Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Методические основы прогнозирования себестоимости продукции 5
1.1 Спецификация модели себестоимости продукции 5
1.2 Оценка параметров модели и влияния мультиколлинеарности факторов 6
1.3 Прогнозирование уровня себестоимости 8
2. Анализ себестоимости продукции и прогнозирование ее уровня в ОАО «Зубово» 10
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Зубово» 10
2.2 Анализ корреляционного поля и динамики себестоимости продукции 12
2.3 Парная и множественная модель себестоимости продукции 13
2.4 Построение аддитивной модели временного ряда уровня затрат на перспективу 18
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что себестоимость продукции – ключевой показатель экономической эффективности ее производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.
Анализ себестоимости продукции играет большую роль в управлении затратами. Посредством такого анализа возможно изучить тенденции изменения уровня себестоимости, определить отклонение фактических затрат от плановых и причины этих отклонений, выявить резервы снижения себестоимости продукции и оценить работу предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Как правило, для проведения анализа себестоимости продукции используется статистическая отчетность «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Цель написания курсовой работы – разработка эконометрической модели прогнозирования себестоимости продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить форму модели себестоимости;
- оценить параметры модели и влияние мультиколлинеарности факторов;
- изучить прогнозирование уровня себестоимости;
- дать краткую характеристику предприятия;
- проанализировать корреляционное поле и динамику себестоимости на предприятии;
- построить парную и множественную модель себестоимости продукции предприятия;
- построить аддитивную модель временного ряда уровня затрат на перспективу.
Объектом данного исследования является себестоимость продукции предприятия ОАО «Зубово».
Предмет исследования – эконометрические модели прогнозирования себестоимости продукции.
Информационную базу для проведения анализа себестоимости продукции используется статистическая отчетность «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Для написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: системный анализ, математические и статистические методы, сравнение и аналогия, обобщение и др.
1. Методические основы прогнозирования себестоимости продукции
1.1 Спецификация модели себестоимости продукции
Для управления социально-экономическими процессам необходимо изучение внешних и внутренних взаимосвязей, определение факторов, которые оказывают влияние на состояние и развитие предприятия.
Методы статистического изучения зависимостей решают такие задачи, как:
1) определение наличия (отсутствия) статистически значимой связи между признаками. Здесь предполагается дать количественную оценку тесноты связи посредством показателей тесноты связи корреляционной зависимости;
2) изучение причинно-следственной связи между факторными и результативным признаками, для управления результативным признаком, воздействуя на факторные;
3) прогноз возможных результатов при любом уровне факторов.
Себестоимость – это стоимостная оценка расхода или оплаты ресурсов, использованных предприятием для производства оцениваемого объекта. Себестоимость продукции (работ, услуг) - важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить факторы, влияющие на ее уровень, дать количественную оценку тесноты зависимости, ранжировать их по степени влияния и на этой основе создать экономическую модель себестоимости, с помощью которой станет возможным прогнозирование себестоимости продукции.
Парная регрессия применяется при наличии доминирующего фактора, который применяется как объясняющая переменная.
Как правило линейная регрессия имеет уравнение вида (формула 1):
y ̂_x=a+bx (1)
Данное уравнение позволяет по заданным значениям фактора x иметь теоретические значения результативного признака y, подставляя в него фактические значения фактора x.
Зависимость y от x в парной регрессии не обязательно характеризуется линейной парной регрессией, возможны и другие соотношения, например степенная или экспоненциальная зависимости. Поэтому от правильно выбранной спецификации модели зависит величина случайных ошибок: они тем меньше, чем в большей мере теоретические значения результативного признака x подходят к фактическим данным y.
1.2 Оценка параметров модели и влияния мультиколлинеарности факторов
Для построения линейной регрессии необходимо оценить ее параметры – a и b.
Оцениваются данные параметры методом наименьших квадратов (МНК). С его помощью можно получить такие оценки параметров a и b, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака y от расчетных (теоретических) y ̂_x минимальна (формула 2):
S=∑_i▒〖(y_i-y ̂_(x_i ))〗^2 →min (2)
Для определения минимума функции вычисляются частные производные по каждому параметру a и b и приравниваются к нулю (формулы 3,4,5):
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература
1. Крянев, А.В. Эконометрика (продвинутый уровень): Конспект лекций / А.В. Крянев М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017.
2. Бородич, С.А. Эконометрика. Практикум: учеб. пособие / С.А. Бородич. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2018. 329 с.
3. Бабешко, Л.О. Эконометрика и эконометрическое моделирование: учебник / Л.О. Бабешко, М.Г. Бич, И.В. Орлова. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. 385 с.
Дополнительная литература
1. Ниворожкина, Л.И. Эконометрика: теория и практика: учеб. пособие / Л.И. Ниворожкина, С.В. Арженовский, Е.П. Кокина. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 207 с.
2. Колпаков, В.Ф. Экономико-математическое и эконометрическое моделирование: компьютерный практикум: учеб. пособие / В.Ф. Колпаков. М.: ИНФРА-М, 2018. 396 с.
3. Валентинов, В.А. Эконометрика / В.А. Валентинов. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2016. 436 с.
Учебно-методическая литература
1. Модели временных рядов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине "Эконометрика (продвинутый уровень)" для направления подготовки магистров 38.04.01 "Экономика" очной и заочной форм обучения / УГНТУ, каф. БУА; сост. О. Г. Кантор. Уфа: УГНТУ, 2018. 960 Кб. Режим доступа: http://bibl.rusoil.net/
2. Парный и множественный регрессионный анализ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине "Эконометрика (продвинутый уровень)" для направления подготовки магистров 38.04.01 "Экономика" очной и заочной форм обучения / УГНТУ, каф. БУА; сост. О. Г. Кантор. Уфа: УГНТУ, 2018. 1,04 Мб. Режим доступа: http://bibl.rusoil.net/
3. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине "Эконометрика (продвинутый уровень)" [Электронный ресурс]: для подготовки магистров по направлению 080100 "Экономика" / УГНТУ, каф. БУА; сост. Е. В. Бутусов. Уфа: УГНТУ, 2013. 1,56 Мб. Режим доступа: http://bibl.rusoil.net/
4. Эконометрика (продвинутый уровень) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ для направления подготовки магистров 38.04.01 Экономика очной и заочной форм обучения / УГНТУ, каф. БУА; сост. О.Г. Кантор. Уфа: УГНТУ, 2018. – 64 с. 3,10 Мб. Режим доступа: http://bibl.rusoil.net/
Интернет-ресурсы
1. Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. – URL: http://www.cbr.ru
2. Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. – URL: http://www.minfin.ru
3. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. – URL: http://www.gks.ru
4. Статистическая служба Европейского союза: [сайт]. – URL: http://eurostat.ec.europa.eu
5. Международный Валютный Фонд: [сайт]. – URL: http://www.imf.org