Фрагмент для ознакомления
1
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2.Лингвистические основы воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 10
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1.Формы работы с родителями по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи 14
2.2.Характеристика традиционных форм работы с родителями по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 18
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 22
3.1.Характеристика нетрадиционных форм работы с родителями по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 22
3.2.Комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимодействия с родителями в процессе воспитания речевого этикета у старших дошкольников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для родителей 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании, в успешной адаптации к новым требованиям современного социума, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.
Взаимодействие семьи и ДОУ является необходимым условием работы педагога по любому направлению. Не является исключением и работа по формированию навыков этикетной речи у дошкольников.
Тема исследования: взаимодействие с родителями по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: родители детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: изучить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные формы взаимодействия с родителями по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить особенности речевого развития детей дошкольного старшего
дошкольного возраста и лингвистические основы воспитания речевого этикета
у детей старшего дошкольного возраста
- рассмотреть традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;
-провести диагностику воспитанности навыков этикетной речи у старших дошкольников;
-представить комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимодействия с родителями в процессе воспитания речевого этикета у старших дошкольников
Гипотеза исследования: если с родителями организовывать продуктивное взаимодействие по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников с помощью различных традиционных и нетрадиционных форм работы, то навыки этикетной речи у детей улучшатся.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, методической литературы по проблеме речевого этикета детей старшего дошкольного возраста; эмпирические методы: опрос (анкетирование);
Курсовая работа состоит из трех глав: в первой главе рассматриваются особенности речевого развития детей дошкольного старшего дошкольного возраста и лингвистические основы воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста; во второй главе проведенно анкетирование родителей; в третьей главе производится диагностика воспитанности навыков этикетной речи у старших дошкольников и комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимодействия с родителями в процессе воспитания речевого этикета у старших дошкольников.
При написании курсовой работы использовались методические, педагогические труды таких авторов, как Андреевой.Г.М., Арнаутовой.Е.П., Выготского.Л.С., Эльконин Д.Б., и других.
В исследовательской работе использовались следующие аббревиатуры.
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение.
ДОО - дошкольная образовательная организация.
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Важнейшим условием формирования полноценной психики у ребенка и его последующего здорового развития является своевременное и полное овладение речью. Особенно важно внимание к развитию речи ребенка на ранних этапах его развития, потому что в это время мозг интенсивно развивается, и налаживаются его функции.
Согласно разработкам физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются точной тренировке в период их усиленной тренировки. Без упражнений развитие этих функций задерживается и может даже прекратиться навсегда.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4–е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 672 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.: Издательство Санкт–Петербургского университета, 2007. 514 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика–Синтез, 2013. 272 с.
4. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1998. №5. С.12–13.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011. 255 с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в старших группах ДОУ. М.: Просвещение, 2005. 208 с.
7. Виноградов В.В. Избранные труды. М.: Наука, 1975. 559 с.
8.Грабина О.С. Формирование навыков речевого этикета в ДОУ: наст. книга воспитателя. СПб.: Питер, 2018. 61 с.
9. Грабчикова Е.С. Программа занятий «Речевой этикет». М.: Изд– во министерства образования и науки РФ, 2016. 15 с.
10.Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др. СПб.: Детство–пресс, 2010. 224 с.
11.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 208 с.
12.Иванчикова К.С. Упражнения для формирования навыков этикета у дошкольников. М.: Куб, 2018. 47 с.
13. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта, 1999. 496 с. 23. Колесников Н.П. Культура речи. М.: Просвещение, 2001. 380 с.
14.Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. 4–е изд, перераб. и доп. М.: Изд–во ВПШ и АОН, 2001. 74 с.
15.Крысин Л.П., Скворцов Л.И. Правильность русской речи. 3–е изд., перераб. М.: Наука, 2005. 237 с.
16. Пань Х. Русский речевой этикет в условиях образовательной среды китайского технического ВУЗа // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. №2. С.14–18.
17.Педагогическое речеведение. Словарь–справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 314 с.
18.Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 175 с.
19. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта–Принт ДОМ. 21век. 2008. 1239 с.
20. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты. М., 1987. 126 с.
21.Этикет к школе [Электронный ресурс] // Правила хорошего тона. URL: http://www.knigge.ru/etiket–v–shkole.html. Дата доступа: 05.11.2021.
22.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. 141 с