Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Определение налоговой нагрузки организации является важным направлением в деятельности по управлению организацией. Законодательство Российской Федерации позволяет хозяйствующим субъектам применять специальные налоговые режимы для минимизации налогообложения. В курсовой работе по дисциплине «Аналитические процедуры в налоговом учете», студенты знакомятся с различными системами организации налогообложения, проводят все необходимые расчеты и определяют налоговую нагрузку организации в соответствии с исходными данными индивидуального задания, приведенного в Приложении (Исходные данные). Курсовая работа является одним из видов самостоятельной работы студента и направлена на закрепление и углубление полученных знаний по дисциплине: расчет различных видов налогов, применение специальных налоговых режимов, расчет налоговой нагрузки организации.
Задачи курсовой работы:
– ознакомить студентов с основными вопросами теории налогообложения;
– рассчитать годовую величину всех налогов и сборов, которые обязаны платить организации.
По условию курсовой работы организация занимается грузовыми перевозками, выполняет работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, а также имеет платную стоянку на 20 машино-мест площадью 500 кв. м. Для охраны платной стоянки привлекается частное охранное предприятие (ЧОП). В организации имеются следующие основные средства (в собственности и в аренде): здания и сооружения, оборудование для выполнения работ по ТО и ремонту, грузовые автомобили, используемые для перевозок грузов других организаций и физических лиц. В задании приведена остаточная стоимость перечисленных основных средств на начало года. В течение года организация обновляет парк автотранспортных средств, используя кредит в банке. Организация продает одно устаревшее автотранспортное средство и приобретает два новых. В организации работают:
– директор,
– главный бухгалтер,
– водители (из расчета 1 водитель – 1 автомобиль),
– автослесари,
– уборщица.
Налоговая система как инструмент государственного регулирования
Налоги являются инструментом регулирования экономической деятельности, с помощью которых государство может как стимулировать развитие определенных сфер производства, снижая налоговые ставки или определяя налоговые льготы, так и сдерживая деятельность субъектов хозяйствования, увеличивая налоговую нагрузку, изменяя налоговые правила ведения бизнеса. Это, конечно, важная функция налогов, но основной причиной их применения является фискальный аспект. Наполненность бюджета страны напрямую зависит от эффективности фискальной политики, ее простоты и прозрачности.
В современных условиях экономической нестабильности в стране и значительного дефицита бюджета трудно переоценить важность такой политики, поскольку сегодня субъекты хозяйствования как никогда испытывают влияние любых реформ или изменений в этом направлении. Любые действия в направлении совершенствования налоговой системы и повышения эффективности фискальной политики могут привести к положительным экономическим сдвигам, активизации предпринимательской деятельности и, как следствие, улучшение благосостояния граждан.
Учитывая вышеизложенное, актуальность научного исследования, направленного на изучение роли и функций налогов в обществе является неоспоримым.
Целью исследования является раскрытие особенностей налоговой системы как инструмента государственного регулирования.
1. Налоги: сущность, признаки, функции и назначение
Одним из важнейших средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны являются налоги. Существующая система налогообложения в России постоянно меняется и поэтому требует тщательного подхода к изучению. Определение современных тенденций ее развития даст реальную возможность для разработки основных путей ее совершенствования.
Развитие цивилизации, изменение определенных общественно-экономических формаций, меняли как научное понимание сущности, места и роли налогов, так и формы их взимания, становясь более приемлемыми для экономики и налогоплательщиков. Налоги становятся важным источником формирования бюджета государства и финансирования расходов, связанных с содержанием государственного аппарата, развитием образования, науки, а также регулированием общественной и хозяйственной деятельности, а налогообложение приобретает более упорядоченного, устойчивого характера.
Исследования авторов и анализ современных мировых и отечественных тенденций показывает, что обязательным в определении сущности налогов и налогообложения является возможность пополнять бюджет страны. Поэтому, вполне целесообразно в большинстве экономических изданий современности категорию «налоги» трактовать как обязательные платежи, взимаемые в установленном законом порядке и направляемые на финансирование государством его функций.
Налоги - демократические по процедуре установления, но принудительные по форме взыскания платежи индивидов и корпораций, предназначенные для трансферта финансовых ресурсов из частного сектора в государственный с целью финансирования общественных, общенациональных, правительственных нужд способом, альтернативным эмиссии и займам [4, с. 30].
Налоги - специфическая форма производственных отношений, которая формирует их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность познания их глубинной сущности, позволяет раскрыть внутренний смысл и эволюцию, важные признаки и особенности.
Попович С. О. [23] объясняет налоговые поступления как обязательные платежи юридических и физических лиц, отчисляемых в бюджет с целью обеспечения общегосударственных централизованных фондов денежными средствами. Характеризует налогообложение как исторически древнейшую форму финансовых отношений между государством и членами общества.
Экономическая теория выделяет два подхода к определению категории «налог» [23, с. 70]:
1. социально-экономический: изъятие налогов рассматривается как составная часть воспроизводственного процесса, как распределительные и перераспределительные отношения;
2. финансово-правовой: изъятие налогов анализируется с точки зрения выбора налоговых форм, методов и инструментов.
