Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России очень большое количество населения нуждается в социальной защите и поддержки со стороны государства. В связи с этим проблема подготовки кадров для социальных служб встаёт особенно остро и нуждается в контроле со стороны государства. Стране нужны новые хорошо обученные кадры, разбирающиеся в данной проблеме.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что Россия в последнем десятилетии XX столетия столкнулась с серьёзными социальными проблемами: в стране очень низкий уровень жизни населения, большое число безработных, малоимущих и многодетных семей, а также значительное количество пенсионеров нуждающихся в помощи. Уровень профессиональной подготовки людей, в основном не соответствует требованием современной системе управления.
В литературе сформулированы причины такой ситуации. Во-первых, в организациях не функционирует система повышения квалификации, а уровень подготовки управленческих кадров отстает от требований организации. Во-вторых, повышение требований, к специалисту социальной службы или какой-либо другой организации влечет за собой понижение уровня квалификации управленческих кадров и кадров в учреждениях социальной помощи населения. В-третьих, получают развитие отрасли, которым ранее не уделялось столько внимания (например, сфера обслуживания социальной защиты населения), без которых невозможно функционирование организации по оказанию социальной помощи нуждающемуся населению.
Но даже высококвалифицированные специалисты из смежных организаций не имеют соответствующей профессиональной подготовки, чтобы эффективно осуществлять деятельность по возникающим новым профессиям. В-четвертых, профессиональные знания, получаемые в высших и средне специальных учебных заведениях, со временем устаревают, и являются недостаточными для осуществления квалифицированной деятельности в социальных учреждениях и других различных организациях.
Проблема исследования: каковы особенности профессионального развития персонала в учреждениях социального обслуживания населения?
Цель исследования: определить и описать особенности профессионального развития персонала в учреждениях социального обслуживания населения.
Объект исследования: профессиональное развитие персонала.
Предмет исследования: особенности профессионального развития персонала в учреждениях социального обслуживания населения.
Задачи исследования:
1. проанализировать современные подходы к определению сущности профессионального развития персонала;
2. охарактеризовать социальную работу как особый вид профессиональной деятельности;
3. проанализировать опыт профессионального развития персонала в учреждениях социального обслуживания населения;
4. описать особенности профессионального развития персонала в учреждениях социального обслуживания населения.
Предпосылкой анализа современных проблем кадровой политики, а также проблемы формирования и функционирования профессиональных кадров нашли отражение в работах В. Щербины исследованы общие вопросы управленческой теории и практики, а также методологические основы использования социальных технологий в качестве эффективного инструментария совершенствования кадрового потенциала и повышения его в управлении современными социальными процессами.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения , списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Современные подходы к определению сущности профессионального развития персонала
Вопросы профессионального развития имеют междисциплинарный характер изучения, поскольку аспекты профессионального развития изучаются в таких областях, как педагогика, психология, экономика, социология и бизнес-администрирование. В конце 1980-х годов на стыке наук образовалась новая дисциплина - акмеология. Целью акмеологии является изучение механизмов достижения наилучших результатов деятельности человека (акме) (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева и др.) 2.
В настоящее время существует два мощных теоретических подхода к изучению профессионального развития персонала организаций: психологический, социологический и управленческий.
Представители психологического подхода (Зеер Э.Ф., Маркова А.К., Грановская Р.М., Корнеева Л.Н., Э.А., профессионально детерминированная деструкция, метапсихологические категории профессионального развития и другие параметры профессионального развития. трансформация предмета труда в процессе усвоения и исполнения.
Представители социологического управленческого подхода (А.И. Турчинов, К.О. Магомедов, А.Я. Кибанов, А.А. Генкин и др.) - это в основном понятия «профессиональная адаптация», «деловая карьера», «кадровая политика», «мотивация сотрудников». указывает »,« Человеческий потенциал »и др. Основная задача этого подхода - рассмотреть модели и теории управления человеческими ресурсами организации.
Также стоит упомянуть молодых ученых (представителей социологического и управленческого подходов). С.В. Романцов, Ю. Г. Дремова, Л. Шарапова, М. Ул. Мукаметова.
В таблице 1 представлены различные теоретические подходы к проблеме повышения квалификации сотрудников организаций.
Также рекомендуется определить характер профессионального развития.
Сущность профессионального развития также будет рассмотрена с позиции двух подходов: социолого-управленческо-го и психологического.
Сущность профессионального развития с точки зрения социологического и управленческого подходов раскрывается в следующих определениях:
По словам доктора социальных наук А.И. Турчинова, профессиональное развитие - это процесс изменения квалификации человека как объекта профессионального труда в результате профессионального и специального образования, профессионального развития и повышения самоопределения сотрудников.
В своей дипломной работе Ю.Г. Дремова рассматривает профессиональное развитие личности как сложный, разнородный процесс, который развивает профессиональные навыки и способности, развивает навыки, поддерживает актуальность систем знаний и развивает творческие, интеллектуальные, интуитивные, аналитические и другие личностные способности. Это важно для определения профессиональной деятельности и формирования способностей к саморазвитию и саморазвитию [6].
