Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей до-школьного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нор-мальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в осно-ве способностей человека и является условием учения, приобретения зна-ний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим по-знавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспе-чивающим целостность и развитие личности.
В статье 2.6. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Обра-зовательный Стандарт дошкольного образования) говорится, что: «По-знавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любозна-тельности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой ак-тивности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окру-жающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и по-кое, причинах и следствиях и др.)…». Таким образом, можно сделать вы-вод, что развитие памяти осуществляется в наибольшей степени в области «Познавательное развитие». Но, не стоит забывать, что в процессе разви-тия и воспитания детей происходит интеграция всех областей.
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ вос-принятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память включается во все виды и уровни деятельности, посколь-ку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объ-единяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направ-ленную на познание окружающей действительности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приоб-ретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель, запомнить – вспомнить и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Та-ким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти.
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запомнить и воспроизводить материал приводит к определенным измене-ниям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоя-тельность в их деятельности, развиваются произвольные психические про-цессы.
Изучению проблемы формирования и развития памяти посвяти-ли свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.М. Игнатенко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.
«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, - писал Л.С. Выготский, - является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, кото-рая характеризуется прежде всего тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль».
Таким образом, после изучения материала по развитию памяти был сформирован аппарат исследования.
Объект исследования: процесс развития памяти дошкольников.
Предмет исследования: психолого–педагогические условия разви-тия произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в до-школьном возрасте.
Задачи:
- изучить понятие «память» в психолого-педагогической литерату-ре;
- рассмотреть классификацию видов памяти у детей дошкольного возраста;
- описать методы и приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста;
- произвести организацию и методику проведения эксперименталь-ного следования развития памяти у детей дошкольного возраста;
- произвести анализ и обсуждение результатов экспериментального
исследования развития памяти у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно–теоретической и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опы-та, анализ понятийно- терминологической системы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе
Память – это важнейшее психическое свойство человека, которое в значительной степени определяет развитие его личностных особенностей.
Собственно, понятие “память” подразумевает множество толкова-ний. Например, это:
− способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опы-та и информации; [3, c.150]
− психологический процесс, выполняющий функции запомина-ния, сохранения и воспроизведения материала;
− способность связывать отдельные переживания из прошлого с конкретным временем и пространством; [28c.124]
− совокупность процессов и функций, расширяющих познава-тельные возможности человека; [3, c.184]
− сложная структура нескольких функций или процессов, обес-печивающих фиксацию прошлого опыта человека.
В России проблемами общей психологии и, в частности проблема-ми памяти, занимались такие выдающиеся ученые, как: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, Р.Л. Немов и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования) [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/, свободный.
2. Виды памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-pamati-u-detej-doskolnogo-vozrasta, свободный.
3. Готовность к школе: развивающие программы/ Под. Ред. И.В. Дуб-ровиной. – 4 –е изд. – Екатеринбург. Деловая книга, 2019. -112с. – (Руко-водство практического психолога).
4. Диагностика памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/108-pamat, свободный.
5. Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников [Электрон-ный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news5872.html, свободный.
6. Дидактические игры в детском саду [Электронный ресурс]/ Элек-трон. текстовые дан. – Режим доступа: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu.html, свобод-ный.\
7. Дидактические игры [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-577092.html, свободный.
8. Закономерности развития памяти в дошкольном возрасте [Электрон-ный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studwood.ru/1223492/psihologiya/zakonomernosti_razvitiya_proizvolnoy_pamyati_doshkolnom_vozraste, свободный.
9. Крутецкий, В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. учи-лищ.— М.: Просвещение.—352 с, ил.. 2019. – 113 с.
10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Яро-славль: «Академия развития», 2018. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:ПИТЕР, 2020.– 344с.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: 2017.- 245с.
13. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 2016, – 219с.
14. Урунтаева Т.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2019. – 223с.
15. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) -М., 1960.–138с.