Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Эволюция взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова 4
1.1 Межгосударственные отношения России и Молдавии 4
1.2 Правовые основы российско-молдавского сотрудничества 5
Глава 2. Анализ сотрудничества между Республикой Молдова и Российской Федерацией 7
2.1 Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Республикой Молдова 7
2.2 Перспективы сотрудничества России и Молдовы 11
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Фрагмент для ознакомления
2
6 апреля 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Россией и Молдовой. Правовая база прежних отношений насчитывает более 180 документов.
13 мая 2002 года вступил в силу базовый договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова. В преамбуле документа содержатся положения о стратегическом партнерстве между двумя странами и роли России как посредника и гаранта политического решения приднестровской проблемы. В ноябре 2011 года документ был автоматически продлен на десять лет [7, с.140].
Отношения между Москвой и Кишиневом ухудшились летом 2014 года, когда парламент Молдовы ратифицировал соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное правительством в Брюсселе. Правящая Демократическая партия проводила ярко выраженную антироссийскую политику. Введен запрет на въезд в Российскую Федерацию депутатов парламента и правительства Молдовы. Правительство Молдовы также приняло ряд антироссийских мер, в том числе изгнание из республики российских дипломатов, журналистов, общественных деятелей и артистов, а также объявление персоной нон грата вице-премьера России Дмитрия Рогозина. В середине декабря 2017 года Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова отозвало посла республики для консультаций в России на неопределенный срок (он вернулся к работе в марте 2018 года). 2 января 2018 года Парламент Молдовы зарегистрировал инициативу выхода Молдовы из СНГ. 10 января президент Андриан Канду подписал закон, запрещающий ретрансляцию российских новостей, а 14 января пообещал выставить России счет на миллиарды долларов за «оккупацию» Приднестровья. В марте Кишинев присоединился к антироссийским действиям Великобритании в связи с инцидентом в Солсбери и объявил о высылке трех российских дипломатов [2, с.96].
В июне 2019 года пророссийская Социал-демократическая партия Молдовы и проевропейский блок ACUM сформировали парламентское большинство, и страна получила новое правительство. В июле Молдова сняла запрет на въезд в Россию членов парламента и правительства.
1.2 Правовые основы российско-молдавского сотрудничества
Дипломатические отношения между Россией и Молдовой установлены 6 апреля 1992 года. Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами подписан 19 ноября 2001 г. (вступил в силу 13 мая 2002 г.). Правовая база российско-молдавских отношений в настоящее время включает около 200 двусторонних документов о сотрудничестве в различных сферах.
Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству работает с 1996 года. Последнее заседание комиссии состоялось 29 ноября 2016 года в Москве. В результате был подписан план развития торгово-экономических отношений на 2016-2017 годы, который предусматривает ряд мер в области таможенного контроля, транспорта, энергетики и сотрудничества в других секторах в рамках СНГ [3, с.115].
В центре внимания российско-молдавских переговоров находится решение приднестровской проблемы. Региональный конфликт возник после того, как 25 августа 1991 года Верховный совет Приднестровья принял декларацию о независимости республики, которую официальный Кишинев отказался признать. В марте / июле 1992 года в Приднестровье началось вооруженное столкновение между молдавской армией и приднестровскими ополченцами, в котором, по разным данным, погибло от 700 до 1500 человек.
Дальнейшее обострение военного конфликта было остановлено вмешательством дислоцированных в Приднестровье подразделений 14-й гвардейской армии РФ под командованием генерала Александра Лебедя. 21 июля 1992 г. Россия и Молдова подписали Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье. С их помощью можно было полностью прекратить боевые действия, разъединить противоборствующие силы и создать между ними зону безопасности, в которую вводились совместные миротворческие силы. В настоящее время они состоят из 402 российских военнослужащих, 492 человек из Приднестровья, 355 молдаван и 10 военных наблюдателей с Украины [5, с.80].
В 1993 году Кишинев и Тирасполь начали переговоры о правовом статусе Приднестровья. С 2005 года встречи проходят при участии посредников - России, Украины, ОБСЕ, а также США и ЕС в качестве наблюдателей (так называемый формат «5 + 2»). Согласно Договору о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Молдовой от 2001 года, Россия играет роль «посредника и гаранта, основанного на уважении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в политическом решении приднестровской проблемы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Астахова С. В. Молдавия: парламентские выборы в контексте современных политических реалий // Россия и новые государства Евразии. 2019. № 1 (42). С. 88-102.
2. Астахова С. В. Политический кризис в Молдавии: преодоление или продолжение? // Россия и новые государства Евразии. 2019. № 4 (45). С. 37-47.
3. Быстренко В. И. Молдавия: проблемы и противоречия постсоветского развития // Наука и мир. 2019 № 6 (34). С. 57-62.
4. Девятков А. В. «Европейский выбор» Молдовы: международный и внутренний контекст // Россия и мир: анатомия современных процессов / под ред. Е. А. Нарочницкой; Фонд исторической перспективы. Центр исследований и аналитики. Москва, 2020. С. 474-494.
5. Девятков А. В. Международно-политические последствия «де-факто государственности» Приднестровья // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. № 2. С. 51-56.
6. Лавренов С. Я. Новый этап газовых отношений России и Молдавии // Геоэкономика энер-гетики. 2020. Т. 9. № 1. С. 41-55.
7. Малышев Д. В. Молдавия между западом и востоком // Международная жизнь. 2019. № 2. С. 129-145.
8. Мамаева Ю.А. Российско-молдавские отношения и политические позиции России в Молдове: перспективы в контексте внутрирегиональных особенностей // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 2. С. 101-105.
9. Мухаметшин Ф. М. Российско-молдавские отношения через призму меняющейся региональной архитектуры // Международная жизнь. 2020. № 6. С. 38-47.
10. Мухаметшин Ф. М. Россия — Молдавия: между наследием прошлого манящими новыми горизонтами // Международная жизнь. 2019. № 9. С. 30-42.
11. Путинцев И. С. Особенности внутриполитического развития Молдавии в постсоветский период (1991-2020 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Моск. госуд. институт междун. отн. М., 2021.
12. Троицкий Е. Ф. Политика Европейского Союза в отношении Приднестровского конфликта (1992-2015 гг.) // Сибирские исторические исследования. 2018. № 3. С. 28-42.
13. Чаглей О. Молдова: офшорные связи бывшего премьера // OCCPR [Электронный ресурс]. URL: https://www.occrp.org/ru/panamapapers/moldova-the-offshore-connection-of-an-ex-pm/ (дата обращения: 25.11.2021).
14. Radu P., Munteanu M., Ostanin I. Grand Theft Moldova // OCCPR [Электронный ресурс]. URL: https://www.occrp.org/en/investigations/4203-grand-theft-moldova (дата обращения: 25.11.2021).
15. Shakera R. R., Sirodoev I. G. Assessing sustainable development across Moldova using house-hold and property composition indicators // Habitat International. 2019. Vol. 55. P 192-204.
16. Trandafira M. M. Bessarabia- the Perennial Political Subject on the Romanian-Soviet Sensible Agenda // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2018. Vol. 149. P 962-966.
17. Way L. A. The limits of autocracy promotion: The case of Russia in the ‘near abroad’ // European Journal of Political Research. Vol. 54. Is. 4. P 691-706.