Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. «Здоровье детей – здоровье нации!» – содержание этого лозунга отражают многие образовательные документы, в частности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В соответствии с ним, одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации является оздоровительная работа с детьми, в том числе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии относятся к разряду современных инновационных технологий и представляют систему мер, включающих все факторы образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников на всех этапах образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Такие технологии используются в двух направлениях:
• формируют у дошкольников основы валеологической культуры, учат проявлять заботу о своем здоровье самостоятельно;
• организуют образовательный процесс в дошкольной образовательной организации таким образом, чтобы исключить негативное влияние на здоровье детей.
В соответствии с ФГОС ДО наряду со здоровьесберегающими технологиями могут использоваться и традиционные формы и методы оздоровительной работы с детьми, при этом они будут дополнять друг друга различными способами осуществления оздоровительной деятельности.
Важно отметить, что здоровьесберегающие технологии намного значительнее среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главным признаком технологий является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению, возникших каких-либо проблем.
Также существует много форм и видов деятельности, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, например: динамические паузы, ритмопластика, релаксация, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз), коммуникативные игры, игротреннинги, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, и многие другие. Каждый ребенок в ДОУ проживает треть своей дошкольной жизни и важно то, как она организовывается сотрудниками детского сада, в зависимости от состояние здоровья детей.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
В настоящее время продолжается исследование проблем, связанных с разработкой методов, приемов, средств педагогической работы укрепления здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки, двигательные игры-разминки. Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения переутомления, восстановления умственной работоспособности на занятиях.
Объект исследования: физическое воспитание у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: физкультминутки в работе с дошкольниками.
Цель исследования – изучить особенности и возможности использования в работе с детьми дошкольного возраста..
Задачи исследования:
1. Изучить понятие здоровья и здорового образа жизни;
2. Определить возможности здоровьесбережения как одного из условий формирования предметно-пространственной среды ДОО;
3. Выявить особенности использования физкульминуток в работе с дошкольниками.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман. – М.: Юрайт, 2017. – с. 7
2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
3. Андреева Т.Н. Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 18. - № 1. - С. 12-20.
4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
5. Бредихина Н.В. Здоровый образ жизни как человеческий ресурс в современной России // Человеческий капитал. – 2012. – № 9 (45). – С. 58-61
6. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение – педагогический колледж»: моногр. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 356 с.
7. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки. ФГОС ДО / Н.А. Деева. – М.: Учитель, 2018.
8. Деркунская В.А., Никонец И.И., Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 12-19.
9. Додонова Л. П. Системный анализ словосочетания «здоровый образ жизни» // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 3. – С. 23
10. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С.45-47
11. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. – №1. – 2004.
12. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г. Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР Медиа, 2015
13. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2019.
14. Рыбак Е.В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 92-96.
15. Седых Н.В. Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 4. - С. 23-27.
16. Тимичева Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 61-63.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Минобрнауки РФ 17.10.2013 №1155).
18. Щербак А.П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2009. – 160 с.
19. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 3. – С.12-14
20. Якунчев, М.А., Голышенков С.П. Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни" в контексте культурологического подхода к образованию // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 2. – С. 21-28