибуты, исполняют роль в соответствии с поведением человека данной профессии, но ролевая фраза не всегда развернута, хотя и соответствует содержанию игры. Это может быть сопряжено с тем, что в окружающей действительности, которая является основанием содержания и ролевых диалогов, ребенок не слышит развернутой ролевой речи (например, в супермаркете, где возможно абсолютное самообслуживание или при онлайн-покупке с доставкой курьером), что ограничивает социально-ролевое согласование и коммуникацию.
Дети старшего дошкольного возраста, безусловно, выбирают главные роли, но для сохранения игры склонны играть на второстепенных позициях. При этом предпочтенную роль сохраняют в течении всей игры, она же определяет действие ребенка в игре. Дети среднего дошкольного возраста приобретают вторые роли, могут переключаться на другие роли.
Таким образом, итоги диагностики детей, наблюдения за ними в ходе игровой деятельности показали, что дети показывают достаточный интерес к миру профессий. Понимают, что каждая деятельность человека имеет результат, но не всегда его определяют. Охват знаний о разных профессиях, о роли профессии для общества у детей зависит от возраста. В среднем возрасте доминируют профессии близкого окружения, а в старшем дошкольном возрасте дети готовы принимать разнообразные профессии, в том числе на основе образного восприятия.
3. Использование форм и методов формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
Определим формы и методы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста с обоснованием необходимости их использования.
Основная трудность работы по ознакомлению детей с миром профессий содержится в том, что значительная доля труда взрослых недосягаема для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами постижения ребенка, оттого действие воспитателя по ранней профориентации детей базируется на разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно [18].
Классическими методами являются:
Словесные (беседы, чтение художественной литературы);
Наглядные (наблюдение определенных трудовых процессов людей разнообразных профессий, экскурсии, рассмотрение картинок, иллюстраций, посетитель группы);
Практический (эксперименты с различными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
Игровой (сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры).
Особенно эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых, так как оно обеспечивает наглядность и определенность впечатлений. Очень существенно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые значимы в воспитательном отношении, содержание которых общедоступно для понимания детьми, инициирует у них охоту копировать трудовому поведению взрослых.
В процессе наблюдении за занятием взрослых нужно давать небольшое количество сведений, понемногу их расширяя и углубляя, дополняя знакомое новыми знаниями, закрепляя старое. только при таком постепенном углублении детей в познаваемое событие вероятно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, верное отношение к нему.
Экскурсия — один из вариантов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок сможет в естественных условиях наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть специфики профессии. Превосходство экскурсий-занятий и в том, что тут дети обладают возможностью наблюдать конкретно труд взрослых. Экскурсия помогает создавать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, имеющихся в ходе трудовой деятельности, материалистическое миропонимание. С развитием технологий экскурсия может быть виртуальной.
Приглашение гостя - один из способов знакомства с трудом взрослых, который применяется редко, но безгранично действенен. Например, пожарная автомашина на территории детского сада и знакомство с реальными пожарными произведут на детей незабываемое впечатление.
Осмыслить значимость труда взрослых помогут:
Дидактическая игра, содействующая усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие интеллектуальных способностей. Они моделизируют структуру трудового процесса (цель труда, предметы труда, инструменты и орудия труда, результат труда).
В дошкольной педагогике дидактические игры разделяются на три ключевых вида:
Игры с предметами
Настольно – печатные игры
Словесные игры
Режиссерская игра – разновидность сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребенок организует деятельность извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя действия.
Сюжетно – ролевая игра. В старшей группе поощряются сюжетно-ролевые игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Улучшаются игры, в которых воссозданы отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети обучаются исполнять свои замыслы, выступать в соответствии с ролью. Так же в играх дети пытаются показать профессии родителей. Дети включают в игру новые атрибуты, технику, инструменты.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают представлять в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе имеется не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т.д., развивается способность детей самим намечать тему игры, дети обучаются объединять свои конкретные актуальные впечатления со знаниями, полученными из рассказов, картин, книг.
Заключение
Анализ использованной литературы показал, что формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время ведется в рамках профориентационной работы в условиях дошкольной образовательной организации, которая определяется как целенаправленный процесс по вырабатыванию у дошкольников осмысленного отношения к миру профессий, опираясь на системные знания, куда включено понимание назначения той или другой профессии, соотнесение орудий труда с деятельностью в профессии, определение структуры труда и осознание профессионально важных качеств человека труда.
Ранняя профессиональная ориентация – это система мер, которая направлены на выявление индивидуальных особенностей, возможностей и интересов ребенка и воплощение сопровождения в освоении знаний о профессиях как базы грядущего независимого выбора профессионального пути. Итогом ранней профессиональной работы представляется первоначальная профессиональная направленность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии [Текст]. Кн. 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет / Е. А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 128 с.
2. Антонова, М. В. Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
3. Беленькая, В. Рост дошкольника в труде/ В. Беленькая // М.: Школьный мир, 2010.
4. Важность развития навыков STEM в раннем возрасте. – URL: https://le-www-lives.legocdn.com/sc/media/files/marketing-tools/preschool%20-%20steam/ru.
5. Варенцова, Н.С. Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности / Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 38-41.
6. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Старшая группа [Текст] / О. В. Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 80 с
7. Захаров, Н. Н., Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненнко. – M.: Просвещение, 1989. – 192 с.
8. Зеер, Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы/ Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н.О. М., 2004.
9. Иванова, Н. В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста/ Иванова Н. В., Виноградова М. А. // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. — 2019. — № 3.
10. Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. –2016. – № 1(25). – С. 42-46.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ Козлова С. А., Куликова Т. А. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 414 с.
12. Колесникова, Е. А. Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста/ Е. А. Колесникова//Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-detskih-masterskih-kak-effektivnyy-metod-ranney-proforientatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.11.2021).
13. Колмогорцева, Н. Н. Соотношение понятий «образ мира», «профессиональная составляющая образа мира» и «образ профессии» [Текст] / Н. Н. Колмогорцева, К. А. Володина // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 3(11). – С. 86-93.
14. Кривошея, Н.Б. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство первоначального экономического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. науч./Н.Б. Кривошея К., 1997.
15. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М. В. Крулехт. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
16. Куцакова, Л. В. Конструирование из строительного материала [Текст] / Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2018. — 64 с.
17. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых/ В.И.Логинова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С. 23-27.
18. Наумова, Н. В. Психолого-педагогические приёмы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО/ Наумова Н. В., Макарова О. Г., Шарахова О. Г. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-priyomy-formirovaniya-u-doshkolnikov-predstavleniy-o-mire-professiy-v-svete-fgos-do (дата обращения: 11.11.2021).
19. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. /Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002.
20. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684.
21. Образовательные ситуации в детском саду: Из опыта работы [Текст] / авт.-сост.: З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. —96 с.
22. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя дет. сада/Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М.. -М.: Просвещение, 1993.
23. Сударчикова, С.Ф. Формирование системных знаний в труде взрослых у детей пятого года жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. /С. Ф.Сударчикова. Л., 1988.
24. Черкасов, И. А. Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых/ И. А. Черкасов // Вестник науки и образования. 2020. №1-1 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-predstavleniy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-o-trude-vzroslyh (дата обращения: 10.11.2021).
25. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е.И. Шаламова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 208
с
26. Шахманова, А. Ш. Социальное развитие детей в детском доме/ А.Ш.Шахманова // МНКО. 2014. №6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-detey-v-detskom-dome (дата обращения: 11.11.2021).
27. Шингаркина, Д. А. Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста/ Д.А.Шингаркина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-osmysleniya-mira-vzroslyh-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.11.2021).