Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Земля – главный ресурс окружающей среды, а земельные участки – ключевой предмет гражданского, имущественного оборота. Для упорядоченного управления использованием и охраной земель, необходим систематичный учет и мониторинг. Элементом такого организационно-правового механизма и является государственный кадастровый учет земельных участков.
Любой земельный участок является объектом недвижимости, поэтому нередко становится предметом сделок. Чтобы они были действительны, государство должно признать права на участок, поэтому земля подлежит обязательной регистрации. П. 7 ст. 1 ФЗ № 218 от 13.07.2015 поясняет, что такое кадастровый учет земельного участка – внесение в реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о конкретном объекте и его физических характеристиках, подтверждающих существование такого объекта в натуре и отличающих его от аналогичных наделов.
Государственный кадастровый учет земельных участков – это занесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – «ЕГРН») данных об участке, позволяющих определить его в качестве уникальной вещи. По своей сути учет - это признание и подтверждение государством существования конкретного земельного участка, путем включения сведений о нем в ЕГРН. Иными словами, если данных о вашей недвижимости нет в ЕГРН, то и объекта в рамках правового поля не существует. Совершать любые сделки, в отношении такого земельного участка, по закону нельзя.
Постановка на кадастровый учет земельных участков осуществляется при образовании такого объекта – выделении участка, возведении строения и так далее. В дальнейшем, например, при уточнении или изменении границ, может осуществляться повторная процедура. Однако при проведении сделок с объектом проводится лишь государственная регистрация прав – в ЕГРН вносятся изменения в отношении собственников.
Цель исследования – изучить и проанализировать назначение, содержание, виды и способы учета земель.
Задачи исследования:
1) изучить назначение, содержание земель;
2) виды и способы учета земель в РФ.
Объект исследования – земли в РФ.
Предмет исследования – способы учета земель.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Назначение, содержание земель
1.1 Категории и целевое назначение земель в РФ
Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населенных пунктов;
- Земли промышленности;
- Земли особо охраняемых территорий и объектов;
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.
Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.
При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))».
К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.
Промышленные земли. Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.
Земли лесного фонда. Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.
Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии. Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).
Земли водного фонда. Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).
Земли государственного запаса. К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
1.2 Формирование института оценки земли в России
Зарождение института оценки земель началось в конце XV в., когда Иван III установил поместную систему оплаты труда госслужащих. После успешного окончания службы подданные получали землю в собственность. Соответственно, возникла необходимость точного учета и адекватной оценки поместных окладов
Впервые комплексное описание и оценка земель были проведены в рамках создания Поместного приказа (XVI в.). Содержащиеся в нем сведения послужили основанием внедрения поземельного (языком оригинала «посошного») налогообложения. Сумма мзды зависела не только от площади, но и от качества принадлежащих плательщику земель. Пашни подразделялись на 4 категории от «доброй» до «добре худой».
Оценка вотчин и поместий в XVII в. производилась с учетом:
- правового статуса частных землевладений;
- качества, структуры угодий;
- количества крестьянских дворов.
Указом 1714 года Петр I отменил деление земель на поместья и вотчины, взамен ввел понятие «имение». Его содержание приблизительно соответствует современной категории «домовладение». Поземельный налог был заменен подушной податью. Учет количественных и качественных характеристик угодий утратил былую значимость.
К середине VIII в. необходимость в оценке земельной собственности резко возросла. С целью размежевания и определения стоимости земельных дач и урочищ в 1765-1840 годах (при Екатерине II) проведено всероссийское генеральное межевание.
Описания дворянских имений включали сведения о:
Фрагмент для ознакомления
3
1. О государственной кадастровой оценке : федер. закон : [принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года]
2. Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений : приказ Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307
3. Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке : приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226
4. Земельный кодекс Российской Федерации : [принят Государственной Думой 28 сентября 2000 года, одобрен Советом Федерации 10 октября 2001
5. Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения : приказ Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 № 145 (ред. от 08.07.2011)
6. Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения : приказ Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 № 445 / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации
7. Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов : приказ Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 138
8. Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации : приказ Росземкадастра от 17.10.2002 № П/336
9. Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда : приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2005 № 99
10. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» : приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297
11. Тихонова К. В. Ретроспективный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих определение кадастровой стоимости / К. В. Тихонова, Е. В. Малова // Экономика и экология территориальных образований. — 2021. — Т. 5, № 1. — С. 89–96
12. Правовое регулирование в области государственной кадастровой оценки недвижимости: некоторые аспекты. - URL: https://asmo.arbitr.ru/files/pdf/petropavlovskaya.pdf#:~:text=Началом%20формирования%20законо-дательной%20базы%20по,в%20федеральный%20бюджет%20и%20бюджеты