Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность: Коньки всегда были очень популярным видом спорта и активного отдыха у детей и взрослых. Поскольку во многих спортивных сек-циях на момент записи крайне важно уметь хотя бы стоять на льду, большин-ство родителей старается приучить ребенка к конькам. Но как это делать пра-вильно, чтобы не отбить желание к этому виду активности, мало кто знает, поэтому данная тема является актуальной.
Главная особенность современного хоккея - повышение плотности иг-ры из-за увеличения скорости. Спортсмены постоянно находятся в сложных игровых условиях, при дефиците времени для принятия и выполнения техни-ко-тактических решений и действий. При прочих равных условиях наиболь-шего успеха в хоккее добиваются игроки, имеющие высокий уровень разви-тия оперативного мышления и технического мастерства, которые позволяют быстро оценить, проанализировать игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его.
В последнее время характер тренировочного процесса стал носить ха-рактер циклических видов спорта, без учёта сложной и более скоростной спе-цифики игры в хоккей. Динамика развития игры в последние десятилетия, свидетельствует о том, что хоккей становится более скоростным видом спор-та, нацеленным на групповые тактические взаимодействия, на ограниченном участке хоккейного поля. Повышаются требования к технической подготовке хоккеистов, в связи, с чем особенно актуально совершенствование техниче-ской подготовленности катания на коньках, как одной из основных задач обу-чения хоккеистов.
Объект исследования: процесс технической подготовленности хоккеи-стов 11 - 12 лет.
Предмет исследования: совершенствование технической подготовлен-ности хоккеистов 11 - 12 лет
Цель исследования: представить структуру и содержание технической подготовки юных хоккеистов.
Задачи работы:
1) показать необходимость технической подготовки в хоккее;
2) классифицировать и подробно описать технические действия поле-вых хоккеистов;
3) описать цель, задачи и содержание технической подготовки игроков на многолетних этапах в зависимости от амплуа.
Глава 1. Обучение технике игры в хоккей на начальном этапе обучения хоккею
1.2 Необходимость технической подготовки в хоккее
Техническая подготовка на начальном этапе обучения является основ-ной частью учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов и содержит два основных раздела: техника передвижения на коньках и техника владения клюшкой и шайбой.
В процессе начального обучения технике владения клюшкой и шайбой используются координационные упражнения, подводящие упражнения, спе-циальные упражнения на технику владения клюшкой, а также подвижные иг-ры и эстафеты, в ходе которых закрепляются и совершенствуются навыки владения клюшкой и шайбой. Для 8-летних хоккеистов рекомендуется про-водить тренировочные товарищеские игры и турниры в одной зоне поперек площадки (на синей линии установить деревянные переносные бортики). Иг-рать шайбой 3 периода по 15 мин "грязного" времени, с обязательной заме-ной через 1,5 мин. Проводить такие турниры можно во время школьных ка-никул (ноябрь, январь, март). [25]
На этапе начального обучения необходимо освоить следующие техни-ческие приемы владения клюшкой и шайбой на льду и целесообразно это сде-лать в следующей последовательности:
1. Держание клюшки одной, двумя руками.
2. Широкое ведение шайбы с перекладыванием клюшки слева — направо.
3. Передача шайбы броском с длинным замахом.
4. Прием шайбы, остановка шайбы — крюком клюшки с уступаю-щим и без уступающего движения, с подстраховкой коньком.
5. Короткое ведение шайбы ("рубка"), вперед—назад (перед собой и сбоку).
6. Бросок коротким разгоном шайбы (кистевой).
7. Передача шайбы с неудобной стороны броском с длинным зама-хом.
8. Широкое ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагона-ли.
9. Широкое ведение шайбы с перекладыванием клюшки вперед— назад.
10. Короткое ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагона-ли.
