Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Успех деятельности современных компаний очень сильно зависит от правильной работы информационных систем и процессов передачи информации, коммуникационных обменов. Организации заинтересованы не только в получении разнообразной информации, но и ее своевременной обработке, а также в продуктивном взаимодействии со своими клиентами и потребителями.
Вся информация о потребителях, конкурентах, партнерах, поставщиках и других контрагентах бизнес-среды представляет собой очень важную маркетинговую информацию. К ней также относятся данные об экономических характеристиках рынках, социально-политических прогнозах изменения внешней среды и т.п. На основании полученной информации компания принимает различные управленческие решения и, главное, разрабатывает маркетинговую стратегию.
Таким образом, в настоящее время для любого предприятия информация имеет первостепенное значение. Качественное и своевременное информационное обеспечение в области управленческой деятельности становится основой для успешного развития предприятия, гарантируя ему при этом долговременное конкурентное преимущество на рынке.
Ввиду этого, представляется актуальным и важным рассмотреть особенности информационного и коммуникационного обеспечения маркетинговой деятельности современных предприятий.
Цель исследования – анализ системы внутренней и внешней маркетинговой информации.
В соответствии с заявленной целью предполагается решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность маркетинговых исследований и маркетинговой информации;
- рассмотреть современные системы информационного обеспечения маркетингового потенциала организации;
- определить основные виды и методы сбора информации,
- определить основные источники сбора информации,
- рассмотреть современные маркетинговые коммуникационные системы и системы поддержки управленческих решений и клиентов,
- осуществить анализ коммуникационной и информационной системы ЗАО «Связной».
Предмет исследования – информационное и коммуникационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятий.
Объект исследования – Информационная и коммуникационная система маркетинга ПАО «Связной».
Степень изученности заявленной темы достаточно высокая, что обусловлено большим количеством исследований и публикаций как российских, так и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы заключается в определении оптимальных источников сбора маркетинговой информации и выявлении возможностей проведения более объективных маркетинговых исследований.
1.Сущность информационного обеспечения маркетинговой деятельности
1.1. Понятие и сущность маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Маркетинговой называется информация, получаемая в ходе познания, исследования процесса обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы и используемая во всех сферах (уровнях) предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.
В систему информационного обеспечения маркетингового потенциала входит:
а) маркетинговый аудит рыночного потенциала компании – это анализ рыночных возможностей организации и анализ конъюнктурообразующих факторов;
б) маркетинговый аудит деятельности компании – это анализ организационного механизма продаж; анализ экономического механизма продаж; анализ маркетинговой поддержки продаж и маркетинговые исследования внутренней среды предприятия.
Планирование маркетинговой деятельности предприятия связано с обработкой максимального количества информации. Для стандартной формы отчетности, практикуемой в современном предпринимательстве, характерно отсутствие, как гибкости, так и внутренней связи между различными функциональными подразделениями. Для того чтобы получить реальную картину состояния маркетинговых процессов, необходимо создание моделей информационного обеспечения предпринимательской структуры. Рассматривая модель информационного обеспечения предпринимательской структуры как основу для принятия управленческих решений, следует выделить процесс сбора и анализа информации как бизнес-процесс привлечения.
Рис.1.1. Система информационного обеспечения маркетингового потенциала
Содержание бизнес-процесса сбора и анализа маркетинговой информации определяется типами задач, которые ставит для себя предпринимательская структура, где помимо выявления проблем, возникающих в ходе реализации поставленных задач, сроков выполнения, определения источников и объема информации, необходимо установить тип зависимости протекания бизнес–процесса, то есть последовательная (процессная) или непоследовательная (функциональная) зависимость, выделить целевые функции управления, определить обеспечивающие информационные подсистемы, а также роль и место каждой задачи в модели информационного обеспечения предпринимательской структуры.