Таблица 1 Классификация теоретических подходов к исследованиям «профессионального развития»
В. Романцова определяет сущность профессионального развития государственных служащих и определяет его как процесс, направленный на формирование, обновление и повышение профессиональных качеств и квалификации и профессионального роста государственных служащих, осуществляемый в соответствии с усложнением административных задач. Потому что существует потребность в улучшении функционирования и эффективности федеральных государственных агентств [7] ...
В музыкальном видео Сейтмухаметова рассматривает профессиональное развитие как характеристику жизни человека и связывает его со сложным процессом, идущим по альтернативным траекториям8.
В исследованиях других представителей социологических подходов к менеджменту нет прямого определения «профессионального развития», но подробно описаны характеристики «деловой карьеры» сотрудников организации.
С точки зрения психологического подхода сущность профессионального развития раскрывается в статье 9 следующей концепции.
Профессиональное развитие - цель и ценность профессиональной культуры.
- Профессиональное развитие определяется природными, биологическими и социальными факторами, индивидуально-психологическими особенностями личности (человека) и случайными событиями.
- профессиональное развитие - открытый, неравновесный и неоднородный процесс;
- Есть пределы профессионального развития.
- Профессиональное развитие предполагает преодоление внешних и внутренних психологических барьеров.
Важность понимания основных положений психологического подхода необходима для таких положений, как социологический и управленческий подходы, особенно при определении профессионального развития естественными и социальными факторами. осознание ограничений профессионального развития; Наличие определенных барьеров для профессионального развития. Рассмотрение этих положений полезно и полезно для любого менеджера и любого профессионала в отделе кадров компании или организации.
Сравнительная характеристика характера профессионального развития представлена в таблице 2 «Параметры, сравнивающие характер профессионального развития между социологическим менеджментом и психологическими подходами».
Таблица 2- «Параметры сравнения сущности профессионального развития между социолого-управленческим и психологическим подходами».
Обобщая изложенный выше подход, стоит сделать следующие выводы:
Во-первых, профессиональное развитие - это процесс.
Во-вторых, в результате этого процесса происходит формирование и усиление определенных способностей и качеств личности.
В-третьих, эти способности и качества связаны с профессиональной деятельностью человека.
В-четвертых, этот процесс сложен и ограничен.
В-пятых, этот процесс может быть вызван множеством факторов социального, биологического (природные условия, личные психологические) и случайного происхождения.
Таким образом, профессиональное развитие - это сложный процесс формирования и развития навыков, способностей, качеств, компетенций, связанных с профессиональной деятельностью человека, за счет факторов социального, биологического и случайного происхождения.
Чтобы лучше понять процесс личного профессионального развития, рекомендуется выделить ключевые этапы профессионального развития. Знание этого этапа является важным приобретением (помощником) в решении различных управленческих задач, связанных с повышением квалификации сотрудников организации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Власенко, Л. В. Управление процессами формирования кадрового состава / Л. В. Власенко // Социогуманитарный вестник. — 2017. — № 1 (10). — С. 57–62.
2.Лапытов, Р. К. Особенности управления кадровыми процессами в сфере социальной защиты населения / Р. К. Лапытов // Государственная служба. — 2018. — № 5 (55). — С. 203–206.
3.Михайлин, С. А. Управление кадровыми процессами / С. А. Михайлин // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 10–1. — С. 121–123.
4.Менеджмент в социальной работе : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.
5.Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
6.Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
7.Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; под науч. ред. Г. Е. Зборовского. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та. — 433 с.
8.Пенсионное обеспечение : учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
9. Правовое обеспечение социальной работы: учебник/ под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. – М.: Дашков и Ко, 2013. – С. 122.
10.Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 400 с.
11. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
12.Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин ; под общ. ред. П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с.
13.Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для СПО / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 282 с.
14. Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося : монография / М. Е. Сачкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
15. Солодянкина, О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с
16. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 416 с.
17.Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
18.Сущинская, М. Д. Социальная экспертиза : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с.
19.Серкина Н. А. Совершенствование управления развитием персонала / Н.А. Серина // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 286-289.
20. Сухов М. А. Опыт внедрения системы саморазвития персонала в российских компаниях / М.А. Сухов, О.А. Пешкова // Автоматизация и управление в технических системах. — 2015. — № 4.2
21.Хрусталёв А. В. Формирование кадровой стратегии и кадровой политики организации / А.В. Хрусталев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3081–3085.
22.Цветаев В. М. Кадровый менеджмент: Учебник. -М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2014. -160 с.
23.Чуланова О.Л. Управление персоналом на основе компетенций : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, — 2017. — 122 с.
24.Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с
25.Чеметова, Е. В. Особенности управления кадровыми процессами в сфере социальной защиты населения / Е. В. Чеметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61179/ (дата обращения: 25.11.2021).