Согласно выбранному подходу, приводятся различные определения налогов, которые объединяются по следующим признакам:
- за субъектом взыскания: государственные учреждения;
- за объектом взыскания: юридические и физические лица;
- по порядку взыскания: бесплатно, принудительно, в определенные сроки и в определенном размере;
- по цели взыскания: материальное обеспечение субъектов политической власти средствами на удовлетворение общегосударственных нужд.
Оба подхода тесно взаимосвязаны, поскольку финансово-правовой, определяя различные положения относительно налогов, реализуется в рамках целевых установок, определенных социально-экономическим содержанием налоговых отношений.
К главным признакам налогов, по нашему мнению, относятся: законодательно-правовой характер платежей; обязательность и определенность сроков и размеров платежей; фиксированность норм изъятия чистого дохода относительно объекта налогообложения; долгосрочность и стабильность ставок и тарифов. Эти признаки должны быть возложенные в основу определения понятия «налог» в нормативно-правовых актах для предупреждения произвола со стороны органов государственной власти при установлении налогов и обеспечения гарантий соблюдения законных прав и интересов налогоплательщиков.
Природа налогов характеризуется многогранностью и постоянным изменением. По результатам анализа литературных источников выделено три основных этапа эволюции становления современных налогов как составляющей системы бюджетно-налогового регулирования. Анализ характера основных функций предмета исследования - фискальной и регулирующей - позволяет раскрыть экономическую сущность категории «налоги» по двум направлениям: как составной элемент наполнения государственной казны, и как инструмент влияния государства на других субъектов хозяйствования в стране.
К основным элементам налогов относятся: плательщики налога; объект налогообложения; база налогообложения; ставка налога; порядок исчисления налога; налоговый период; срок и порядок уплаты налога; срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.
Налоги как рычаг макроэкономического регулирования выполняют определенные функции, обеспечивает в целом эффективность функционирования налоговой системы страны. Традиционная экономическая теория выделяет две функции налогов: фискальную и регулирующую [6]. Однако у современных исследователей существуют дополнения списка углубленными функциями, такими как контрольная, распределительная, социальная (табл. 1).
Значение налогов и системы налогообложения обусловлено их функциями. Среди ученых не существует единого подхода к классификации функций налогов. Однако традиционная экономическая теория выделяет следующие два направления функций: фискальную (с лат. Ficus - государственная казна) и регулирующую.
Главное назначение первой - наполнение дохода бюджета страны с целью его дальнейшего перераспределения. Поэтому налогообложение деятельности служит базисом для покрытия расходов государства.
Регулирующая функция налогов должна обеспечить гармонизацию интересов всех участников налоговых отношений и служит инструментом государственного регулирования инфраструктуры рынка России. Однако у современных исследователей существуют дополнения списка углубленными функциями, такими как контрольная, распределительная, стимулирующая. Итак, исходя из функций, формирования налоговых поступлений бюджета должно рассматриваться как минимум двояко: как неотъемлемая составляющая бюджетного процесса и как инструмент регулирования финансово-экономических отношений. Жуйриков К. К. [7] характеризует налоги как одну из форм экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода в соответствии с потребностями финансирования государственных расходов называют исходной категорией финансов, экономической основой функционирования государства и важнейшей формой регулирования рыночных отношений.
Поляков Д. К. [22] ключевое назначение налоговых поступлений видит в обеспечении страны финансовыми ресурсами с целью финансирования государственных расходов. Важным инструментом реализации взимания налоговых платежей является сведение бюджета. Он финансируется за счет налогов, займов, иностранной помощи и эмиссии денег. С целью наглядности, важности налоговых поступлений для бюджета страны.
Важно помнить, что социально-экономическая природа налогов обладает внутренней противоположностью. Кроме метода аккумулирования государственных доходов, налоги обеспечивают эффективное государственное регулирование экономики, надежное выполнение государством своих регулирующих функций. Внедряется гармонизация интересов всех участников налоговых отношений. Регулирующая функция в зависимости от последствий воздействия налогов на результаты деятельности экономических субъектов может рассматриваться как стимулирующую, при поощрении к увеличению объемов производства, если это промышленность, или как дестимулирующую в условиях, когда изменение отдельных элементов налога приводит к нецелесообразности со стороны плательщика дальнейшего развития деятельности в соответствующем направлении.
Подытоживая роль регулирующей функции представим простое определение этой категории: «Налоги являются одним из самых эффективных рычагов обеспечения развития экономики».
Итак, выяснив определения сущности налогов и единства их функций, следует важный в теоретическом плане вывод о том, что специфическое общественное назначение налогов находит свое выражение не в существовании каждой функции отдельно, а только в их единстве.