Однако, каждая цель, обозначенная в информационной системе маркетинга должна соответствовать определенным критериям:
- достижимость,
- измеримость,
- определена во времени,
- иметь критерии оценки эффективности ее достижения,
- иметь исполнителей и ответственных лиц.
Следующим этапом маркетингового планирования является определение подхода к осуществлению всех маркетинговых бизнес-процессов.
Обязательным условием эффективного функционирования системы маркетингового управления является активное взаимодействие компании с внешней средой, особенно с клиентами, анализ конкурентов, их деятельности, тактики, ценообразования, инноваций в гостиничном сервисе, рекламного воздействия.
Целесообразным представляется проведение анализа ситуации (ситуативный анализ) по следующим составляющим:
- рынок;
- участники рынка (конкуренты, потребители, посредники, вспомогательные организации);
- окружающая среда – социум, туристы, государственные и общественные организации;
- маркетинговые инструменты.
Особенно важно проводить PEST-анализ, который продемонстрирует влияние факторов внешнего окружения на развитие организации, угрозы, которые могут снизить эффективность работы компании.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. — 3-е изд. — М.: Вершина, 2017. — 480 с.
2. Габидинова Г.З. Роль информационной системы в маркетинговой деятельности эмитента // Управление корпоративными финансами. – 2016. - №3. – С.38-41
3. Григина Ю.А. Эффективность маркетинговой информационной системы. // Маркетинг. -2019. - №5. – С.18-21
4. Гусев В. С. Яндекс: эффективный поиск. Краткое руководство. — М.: Вильямс, 2017. — 224 с.
5. Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга (Marketing Performance Management) на основе сбалансированной системы финансовых и нефинансовых показателей // Маркетинг. - 2018. - № 2. - С. 35–43.
6. Коробков С.А. Особенности использования внутренней и внешней маркетинговой информации компаниями, занимающимися веб-разработкой // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 2. – С. 153-166
7. Ковалева В.Д. Система оценки эффективности маркетинговой информации в предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. — 2017. — № 8 (80). — c. 73-78.
8. Ковалева В.Д. Актуальные проблемы формирования маркетинговой информационной системы в предпринимательских структурах Южного федерального округа // Российское предпринимательство. — 2016. — № 10 (82). — c. 167-170.
9. Лавникова Ю. В. Организация маркетинговой информационной системы вуза [Текст] / Ю. В. Лавникова // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 514
10. Неганова В. П., Смирнова Е. А. Взаимосвязь внутренних и внешних маркетинговых коммуникаций компании в контексте системного подхода // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25 янв. 2016 г. СПб.: ИЦРОН, 2016. С. 22-32
11. Мешалкина Ю.В. Каналы получения информации в области маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2017. - №4. – С.46-48
12. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»: Гильдия маркетологов. - 3-е изд. - М.: Оме-га-Л, 2017. - 656 с.
13. Пудовкина О.Е. Роль информационных систем в процессе маркетинга промышленного предприятия // Современные технологии управления. – 2016. - №8. – С.48-52
14. Смирнова Е.А. Тенденция развития маркетинговых коммуникаций в 2020-2022 гг.// Вестник ЧелГУ. 2020. №10 (444). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-marketingovyh-kommunikatsiy-v-2020-2022-gg (дата обращения: 13.11.2021).
15. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебник.- 5-е издание стер.- М.:КНОРУС, 2018 г.
16. Пудовкина О.Е. Роль информационных систем в процессе маркетинга промышленного предприятия // Современные технологии управления. – 2013. - №8. – С.48
17. Шарипова Н.А Интернет как инструмент конкурентной разведки/ Н.А. Шарипова// СТЭЖ. - 2017. - №8. - С.98-101.
18. «Евросеть» и «Связной» топят конкурентов // http://spb.mobycity.ru/1890.html
19. Интернет-магазин «Связного» растет в 2 раза быстрее рынка// http://spbit.ru/news/n103471/
20. Официальный сайт «Связной» // http://www.svyaznoy-group.ru/ru/about/social/employees.php