Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, интерес исследователей к зависимому поведению старшеклассников выступает в качестве традиционного в истории педагогической, социальной, правовой и психологической науки, потому как эта проблема тесным образом переплетается с проблемой социальной адаптации подростков, которая, в свою очередь, выступает в качестве фактора стабильности и развития общества. В большей степени перспективы нашей страны зависят именно от уровня социализации, уровня правового поведения и образованности сегодняшних старшеклассников. Общество, которое обладает системой базовых нравственных ценностей, обязательно должно передать их подрастающему поколению. Именно в этом прослеживается залог того, что они смогут найти свое место в жизни, будут востребованы в обществе.
Во-вторых, в настоящее время в российском обществе прослеживаются новые детерминанты, негативным образом влияющие на процесс развития различных форм зависимого поведения. Специалисты из разных областей высказывают крайнею тревогу в отношении деградации ряда старшеклассников, которые, практически не начав жить, уже лишили себя перспектив найти в обществе достойное место.
В-третьих, очень важно в настоящее время осуществлять раннюю профилактику зависимого поведения старшеклассников.
Таким образом, необходимость пристального изучения проблемы зависимого поведения старшеклассников, широкое распространение среди старшеклассников зависимого поведения, высокая значимость профилактики зависимого поведения подростков, а также широкие возможности в этом отношении арт-терапии, – все это в совокупности и делает рассмотрение темы «Возможности профилактики зависимого поведения старшеклассников средствами арт-терапии» актуальным.
Также важность проблемы обозначена в следующих законодательных актах. Конституцией РФ прописываются права и обязанности подростков как членов общества, основные принципы общественной жизни [1]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с добавлениями и изменениями) обозначается значимость здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе. Федеральный закон от 24.06. 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков» обозначается правовая основа деятельности, ориентированной на предупреждение отклоняющегося поведения лиц, не достигших 18 летнего возраста. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с добавлениями и изменениями) [2] актуализирует значимость и организационные аспекты профилактической работы с подростками. В Письме Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» акцентируется внимание на профилактике зависимости от химических веществ.
Цель исследования – выявить возможности применения арт-терапии для профилактики зависимого поведения старшеклассников.
Объект исследования – зависимое поведение старшеклассников.
Предмет исследования – профилактика зависимого поведения старшеклассников средствами арт-терапии.
Задачи исследования.
1.Рассмотреть подходы к пониманию арт-терапии в отечественной и зарубежной психологии.
2.Выявить причины и признаки зависимого поведения у старшеклассников.
3.Изучить арт-терапия как метод работы со старшеклассниками, склонными к зависимому поведению.
Методологическую основу исследования составляют труды педагогов и психологов по проблеме зависимого поведения (Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Л.И. Максименкова, Н.Н. Мехтиханова, У.Д. Москаленко, Л.Б. Филонов и др.), а также исследования по вопросам арт-терапии (М. Бруно, К.А. Воложина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Б. Калениченко, М.В. Киселева, А. И. Копытин, М.В. Сусанина, Т.А. Родермель и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 14. 03. 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета, 2020. – № 144. – С.2-4.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков: федер. закон Российской Федерации от 25.06. 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 24.04. 2020 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –1999. – № 26. – Ст. 3177. .
3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – Москва: Соц. здоровье России, 2018. – 274 с. .
4. Бруно, М. Терапия творческим самовыражением / М. Бруно. – Москва: Академический проект, 2018, – 487 с.
5. Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации / К.Д. Володина // Организационная психология. – 2017. – Т. 7. –№ 2.. – С. 86-101.
6. Горлов, Г.И. Психологические особенности конструктивного разрешения конфликтных ситуаций учителя со старшеклассниками в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г.И. Горлов. – Калуга, 2001. – 23 с.
7. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – Москва: Академия, 2013. – 218 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 170 с.
9. Иваненко, Л.Н. Изотерапия как метод арт-терапии. [Электронный ресурс] / Л.Н. Иваненко. – Режим доступа: URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/11224-Izoterapiya_kak_metod_art-terapii.html.
10. Калениченко, А.Б. Арт-терапевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение [Электронный ресурс] / А.Б. Калениченко, Т.А. Родермель. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapevticheskie-metody-v-rabote-s-podrostkami-imeyuschih-deviantnoe-povedenie.
11. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 480 с.
12. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отношения / Ю.А. Клейберг. – Москва: Вита-Пресс, 2017. – 254 с.
13. Копытин, А.И. Современная клиническая арт - терапия: учебное пособие / А.И. Копытин. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 264 с.
14. Кузина, О.В. Профилактика зависимого поведения учащихся [Электронный ресурс] / О.В. Кузина. – Режим доступа: URL: https://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/statya-quot-profilaktika-zavisimogo-povedeniya-uchaschihsya-quot-782242%
15. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. – Санкт-Петербург: Речь, Сфера, 2018. – 167 с.
16. Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И. Максименкова // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки.– 2008. – № 2. – С. 126-131.
17. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения : учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 122 с.
18. Москаленко, У.Д. Зависимость семейная болезнь / У.Д. Москаленко. – Москва: ПЕР СЭ, 2009. – 129 с.
19. Пурник, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н.Е. Пурник. – Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 234 с.
20. Сазонова, П.Е. История возникновения арт-терапевтического метода, как механизма психологического и педагогического воздействия [Электронный ресурс] / П.Е. Сазонова. – Режим доступа: URL: http://www.rusnauka.com/pdf/283376.pdf
21. Смирнова, О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами / О. Смирнова // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2018. – №2. – С. 29 – 48.
22. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. / А. Спиваковская. – М.: ООО Апрель Пресс, 2010. – 430 с.
23. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие / И.В. Сусанина. – Москва: «Когито-Центр», 2007. — 95 с.
24. Сучкова, Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей / Н.О. Сучкова. – Санкт-Петербург: Речь, Сфера, 2008. – 244 с.
25. Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л.Б. Филонов //Психология формирования и развития личности. – Москва, 2011. – С. 95-99.
26. Флэйк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин; пер. с англ., общ. ред. М.С. Мацковского. – Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 2018. – С. 233-236.
27. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 168 с.
28. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. – Москва Детство-пресс. 2014. – 272 с.