Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Защита прав и законных интересов граждан, организаций - конституционная обязанность государства. Эта деятельность осуществляется правоохранительными органами, в ней принимают участие органы всех ветвей государственной власти и адвокатура.
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что в законодательстве не определено понятие "правоохранительные органы", что в конечном итоге приводит к неоднозначному толкованию этого понятия в процессе подготовки юридических и иных специалистов в системе высшего профессионального образования и в правоприменительной практике.
Проводимые последние десять лет многочисленные демократические преобразования, затронувшие все без исключения органы исполнительной власти, скорректировали цели и задачи каждого министерства, службы и агентства, расставили акценты на необходимости реализации ими тех функций, которые нужны российскому обществу. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Одновременно неизбежным изменениям подвергается механизм защиты прав и свобод граждан. Правоохранительная система нашего государства постепенно трансформируется в сложную структуру, состоящую из взаимозависимых звеньев, позволяющих эффективно отстаивать законные интересы всех групп населения. Контрольно-надзорные ведомства органически встроены в определенную Конституцией РФ систему государственного управления и занимают в ней особое место.
Цель настоящей курсовой работы заключается в исследовании реформирования системы правоохранительных органов Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.
В настоящей курсовой работе необходимо решить следующие частные задачи:
- рассмотреть общую характеристику деятельности правоохранительных органов
- определить правовую основу реализации задач и полномочий правоохранительных органов
- изучить основные тенденции процесса реформирования системы правоохранительных органов России на различных его этапах
- изучить конституционно - правовые основы реформирования системы правоохранительных органов на современном этапе: пут и перспективы
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования реформирования системы правоохранительных органов Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие систему правоохранительных органов.
Теоретической основой настоящей курсовой работы являются положения общей истории государства и права, теории права, конституционного права, административного права и других отраслей действующего законодательства.
Для написания курсовой работы использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Содержание системы правоохранительных органов
1.1 Общая характеристика деятельности правоохранительных органов
Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Признаки правоохранительной деятельности:
• юридические меры воздействия;
• строгое соответствие закону;
• установленный законом порядок исполнения;
• реализация специально уполномоченными органами.
Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.
Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.
Функции правоохранительных органов:
• конституционный контроль;
• расследование нарушений права;
• обеспечение безопасности;
• предупреждение правонарушений;
• прокурорский надзор;
• исполнение решений суда;
• оперативный розыск;
• охрана общественного порядка;
• юридическая помощь и консультирование.
Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.
Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.
Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.
Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.
Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.
Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.
Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:
• органы прокуратуры;
• органы внутренних дел;
• органы федеральной службы безопасности;
• органы государственной охраны;
• органы государственной налоговой службы;
• таможенные органы;
• органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
• органы предварительного расследования;
• органы юстиции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно - правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20.04.1995 N 45-ФЗ (последняя редакция)
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)
6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)
7. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021)
8. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
9. Указ Президента РФ от 29.07.2011 N 1038 (ред. от 10.11.2020) "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах"
10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
11. Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 (ред. от 01.03.2011) "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации"
12. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 N 627 "Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года" (вместе с "Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года")
Специальная литература
1. Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
2. Кириллова Н. Г., Стойко Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник академического для бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. 518 с.
3. Лиховицкая Е. П. Судоустройство и органы правоохранительные. Краткий курс. Учебное пособие. — М.: 2019, Проспект. 224 с.
4. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с
5. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Спарк, 2019. - 414 c.
6. Правоохранительные органы (Судоустройство): учебник для вузов / А. А. Шамардин. – ООО ИПК «Университет», 2021. – 275 с.
7. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 300 с.
8. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. — М.: Проспект, 2020. 80 с.