11. Ведение шайбы толчками, без отрыва клюшки от шайбы коротким и удар с длинным замахом
12. Обманные движения (финты): туловищем; клюшкой с выпадом влево и вправо; с шагом в сторону; с изменением скорости. [14]
Пока юный хоккеист не освоил основные приемы передвижения на коньках, в занятиях на льду не следует давать ему в руки клюшку для актив-ных действий. Процесс обучения технике владения клюшкой и шайбой и тех-нике передвижения на коньках целесообразно разделить (до тех пор, пока мальчик не научится владеть коньками настолько, чтобы перестать бояться упасть, когда все его внимание сосредоточено на решении одной задачи — устоять на коньках.
Занятия, направленные на овладение навыками работы руками, не только можно, но и нужно проводить на этом этапе обучения вне льда (в лет-нем спортивном лагере, в тренировочном городке — на фанерных и металли-ческих листах, на бетоне, на паркете и др.)
Владение клюшкой и шайбой заключается в умении технически пра-вильно выполнять и рационально использовать в игровой деятельности сле-дующие приемы: ведение, броски и удары, передачи, прием и остановку шай-бы, обводку, финты и отбор шайбы.
Начинать обучение нужно с выполнения специально-подготовительных и подводящих упражнений. Специально-подготовительные Упражнения: с клюшкой (без шайбы и с шайбой) — имитация ведения и пере-дачи шайбы на месте, с перемещением крюка клюшки в различных направле-ниях.
Затем переходят к изучению ведения шайбы, соблюдая последова-тельность:
1) перемещение шайбы стоя на месте, вперед—назад, влево— впра-во;
2) плавное ведение шайбы с переносом клюшки через шайбу в раз-ных направлениях, стоя на месте;
3) то же с перемещением хоккеиста;
4) короткое ведение шайбы с изменением ритма движения, стоя на месте;
5) то же с продвижением хоккеиста по площадке в различных направлениях. [9]
Это упражнение можно (особенно на начальном этапе обучения) вы-полнять и вне льда.
Плавное широкое ведение шайбы применяется в тех случаях, когда перед игроком есть достаточное свободное пространство, а также при обвод-ке. Хоккеист плавным размашистым движением перемещает шайбу крюком клюшки (шайба располагается на середине крюка).
Короткое быстрое ведение шайбы (дриблинг) используется при обвод-ке соперника и сочетается с обманными движениями туловищем, плечами и др. При ведении шайбы этим способом клюшку следует держать крепко обе-ими руками.
Ведение, не отрывая клюшки от шайбы — в практике хоккеиста имеют место несколько способов: по прямой, держа клюшку одной рукой, перед со-бой и сбоку, по дуге одной и двумя руками и другие. Если перед игроком свободное пространство, он использует любой способ; если же соперник мо-жет атаковать сбоку, то шайбу следует прикрывать корпусом.
Ведение шайбы - как бы связующий элемент техники хоккея, которо-му, несмотря на кажущуюся второстепенность, следует постоянно уделять внимание. Характерная ошибка начинающих хоккеистов состоит в том, что они следят лишь за шайбой, опуская при этом голову. Таким образом они те-ряют контроль за соперником и за перемещениями партнеров и поэтому не способны принять наиболее правильное решение и зачастую становятся ми-шенью для соперника. Игрок, владеющий шайбой, должен крепко держать клюшку в руках и на льду, тогда соперник ударом своей клюшки не сможет выбить шайбу.