2. Налоговая система: структуры и принципы ее построения
Налоговая система Российской Федерации имеет определенную структуру, основу которой составляет определённая и законодательно утверждённая классификация налогов (табл. 2).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) № 11-ФКЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (ред. от 28.04.2020) № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
4. Алиев Б. Х. Налоговая политика государства: сущность, механизм реализации и перспективы / Б. Х. Алиев, М. Д. Эльдарушева // Финансы и кредит. - 2014. - № 40 (616). - С. 27-36.
5. Арсеньева В. А. Налоговое регулирование инвестиционной активности: теоретические основы функционирования в системе государственного регулирования / В. А. Арсеньева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. - № 10 (89). – С. 32-35.
6. Ворожбит О. Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. Ю. Ворожбит, В. А. Водопьянова. - Владивосток: ВГУЭС, 2016. - 217 с.
7. Жуйриков К. К. Функции, формы налогов и принципы построения современной налоговой системы / К. К. Жуйриков // Статистика, учет и аудит. - 2016. - Том 2. - №61. - С. 34-40.
8. Зарипова Н. Д. К вопросу о понятии налоговой нагрузки / Н. Д. Зарипова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. - №23. – С. 2204-2207.
9. Зимина Г. А. Налоговая нагрузка как показатель результативности и эффективности налоговой политики государства / Г. А. Зимина, Э. М. Байбурина // Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития: сборник трудов конференции. – Пенза: ИП Гуляев Г. Ю. – 2019. – С. 84-89.
10. Иванова А. А. Классический и современный взгляд на развитие налоговой системы / А. А. Иванова, И. А. Журавлева // Аспирант. – 2018. - № 5 (42). – С. 35-40.
11. Иванова Ю. В. Региональный аспект анализа налоговой нагрузки организаций по отдельным видам экономической деятельности / Ю. В. Иванова // Финансовый вестник. – 2020. - № 2 (49). – С. 55-62.
12. Кальянова Е. В. Современное состояние налоговой системы в Российской федерации / Е. В. Кальянова // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник трудов конференции. – ИП Гуляев Г. Ю. – 2018. – С. 191-193.
13. Маер О. И. Отражение классических принципов налогообложения в современной налоговой системе / О. И. Маер, А. Д. Пивоварова // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: сборник трудов конференции. – Чебоксары. – 2019. – С. 124-128.
14. Мартынова Т. А. Информационная база оценки налоговой нагрузки предприятия малого бизнеса / Т. А. Мартынова, А. А. Синиченко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - № 12 – 2 (70). – С. 107-112.
15. Махмудов Т. Г. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и способы ее совершенствования / Т. Г. Махмудов, К. С. Черноусова // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - № 1 (19). – С. 130-132.
16. Медведева О. В. Ключевые аспекты организации налогового планирования на малых и средних предприятиях / О. В. Медведева // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2016. - №3. - С. 45-49.
17. Миронова И. Б. Категории «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка»: их значимость и применение в налоговой нагрузке и практике / И. Б. Миронова // Инновационное развитие экономики. – 2014. - № 5 (22). – С. 5-8.
18. Михина Е. В. Налоговая нагрузка как фактор налогового планирования организации / Е. В. Михина, А. М. Михин // Наука и образование. – 2018. - №2. – С. 12.
19. Оканова Т. Н. Налогообложение коммерческой деятельности: учебно-практ. пособие / Т. Н. Оканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.
20. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/armenia#DB_tax
21. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/
22. Поляков Д. К. Анализ использования налоговой политики в регулировании процессов регионального развития / Д. К. Поляков.ю М. М. Ильина // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов конференции. – Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2018. – С. 270-274.
23. Попович С. О. Институциональные основы налоговой системы в государственном регулировании экономики / С. О. Попович / Неделя науки СПбПУ: сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 2018. – С. 69 -71.
24. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://info.minfin.ru.
25. Токаева М. Э. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации и пути ее совершенствования / М. Э. Токаева // Форму молодых ученых. – 2019. - № 2 (30). – С. 1448-1450.
26. Царева И. Е. Уровень налоговой нагрузки малого бизнеса / И. Е. Царева // Интеллектуальный потенциал XXI века инновационной России. – 2020. – С. 345-350.
27. Черникова А. Е. Налоговое планирование на предприятиях в современных условиях / А. Е. Черникова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 3 (55). - С. 79 - 81.
28. Черноусова К. С. Налоговая нагрузка производственного предприятия: пути оптимизации и минимизации в современных условиях / К. С. Чернусова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2021. - № 1-2. – С. 107-110.
29. Шамутыло К. А. Налоговый потенциал и налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта / К. А. Шамутыло // Экономика, управление, общество: история и современность: сборник трудов конференции. – Хабаровск: Дальневосточный ИУ – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия НХГСП РФ», - 2017. – С. 222-229.
30. Шинкарева О. В. Анализ налоговой нагрузки предприятий различных видов экономической деятельности / О. В. Шинкарева, А. О. Орлова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2020. - № 3 (25). – С. 74-81.
31. Шнайдер О. В. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики / О. В. Шнайдер, А. Ю. Смагина // Вестник НГИЭИ. - 2015. - С. 84-89.