Основной смысл игры заключается во взятии ворот соперника. Броски — это атакующие действия игрока, в которых он различными способами стремится направить шайбу в ворота соперника. [11]
Главная задача основной фазы броска заключается в придании шайбы максимальной скорости и точного направления полета. С началом движения рук выполняется толчок левой ногой, а туловище поворачивается вправо, что дает возможность использовать кинетическую энергию движения тела для повышения силы броска. Придание шайбе максимальной скорости осуществ-ляется за счет упругих сил клюшки (силового удара клюшки в шайбу), силы тяги мышечных групп плечевого пояса, особенно кистей рук разнонаправлен-ного действия, а также реактивных сил, возникающих вследствие последова-тельного торможения звеньев кинематической цепи (плечо, предплечье, кисть, рукоятка, крюк). На эффективность броска оказывает также влияние характер взаимодействия крюка и шайбы. [18]
При обучении и совершенствовании различных видов бросков юным хоккеистам следует учитывать жесткость клюшки. Так, менее жесткие клюш-ки способствуют более эффективному совершенствованию бросков-ударов. По мере взросления хоккеистов и увеличения у них силы мышц верхнего плечевого пояса лучше использовать более жесткие и тяжелые клюшки.
Овладение основой техники приема осуществляется с помощью мето-да упражнений, путем многократного выполнения отдельных фаз и приема в целом в упрощенных условиях.
При обучении технике бросков следует придерживаться общих пра-вил:
взгляд на шайбу;
поворот кистей, сгибание кисти руки, расположенной внизу, вы-прямление кисти руки, расположенной вверху;
плотный захват клюшки;
взгляд в точку прицеливания;
толчок со всей силой руки, расположенной внизу, вперед рукой, расположенной вверху, к туловищу;
поворот и выпрямление кистей;
сопровождение как можно дальше.
При выполнении кистевого броска можно выделить два способа: "чи-стый" кистевой бросок, когда шайба уже в начале удара прижата к крюку клюшки, и кистевой бросок с коротким ударом (удар-бросок). В начале брос-ка шайба находится на расстоянии 10 - 20 см от крюка клюшки.
Удар-бросок обеспечивает довольно высокую скорость вылета шайбы за счет скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса, особенно сгибателей кисти, скорости скольжения игрока, упругих свойств клюшки, скорости движения крюка клюшки. На выполнение удара-броска не требуется много времени. Поэтому его с успехом используют при атаке ворот соперни-ка с близких позиций. Повысить скорость движения шайбы при ударах-бросках и ударах можно за счет рационализации техники бросков путем уточнения деталей движения, а также целенаправленным повышением ско-ростно-силовых качеств мышц верхнего плечевого пояса и кистей рук. [22]
При этом желательно использовать принцип динамического соответ-ствия средств скоростно-силовой направленности и структуры движения броска-удара.
Подготовительная фаза: хоккеист стоит вполоборота по направлению движения шайбы, ноги расставлены несколько шире плеч и слегка согнуты в коленях, масса тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище накло-нено вперед. Шайба находится перед игроками на расстоянии 50—60 см. Хват
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 350 с.
2. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич. // Теория и практика физической куль-туры. 2019. - № 4. - 9-10с.
3. Баранов, П.Ф. Хоккей. Планирование учебно -тренировочного процесса и управление им / П.Ф. Баранов. - Минск: Изд. «Высшая школа», 1974.
4. Бернштейн, НА. О ловкости и ее развитии / НА. Бернштейн. - Москва: ФиС, 2016. - 14с.
5. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 192 с.
6. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В. А. Быстров. - М.: Физкультура и спорт, 2020. - 243 с.
7. Быстров, В.А. Хоккей. Курс специализации для студентов дневного обучения тренерского факультета: метод. рекомендации / В.А.Быстров. - СПб.: Изд. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. ПФ.Лесгафта, 2019. - 54 с.
8. Вашляев, Б.Ф. Оптимизация тренировочных воздействий в подготовки квалифицированных конькобежцев - многоборцев : автореф. дис. канд. Ше д. наук / Б.Ф. Ваптляев. - Тюмень: Академия, 2018. - 26 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский // Советский спорт. - 2017. - №25. - 139-145с.
10. Гальчук, А.П. Мир мужских увлечений / А.П. Гальчук. - Москва: Экс-мо, 2018. - 139-178с.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физкультурного воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2020.
12. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голоща-пов. - Санкт-Петербург: Academia, 2021. - 239-261с.